Саморегулируемая межрегиональная ассоциация оценщиков
Создавая лучшее, объединяем вместе!
Электронная
приемная
Вход в личный кабинет оценщика
Карта сайта
Кадастровая
карта

ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ

10.06.2009
 
«Определение величины арендной платы за использование аэродромных комплексов» 
Введение
Данное техническое задание (далее - ТЗ) содержит стандартные требования в отношении обстоятельств, процедур, способов выполнения работ и формы представления результатов в процессе выполнения работы по оценке и подготовке отчета об оценке рыночной стоимости имущественных прав пользования по договору аренды аэродромными комплексами, являющимися собственностью Российской Федерации.
В задачу Оценщика, действующего в соответствии с настоящим ТЗ, не входит определение условий заключения договора аренды. Условия заключения договора аренды формулируются Заказчиком оценки и предоставляются Оценщику в соответствии с положениями п. 2. настоящего ТЗ в качестве исходной информации для расчетов.
В случае, если объектом оценки является право пользования по договору аренды элементом аэродромного комплекса, то оценка осуществляется с учетом положений п. 12 настоящего ТЗ.
 
1. Используемые термины и понятия
В настоящем ТЗ используются следующие основные термины и понятия:
ставка арендной платы (СА) – сумма арендной платы, применяемая к установленному в договоре аренды (в задании на оценку) расчетному периоду времени и расчетной единице (аэродромный комплекс, другое) для вычисления арендного платежа за платежный период. В процессе оценки оценщиком осуществляется определение ставки арендной платы применительно к расчетному периоду и расчетной единице, с учетом периодичности платежей и срока, в течение которого будет действовать арендная ставка;
арендный платеж (АП) – сумма арендной платы, рассчитанная исходя из ставки арендной платы, количества расчетных единиц, а также числа расчетных периодов времени в платежном периоде;
расчетный период (РП) – элементарный, определяемый условиями договора аренды (задания на оценку), период времени, на который устанавливается ставка арендной платы. Может быть больше или меньше платежного периода (например, ставка арендной платы – 120 ед. в год (расчетный период) с ежемесячным платежом (платежный период); соотношение расчетного периода и платежного периода 12:1);
платежный период (ПП) – интервал времени между установленными условиями договора аренды (задания на оценку) датами арендных платежей;
период действия арендной ставки (ПД) – период, определяемый условиями договора аренды (задания на оценку), в течение которого будет использоваться определенная оценщиком (и установленная договором аренды) арендная ставка;
аэропорт –комплекс сооружений, включающий в себя аэродром, аэровокзал, другие сооружения, предназначенные для приема и отправки воздушных судов, обслуживания воздушных перевозок и имеющий для этих целей необходимое оборудование и персонал;
аэродром (аэродромный комплекс) –земельный или водный участок, специально подготовленный и оборудованный для обеспечения взлета, посадки, руления, стоянки и обслуживания воздушных судов;
аэродромные сооружения включают в себя грунтовые элементы летного поля, грунтовые основания, аэродромные покрытия, водоотводные и дренажные системы, а также специальные площадки и конструкции;
летное поле аэродрома –часть аэродрома, на которой расположены одна или несколько летных полос, рулежные дорожки, перроны и площадки специального назначения;
летная полоса (ЛП) –часть летного поля аэродрома, включающая взлетно-посадочную полосу и примыкающие к ней спланированные и в отдельных случаях уплотненные, а также укрепленные грунтовые участки, предназначенные для уменьшения риска повреждения воздушных судов, выкатившихся за пределы взлетно-посадочной полосы;
взлетно-посадочная полоса (ВПП) –часть летного поля аэродрома, специально подготовленная и оборудованная для взлета и посадки воздушных судов. ВПП может иметь искусственное покрытие (ИВПП) или грунтовое (ГВПП);
рулежная дорожка (РД) –часть летного поля аэродрома, специально подготовленная для руления и буксировки воздушных судов. РД могут быть магистральные (МРД), соединительные, вспомогательные;
перрон –часть летного поля аэродрома, предназначенная для размещения воздушных судов в целях посадки и высадки пассажиров, погрузки и выгрузки багажа, почты и грузов, а также других видов обслуживания;
место стоянки воздушного судна (МС) – часть перрона или площадки специального назначения аэродрома, предназначенная для стоянки воздушного судна с целью его обслуживания и хранения;
аэродромные покрытия – конструкции, воспринимающие нагрузки и воздействия от воздушных судов, эксплуатационных и природных факторов, которые включают:
ь верхние слои (слой), именуемые в дальнейшем «покрытие», непосредственно воспринимающие нагрузки от колес воздушных судов, воздействия природных факторов (переменного температурно-влажностного режима, многократного замораживания и оттаивания, влияния солнечной радиации, ветровой эрозии), тепловые и механические воздействия газовоздушных струй авиационных двигателей и механизмов, предназначенных для эксплуатации аэродрома, а также воздействие антигололедных химических средств;
ь нижние слои (слой), именуемые в дальнейшем «искусственное основание», обеспечивающие совместно с покрытием передачу нагрузок на грунтовое основание, которые помимо несущей функции могут выполнять также дренирующие, противозаиливающие, термоизолирующие, противопучинные, гидроизолирующие и другие функции;
грунтовые основания – спланированные и уплотненные местные или привозные грунты, предназначенные для восприятия нагрузок, распределенных через конструкцию аэродромного покрытия;
PCN – показатель прочности покрытий ВПП, определяемый в соответствии с требованиями международных стандартов ИКАО;
водоотводные и дренажные системы – система сооружений, предназначенных для отвода воды с поверхности покрытий и понижения уровня подземных вод с целью обеспечения необходимой устойчивости грунтового основания и слоев аэродромного покрытия при восприятии нагрузок в расчетный период наибольшего увлажнения грунтов, а также исключения аквапланирования колес самолетов при движении по ИВПП;
специальные конструкции – струеотклоняющие щиты, швартовочные и заземляющие устройства, заглубленные каналы, колодцы, светосигнальное оборудование и прочие элементы, воспринимающие усилия от ветровых, колесных нагрузок, газовоздушных струй авиадвигателей и др., предназначены для обеспечения нормальной безопасной эксплуатации воздушных судов на различных участках аэродрома;
место ожидания на рулежной дорожке - определенное место на рулежной дорожке аэродрома, предназначенное для остановки воздушных судов и транспортных средств, в целях обеспечения их безопасного удаления от взлетно-посадочной полосы;
трансферный центр (хаб) – аэропорт, консолидирующий авиасвязи разных направлений;
объекты единой системы организации воздушного движения –комплекс зданий, сооружений, коммуникаций, а также наземные объекты средств и систем обслуживания воздушного движения, навигации, посадки и связи, предназначенные для организации воздушного движения;
максимальная взлетная масса (МВМ) – характеристика воздушного судна, указываемая в сертификате летной годности воздушного судна (удостоверении о годности к полетам) и используемая при расчете сборов за аэронавигационное и аэропортовое обслуживание;
ACN – классификационное число воздушного судна. Определяется для каждого конкретного судна аналогично показателю PCN;
ИКАО – международная организация гражданской авиации, являющаяся специализированным учреждением ООН;
ИАТА – международная неправительственная организация, осуществляющаярегулирование коммерческой работы воздушных перевозчиков, разработку форм перевозочных документов, согласование тарифов, участие совместно с ИКАО в разработке проектов законодательных актов и т.п.
2. Содержание задания на оценку
2.1. Наименование объекта аренды в соответствии с правоустанавливающими документами;
2.2. Адрес месторасположения объекта аренды;
2.3. Наличие договора аренды:
· договор аренды не заключен;
· договор аренды заключен;
· наименование арендодателя.
2.4. Объект оценки: имущественные права пользования по договору аренды аэродромным комплексом, являющимся собственностью Российской Федерации;
2.5. Цель и задача оценки: определение стоимости имущественных прав пользования по договору аренды аэродромным комплексом для заключения (продления срока действия) договора аренды аэродромного комплекса либо определения финансовых условий договора аренды комплекса на следующий период действия арендной ставки. В качестве конечного результата должна быть получена выраженная в виде числа величина рыночной ставки арендной платы на дату оценки применительно к расчетному периоду и расчетной единице, с учетом периодичности платежей и срока, в течение которого будет действовать арендная ставка;
2.6. Вид стоимости: рыночная стоимость;
2.7. Дата проведения оценки (дата определения стоимости, далее – дата оценки);
2.8. Отчет об оценке должен соответствовать требованиям данного ТЗ и действующего законодательства Российской Федерации, в том числе:
· Федерального закона «Об оценочной деятельности» №135-ФЗ от 29.07.1998 года;
· Постановления Правительства РФ «Стандарты оценки, обязательные к применению субъектами оценочной деятельности» №519 от 06.07.2001 года;
2.9. Основные условия договора аренды, для которых определяется рыночная величина ставки арендной платы за пользование аэродромным комплексом. При наличии действующего договора аренды Оценщик использует условия действующего договора (представленного Заказчиком оценки и являющегося неотъемлемой частью задания на оценку) с учетом изменений, указанных в настоящем пункте и имеющих приоритет перед условиями договора аренды:
2.9.1. Целевое использование аэродромного комплекса;
2.9.2. Срок до окончания действия договора аренды;
2.9.3. Расчетный период (месяц; квартал; год; другое);
2.9.4. Платежный период (месяц; квартал; год; другое);
2.9.5. Момент уплаты арендной платы (в начале или в конце платежного периода; другое);
2.9.6. Период действия арендной ставки;
2.9.7. Ответственная (несущая издержки) сторона за текущее содержание аэродромного комплекса (арендатор, арендодатель либо способ разделения затрат между ними);
2.9.8. Ответственная (несущая издержки) сторона за выполнение текущего ремонта аэродромного комплекса (арендатор, арендодатель либо способ разделения затрат между ними);
2.9.9. Ответственная (несущая издержки) сторона за выполнение капитального ремонта аэродромного комплекса (арендатор, арендодатель либо способ разделения затрат между ними);
2.9.10. Ответственная (несущая издержки) сторона за страхование аэродромного комплекса (арендатор, арендодатель либо способ разделения затрат между ними);
2.9.11. Валюта, в которой должна быть выражена величина ставки арендной платы (рубли; EURO; USD; условные единицы (УЕ) с указанием курса пересчета к реальным валютам; другое);
2.9.12. Указание включать или нет сумму НДС в арендную ставку;
2.9.13. Способ установления ставки арендной платы:
· на аэродромный комплекс в целом за один расчетный период;
· другие способы;
2.9.14. Порядок учета при расчете ставки арендной платы отложенного ремонта элементов аэродромного комплекса, не выполненного эксплуатантом аэродрома в прошлом периоде (при наличии):
· стоимость проведения подлежащего учету отложенного ремонта;
· ответственная (несущая издержки) сторона за выполнение отложенного ремонта;
· срок, в течение которого должен быть осуществлен ремонт (произведены расчеты между сторонами по этой статье) и порядок расчетов;
2.9.15. Порядок учета при расчете ставки арендной платы стоимости неотделимых улучшений аэродромного комплекса, выполненных в прошлом периоде за счет эксплуатанта аэродромного комплекса (при наличии):
· стоимость существующих неотделимых улучшений, подлежащая учету при расчете ставки арендной платы;
· способ учета стоимости подлежащих учету существующих неотделимых улучшений при расчете ставки арендной платы;
2.9.16. Порядок учета при расчете ставки арендной платы стоимости будущих неотделимых улучшений аэродромного комплекса, которые предполагается осуществить за счет эксплуатанта аэродромного комплекса:
· перечень, сроки создания и стоимость подлежащих учету при расчете ставки арендной платы планируемых неотделимых улучшений;
· способ учета стоимости планируемых неотделимых улучшений, подлежащих учету, при расчете ставки арендной платы;
2.9.17. Порядок учета оплаты аренды земельного участка под аэродромным комплексом (арендный платеж учитывается в составе ставки арендной платы или осуществляется по отдельному договору);
2.9.18. Дополнительные условия.
3. Общий порядок выполнения работ
Для выполнения работы по оценке стоимости имущественных прав по договору аренды Оценщик должен выполнить следующие действия:
3.1. Осуществить письменный запрос к Заказчику о предоставлении необходимой информации для идентификации объекта оценки и объекта аренды и выявления всех существенных характеристик, влияющих на величину рыночной ставки платы за аренду аэродромного комплекса в сделке, заключенной на условиях, приведенных в задании на оценку (содержание задания на оценку - п.2 настоящего ТЗ). Состав необходимой для получения информации приведен в разделе 4 настоящего ТЗ;
3.2. Провести осмотр аэродромного комплекса (объекта аренды);
3.3. Сделать фотографии элементов аэродромного комплекса, позволяющие визуально оценить их размеры, особенности конструкций, состав используемого оборудования (в том числе, газоотбойных устройств, швартовочных устройств на местах стоянки, заземляющих устройств и пр.), а также наличие всех внешних дефектов;
3.4. Выполнить анализ полученных сведений и документов с целью определения:
· типа и особенностей конструкции элементов аэродромного комплекса;
· возможных допустимых условий эксплуатации аэродромного комплекса (по типу, количеству и степени загрузки возможных к приему воздушных судов);
· технического состояния элементов аэродромного комплекса;
3.5. Осуществить сбор и анализ информации о сфере функционирования аэродромного комплекса (объекта аренды) с целью определения:
3.5.1. В рамках доходного подхода:
· прогноза числа взлетов-посадок по каждой ВПП аэродромного комплекса (объекта аренды) в рамках анализа наилучшего и наиболее эффективного использования) в разрезе типов судов (с учетом индекса ACN) с учетом условий задания на оценку (п.2. настоящего ТЗ);
· прогноза величины сбора за взлет-посадку, сбора за сверхнормативную стоянку, тарифа за временную стоянку на аэродроме, других тарифов и сборов, учитываемых в расчетах;
· структуры и уровня текущих издержек типичного арендатора на эксплуатацию аэродромного комплекса (объекта аренды) в случае эксплуатации объекта аренды в варианте наилучшего и наиболее эффективного использования;
· объемов всех видов ремонта, если они осуществляются за счет арендатора в соответствии с заданием на оценку (п.2. настоящего ТЗ);
· суммы издержек Арендатора на производство неотделимых улучшений в прошлом в соответствии с заданием на оценку (п.2. настоящего ТЗ);
· плана затрат на создание и результатов создания неотделимых улучшений объекта аренды, которые предписано договором аренды произвести Арендатору в будущем в соответствии с заданием на оценку (п.2. настоящего ТЗ) и учитываемых при расчете арендных платежей;
· нормативной доходности аэродромной деятельности арендатора аэродромного комплекса;
3.5.2. В рамках затратного подхода:
· затрат на воспроизводство элементов аэродромного комплекса;
· нормативного срока службы элементов аэродромного комплекса;
· эффективного возраста элементов аэродромного комплекса;
· периодичности капитальных ремонтов элементов аэродромного комплекса;
·
· объема ближайшего капитального ремонта;
· совокупного износа;
·
· норм доходности и нормативной продолжительности периода возмещения вложенного капитала;
· размера расходов Арендодателя на содержание элементов аэродромного комплекса;
· суммы корректировки арендной платы на учитываемые в арендной плате затраты Арендатора на производство неотделимых улучшений в прошлом и будущем в соответствии с заданием на оценку (п.2. настоящего ТЗ);
3.5.3. В рамках сравнительного подхода
· основных параметров совершенных сделок (предложений на совершение сделки) в сфере рыночного обращения имущественных прав пользования аэродромными комплексами;
· основных ценообразующих факторов и их относительной значимости;
· суммы корректировки арендной платы на учитываемые в арендной плате затраты арендатора на производство неотделимых улучшений в прошлом и будущем в соответствии с заданием на оценку (п.2. настоящего ТЗ);
3.6. Выполнить анализ наилучшего и наиболее эффективного варианта использования аэродромного комплекса, с целью определения характера его использования, предполагающего получение арендатором максимального потенциально возможного дохода от его эксплуатации в рамках целевого назначения, установленного в задании на оценку (п. 2. настоящего ТЗ);
3.7. Определить величину ставки арендной платы за пользование аэродромным комплексом доходным подходом;
3.8. Определить величину ставки арендной платы за пользование аэродромным комплексом затратным подходом;
3.9. Определить величину ставки арендной платы за пользование аэродромным комплексом сравнительным подходом;
3.10. Осуществить согласование результатов, полученных тремя подходами;
3.11. Оформить отчет об оценке.
4. Документы и информация, запрашиваемые у Заказчика
Для выполнения оценки Оценщик должен собрать всю необходимую для выполнения работ информацию следующими способами:
путем запроса документов и информации у Заказчика;
самостоятельно, путем анализа открытых источников информации и экспертных опросов.
При выполнении оценки Оценщик должен сделать письменный запрос на получение у Заказчика документов, перечисленных в настоящем разделе.
Информация о составе фактически полученной документации отражается в соответствующих разделах отчета об оценке.
4.1. Правоустанавливающие и правоподтверждающие документы
4.1.1. Документы, устанавливающие права на объект аренды (свидетельство о регистрации права собственности, права хозяйственного ведения, договор аренды и т.п.). Полученные документы должны полностью отражать объем и вид прав на объект аренды;
4.1.2. Документы, позволяющие определить наличие обременений, установленных в отношении объекта аренды (сервитут, залог, аренда, прочее);
4.1.3. Правоустанавливающие и правоподтверждающие документы на земельный участок под объектом аренды (свидетельство о регистрации права собственности, хозяйственного ведения, договор аренды, прочее);
4.2. Техническая документация
4.2.1. Технические паспорта (в том числе на элементы аэродромного комплекса);
4.2.2. Кадастровый и ситуационный план земельного участка, на котором расположен аэродромный комплекс (объект аренды);
4.2.3. Журнал учета состояния летного поля (в соответствии с приложением 3 РЭГА РФ-94);
4.2.4. Акты дефектов летного поля (в соответствии с приложением 15 РЭГА РФ-94);
4.2.5. Акты проверки прочности якорных креплений на местах стоянок;
4.2.6. Заключения отраслевых научно-исследовательских организаций и таблицы о соответствии класса: аэродрома, прочности покрытия, уклонов, состояния покрытий, располагаемых дистанций взлета и посадки, электроснабжения, светотехнического оборудования, средств светоограждения высотных препятствий, аварийно-спасательных средств требованиям НГЭА;
4.2.7. Документы, подтверждающие возможность обслуживания судов различных модификаций.
4.3. Прочие документы и информация
4.3.1. Свидетельство о государственной регистрации и годности аэродрома к эксплуатации;
4.3.2. Документы, удостоверяющие допуск аэродрома к эксплуатации;
4.3.3. Документы, устанавливающие величины сбора за взлет-посадку, сбора за сверхнормативную стоянку, тарифа за временную стоянку на аэродромном комплексе (объекте аренды), другие сборы и тарифы;
4.3.4. Данные бухгалтерского учета (инвентарный номер, дата введения в эксплуатацию, балансовая стоимость) по элементам аэродромного комплекса;
4.3.5. Организационная структура аэродромной службы настоящего эксплуатанта комплекса (составляющие службу подразделения; их функции; перечень выполняемых работ; нормативные и правовые документы, регламентирующие их деятельность);
4.3.6. Утвержденная настоящим эксплуатантом аэродромного комплекса «Технология взаимодействия аэродромной службы со службой движения и другими наземными службами, обеспечивающими полеты»;
4.3.7. Утвержденная схема расстановки и организации движения воздушных судов, спецтранспорта и средств механизации на аэродроме;
4.3.8. Планы настоящего эксплуатанта аэродромного комплекса:
по эксплуатационному содержанию элементов летного поля (за последние 2 года);
по подготовке летного поля и средств аэродромной механизации к работе в осенне-зимний период (за последние 2 года);
по проведению организационно-технических мероприятий по обеспечению безопасности полетов на период проведения ремонтных работ на летном поле;
4.3.9. Данные ведущихся эксплуатантами журналов:
учета и контроля выполненных работ (за последний год эксплуатации комплекса);
выхода спецмашин на линию;
учета наработки (пробега) спецмашин;
4.3.10. Информация о числе взлетов-посадок судов различных типов, продолжительности стоянок (в том числе, сверхнормативных и временных) за последние 3 года;
4.3.11. Информация об издержках настоящего эксплуатанта комплекса на осуществление аэродромного обеспечения полетов.
5. Порядок проведения осмотра
Осмотр аэродромного комплекса (объекта аренды) должен осуществляться как единого технологического комплекса с учетом прилегающей территории аэропорта, аэровокзала и специальных технологических зон. Целью осмотра является выявление физических характеристик аэродромного комплекса и его элементов и определение его возможной специализации с учетом всей имеющейся инфраструктуры и условий договора аренды (п.2. настоящего ТЗ).
Осмотр аэродромного комплекса (объекта аренды) должен осуществить сотрудник Оценщика. Осмотр должен сопровождаться фотографированием (в случае, если это разрешено режимом секретности) общего вида аэродромного комплекса, прилегающей территории и элементов комплекса, позволяющих визуально оценить:
размеры аэродромного комплекса и его элементов;
особенности конструкции элементов аэродромного комплекса;
наличие смонтированного оборудования;
наличие и масштаб внешних дефектов по всем элементам аэродромного комплекса с акцентированием внимания на состоянии искусственных аэродромных покрытий на взлетно-посадочных полосах и рулежных дорожках;
площадь и оснащение территорий, прилегающих к аэродрому и включаемых в состав аэропорта;
площадь и оборудование аэровокзалов, мест для размещения служб, обеспечивающих обслуживание воздушных перевозок (внутренних и международных).
Копии фотографий аэродромного комплекса, его элементов и элементов прилегающей территории, входящей в состав аэропорта, отражающие все визуально видимые существенные для оценки обстоятельства, приводятся в отчете об оценке, в случае необходимости – с комментариями Оценщика.
При проведении осмотра взлетно-посадочных полос Оценщику необходимо обратить внимание на следующие элементы конструкций и внешние дефекты:
состояние жестких покрытий ВПП. Визуальное или инструментальное определение выбоин, уступов в стыках плит, поверхностное разрушение плит, шелушение, трещины, отколы углов и торцов плит, усадочные трещины, неровности (волны, выпуклости, блюдца), сколы продольных кромок;
состояние нежестких покрытий ВПП. Визуальное или инструментальное определение поперечных и продольных трещин, частой сетки трещин, эрозии асфальтобетона, выхода битума, волнистости, просадки, наличия заплаток, истирания щебня, выкрашивания, пучения и т.п.;
состояние грунтовых покрытий ВПП. Чистота поверхности грунтового поля, дефекты поверхности выбоины, неровности, колейность;
состояние дерновых покрытий ВПП. Состояние травяного покрова, просадка грунта, неровности, застаивание воды, наличие эрозии грунтов;
состояние рулежных дорожек и их обочин, мест стоянок, перронов. Оценивается аналогично соответствующим видам покрытий ВПП;
состояние водоотводных и дренажных систем. Застойные скопления воды у водоприемных устройств, провалы грунта по трассам прохождения подземных коллекторов и у водоприемных сооружений, выступы и просадки колодцев, разрушение крышек, решеток и стен колодцев, дефекты трубопроводов, нарушение продольных и поперечных профилей лотков и водоотливных канав, препятствующих нормальному стоку воды;
состояние газоотбойных устройств. Трещины в металлических элементах, нарушение целостности сварных, болтовых и заклёпочных соединений, пробоины в теле сплошных металлических листов, отсутствие отклоняющих пластин на решетчатых щитах, эрозионные повреждения грунтовых валов, допускающие вынос продуктов разрушения газовоздушными струями;
состояние швартовочных устройств на местах стоянки воздушных судов;
состояние светосигнального и радиооборудования, относящегося к федеральной собственности и включенного в состав объекта аренды.
Результаты осмотра отражаются в отчете об оценке.
6. Требования к описанию объекта аренды и его окружения
Описание аэродромного комплекса (объекта аренды) должно содержать исчерпывающий объем информации, необходимой для адекватного расчета рыночной стоимости объекта оценки. В частности, в отчете об оценке должны быть отражены:
адрес местоположения и границы аэродромного комплекса;
основные регистрационные реквизиты аэродромного комплекса;
наименование собственника, балансодержателя, арендодателя, арендатора;
состав элементов аэродромного комплекса (взлетно-посадочные полосы, концевые полосы торможения, обочины, магистральные и соединительные рулежные дорожки, перроны, объекты размещения аэродромной службы и т.п.);
год постройки элементов аэродромного комплекса;
основные технические характеристики элементов аэродромного комплекса (в том числе, несущая способность ВПП, рулежных дорожек);
описание конструкции элементов аэродромного комплекса (в том числе, спланированной части летного поля за пределами ВПП, мест стоянок);
описание инженерных сетей и устройств элементов объекта аренды (светосигнальное оборудование, водоотводные и дренажные системы, струеотклоняющие щиты, швартовочные и заземляющие устройства, заглубленные каналы и т.п.);
наличие конструктивных элементов (устройств), не отраженных в составе технической документации;
даты и состав проведенных реконструкций элементов аэродромного комплекса (например, проведение работ по повышению несущей способности ВПП);
даты проведения капитальных ремонтов;
сопоставление геометрических параметров элементов аэродромного комплекса с нормативными значениями;
характеристика состояния элементов аэродромного комплекса (в том числе, должны быть указаны планируемые ремонтно-восстановительные работы);
класс аэропорта расположения объекта аренды, режим работы аэропорта (круглосуточный, другой);
специализация аэропорта расположения объекта аренды (международные, внутренние, местные рейсы);
динамика показателей деятельности аэропорта расположения объекта аренды за последние 3 года;
характеристика инфраструктуры аэропорта расположения объекта аренды, в том числе, пропускная способность аэровокзального комплекса, грузовой зоны;
модификации воздушных судов, возможных к обслуживанию на аэродромном комплексе;
наличие ограничений на взлет и посадку (в том числе, по уровню шума в ночное время);
климатические и гидрогеологические условия местности расположения аэродромного комплекса;
перечень аэропортов, конкурирующих с аэропортом расположения объекта аренды. Их конкурентные преимущества и недостатки. Прогноз развития конкурентной среды аэропорта расположения объекта аренды.
7. Требования к проведению анализа наилучшего и наиболее эффективного варианта использования
Спецификой деятельности аэродромных комплексов является существенная зависимость от специализации и особенностей функционирования аэропорта, частью которого они являются. Поэтому, анализ наилучшего и наиболее эффективного варианта использования объекта оценки во многом определяется рыночными перспективами функционирования аэропорта, к которому относится аэродромный комплекс (объект аренды).
В результате проведения АНиНЭИ должен быть определен наиболее вероятный вариант использования аэродромного комплекса (объем и структура услуг с учетом затрат на их реализацию), который обеспечит максимальную экономически обоснованную стоимость имущественных прав пользования аэродромным комплексом по договору аренды.
Процедуры анализа должны быть выполнены с учетом:
целевого назначения, указанного в задании на оценку (п. 2.9.1. настоящего ТЗ);
состава и технических характеристик его элементов, устройств и особенностей инфраструктуры;
сложившегося характера и тенденций изменения грузо- и пассажиропотоков;
возможных нормативных ограничений деятельности (например, ограничение числа вылетов в ночное время).
В общем случае АНиНЭИ должен содержать следующие этапы:
составление максимально полного перечня функций, которые в принципе могут быть реализованы на базе прав пользования аэродромным комплексом с учетом условий договора аренды. Состав подлежащих анализу функций определяется с учетом особенностей инфраструктуры аэропорта расположения объекта аренды как необходимого элемента обеспечения деятельности аэродромного комплекса;
проверка сформулированных вариантов функционального использования на юридическую, физическую и финансовую осуществимость;
выбор наиболее вероятного варианта использования, удовлетворяющего всем требованиям и обеспечивающего максимальную экономически обоснованную стоимость имущественных прав пользования аэродромным комплексом по договору аренды.
7.1. Алгоритм проведения анализа наилучшего и наиболее эффективного использования
В общем случае АНиНЭИ должен осуществляться по следующему алгоритму:
1. Определение технических и нормативных особенностей функционирования аэродромного комплекса и аэропорта его расположения с целью определения показателей:
ACN возможных к обслуживанию судов (и возможных ограничений числа взлетно-посадочных операций при различных соотношениях ACN – PCN);
пропускной способности как элементов аэродромного комплекса, так и других составляющих аэропорта его расположения (в том числе, пропускной способности аэровокзалов – по числу принимаемых пассажиров, грузовой зоны – по тоннажу и т.п.);
2. Проведение ретроспективного анализа производственных показателей использования объекта аренды за последние 3 года и обусловивших их факторов;
3. Определение базовой на дату определения стоимости структуры работы рассматриваемого аэродромного комплекса в разрезе направлений деятельности и модификаций обслуживаемых воздушных судов;
4. Прогноз динамики производственных показателей деятельности аэропорта расположения объекта аренды с учетом ожидаемого изменения технического состояния, планируемых инвестиционных проектов и особенностей конкурентной среды;
5. Прогноз объема и структуры работы аэродромного комплекса с учетом ожидаемой динамики развития аэропорта его расположения;
6. Прогноз издержек на обеспечение выполнения прогнозного объема работ;
7. Вывод о наилучшем и наиболее эффективном варианте использования аэродромного комплекса.
7.2. Дополнительные требования к проведению анализа наилучшего и наиболее эффективного использования
При определении структуры и объема работ, предполагаемых к осуществлению на базе объекта аренды в прогнозном периоде, следует учитывать:
Особенности внешней экономической и нормативно-законодательной среды:
сложившаяся специализация аэродрома в региональной транспортной системе, обстоятельства ее обусловившие;
сложившаяся структура пассажиропотока и грузопотока, обрабатываемых на линии функционирования аэропорта расположения объекта аренды, тенденции их изменения;
наличие и особенности альтернативных рассматриваемому аэропорту способов движения грузов (с точки зрения конкурирующих аэропортов и альтернативных воздушному транспорту способов доставки грузов (перевозки пассажиров));
реализуемые государственные программы по увеличению числа посещений населенных пунктов, обслуживаемых рассматриваемым аэропортом, а также пропускной способности путей сообщения, используемых на последующих (предыдущих) после (до) аэропорта этапах движения пассажиров и грузов;
реализуемые инвестиционные проекты по увеличению пропускной способности аэропорта расположения объекта аренды и конкурирующих аэропортов;
методы государственного управления пассажирскими (грузовыми) потоками, оказывающие влияние на востребованность аэропорта расположения объекта аренды.
Технические возможности обслуживания воздушных судов на базе аэродромного комплекса:
влияние климатических условий расположения аэродромного комплекса на условия его эксплуатации;
показатели PCN для ВПП, рулежных дорожек;
ограничения по пропускной способности элементов аэродромного комплекса и аэропорта его расположения.
Особенности внешней инфраструктуры аэропорта расположения объекта аренды:
характеристика и степень использования инфраструктуры движения грузов (перевозки пассажиров) на последующих (предыдущих) за (перед) аэропортом видах транспортировки;
ожидаемое время ввода в эксплуатацию инвестиционных проектов по расширению возможностей внешней инфраструктуры аэропорта расположения объекта аренды и конкурирующих аэропортов.
8. Доходный подход
8.1. Общие положения
Доходный подход должен осуществляться с применением метода дисконтирования будущих денежных потоков и предполагает выполнение следующих этапов:
Расчет дохода от эксплуатации аэродромного комплекса в течение периода действия арендной ставки;
Расчет расходов на эксплуатацию аэродромного комплекса в течение периода действия арендной ставки;
Определение нормальной прибыли арендатора (эксплуатанта аэродромного комплекса);
Расчет величины дохода, генерируемого имущественным правом пользования аэродромным комплексом по договору аренды (определяется как разность между доходом от использования аэродромного комплекса и расходами на его эксплуатацию, увеличенными на величину нормальной прибыли арендатора);
Расчет базовой величины ставки арендной платы путем преобразования суммарной дисконтированной величины дохода, генерируемого имущественным правом пользования аэродромным комплексом, в поток эквивалентных равновеликих денежных платежей;
Корректировка полученного значения базовой величины ставки арендной платы на финансовые условия заключения договора (учет факторов отложенного ремонта, неотделимых улучшений объекта аренды, выполненных арендатором, прочие).
Период прогнозирования принимается равным величине установленного договором аренды периода действия арендной ставки.
Расчеты осуществляются исходя из предположения об использовании рассматриваемого аэродрома компанией-арендатором:
· располагающей необходимым (в соответствии с требованиями нормативных документов) и типичным для рассматриваемого вида деятельности составом основных фондов (строения, оборудование и т.п.);
· располагающей кадровым составом, по структуре, численности и размеру оплаты труда, оптимально соответствующим функциям, которые должна выполнять аэродромная служба при обслуживании объекта аренды с учетом нормативных требований и экономической целесообразности;
· рационально использующей свои производственные возможности.
Анализу подлежит деятельность типичной специализированной компании по эксплуатации аэродромов, а именно:
· услуги по обеспечению взлетов и посадок (измеряемые суммарным тоннажем максимальной взлетной массы (МВМ) обслуженных воздушных судов);
· услуги по предоставлению мест для сверхнормативных и временных стоянок.
Кроме того, после анализа на типичность должны быть дополнительно учтены следующие виды услуг:
· по обеспечению авиационной безопасности (в части, относящейся к аэродромному комплексу);
· по обеспечению приемки и выпуска;
· по буксировке;
· по предоставлению специальных технических и транспортных средств;
· по базированию;
· другие услуги, объем которых зависит либо от пассажиропотока, либо от объема обрабатываемых грузов, либо от количества обслуживаемых воздушных судов.
В случае, если сумма сборов от всех услуг, включенных в дополнительный перечень, составляет менее 10% от суммы сборов за обеспечение взлета посадки и/или рентабельность этой деятельности составляет менее 10%, то данные виды деятельности могут не учитываться при оценке.
Любая иная фактическая деятельность компании-арендатора (например, аэровокзальное обслуживание пассажиров, техническое обслуживание воздушных судов и т.п.) рассматривается только с точки зрения возможностей использования аэродрома, но не учитывается в расчетах с точки зрения доходов от предоставления услуг по аэродромному обслуживанию и связанных с ними издержек (кроме дополнительных услуг, непосредственно связанных с аэродромной деятельностью).
Расчеты должны осуществляться в текущих ценах в рублях. Пересчет итогового результата в валюту, в которой, в соответствии с заданием на оценку (п. 2. настоящего ТЗ), должна быть выражена ставка арендной платы, осуществляется по курсу ЦБ РФ на дату определения стоимости.
8.2. Состав информации для применения подхода
8.2.1. Требования к составу информации
По результатам сбора информации об аэродроме (объекте аренды), а также об его окружении Оценщик должен провести анализ для определения степени достаточности информации для реализации доходного подхода. Информация может быть признана достаточной, если на ее основании можно сделать вывод:
об ожидаемом объеме работ по аэродромному обслуживанию на всем периоде прогнозирования (определенном в соответствии с требованиями п.8.1 настоящего ТЗ);
о прогнозных ставках аэропортовых сборов и тарифов за наземное обслуживание;
о прогнозной величине доходов от предоставления прочих услуг, непосредственно связанных с предоставлением услуг по аэродромному обслуживанию;
об ожидаемых расходах типичной компании, специализирующейся на предоставлении услуг по аэродромному обслуживанию, связанных с оказанием прогнозного объема услуг;
об обоснованной рыночной величине рентабельности деятельности в сфере предоставления услуг по аэродромному обслуживанию.
8.2.2. Информация для прогноза потенциального объема работ по аэродромному обслуживанию
8.2.2.1. Число и структура авиарейсов, проходящих через аэропорт, в котором расположен аэродром (объект аренды), а также сложившиеся тенденции их изменения до даты оценки (по меньшей мере, за последние 3 года);
8.2.2.2. Прогноз изменения пропускной способности аэродромного комплекса за период действия арендной ставки в связи с физическим износом элементов конструкций;
8.2.2.3. Реализуемые и планируемые проекты в сфере транспорта, которые могут повлиять на количество и структуру взлетов-посадок на аэродромном комплексе в период действия арендной ставки:
· реконструкция и развитие аэродромной и аэропортовой инфраструктуры, относящейся к объекту аренды;
· развитие инфраструктуры аэропортов-конкурентов;
· реализуемые проекты в сфере альтернативных видов транспорта;
8.2.2.4. Макроэкономические прогнозы относительно внешних условий, которые влияют на интенсивность воздушного движения (например, прогноз цен на ГСМ);
8.2.2.5. Документы, отражающие особенности государственной политики, влияющей на интенсивность воздушного движения в аэропорту, где расположен объект аренды. Рекомендуемый состав подлежащих рассмотрению нормативных документов представлен в Приложении 2;
8.2.2.6. Ожидаемые события во внешнем окружении, которые могут повлиять на деятельность аэродрома в периоде, в течение которого будет действовать арендная ставка (например, ожидаемое введение ограничений по шуму в связи с развитием жилищного строительства).
8.2.3. Информация для прогноза величины ставок и тарифов
8.2.3.1. Существующий состав и величина аэропортовых сборов и тарифов за обслуживание воздушных судов;
8.2.3.2. Динамика изменения установленных уполномоченными органами сборов и тарифов в течение последних лет, причины ее обусловившие;
8.2.3.3. Наличие обоснованных отклонений фактических применяемых величин ставок сборов и тарифов от предельных величин, утвержденных ФСТ для обслуживания судов российских эксплуатантов (эффективная ставка);
8.2.3.4. Эффективная ставка сборов за взлет-посадку судов иностранных эксплуатантов с учетом возможности ее повышения (за посадку или вылет воздушного судна, осуществляемые с 22 часов до 6 часов местного времени).
8.2.4. Информация для прогноза издержек по аэродромному обслуживанию
8.2.4.1. Состав оборудования, используемого типичной компанией, осуществляющей деятельность по аэродромному обслуживанию, при условии соответствия состава и видов оборудования требованиям нормативных документов и отвечающих требованию экономической целесообразности (состав и типы оборудования должны быть оптимальны с экономической точки зрения для обслуживания аэродрома (объекта аренды)). Рассмотрению подлежит только оборудование, используемое для обеспечения аэродромной деятельности. Фактический состав оборудования, используемый эксплуатантом аэродрома, должен быть проанализирован на типичность и экономическую эффективность;
8.2.4.2. Прогнозные затраты на эксплуатацию оборудования в режиме, определяемом особенностями аэродромного комплекса, планируемой интенсивностью эксплуатации аэродромного комплекса и нормативными регламентами;
8.2.4.3. Численность, штатное расписание и режим работы типичной компании по аэродромному обслуживанию с учетом прогноза объема выполняемых работ. В случае, если для отдельных работ существует общепринятая экономически целесообразная практика выполнения их внешними специализированными организациями (обеспечение авиационной безопасности, светотехническое обслуживание), то оценщик должен учесть это обстоятельство, несмотря на фактическую практику существующего эксплуатанта;
8.2.4.4. Среднерыночный уровень оплаты труда работников типичной компании и прогноз его изменения;
8.2.4.5. Нормативы расходов материалов на содержание и восстановление элементов конструкции аэродромного комплекса в соответствии с требованиями нормативных документов и прогноз их изменения;
8.3. Расчет ставки арендной платы
8.3.1. Определение пропускной способности аэродромного комплекса исходя из технических возможностей обеспечить максимально возможное количество взлетов-посадок. Отдельно определяется максимально возможный объем услуг по предоставлению мест для временных стоянок;
8.3.2. Определение потенциально возможного использования аэродромного комплекса (объекта аренды) исходя из внешних условий: прогнозируемого пассажиро- и грузопотока на данном направлении с учетом пропускной способности внешней инфраструктуры (в том числе, инфраструктуры аэропорта);
8.3.3. Определение прогнозируемого объема услуг определяется как минимальное из значений пропускной способности аэродромного комплекса (п.8.3.1.) и теоретически-возможной максимальной интенсивности использования, обусловленной внешними условиями (п.8.3.2.);
8.3.4. Прогноз динамики аэропортовых сборов и тарифов;
8.3.5. Прогноз доходов от прочей деятельности, непосредственно связанной с использованием аэродромного комплекса (доходы от которой зависят либо от пассажиропотока, либо от объема обрабатываемых грузов, либо от количества обслуживаемых воздушных судов);
8.3.6. Выбор величины временных интервалов для планирования в рамках периода прогнозирования (периода действия арендной ставки), для которых оценщиком определяются финансовые результаты работы типичной компании, осуществляется с учетом характера изменения структуры и объема услуг с представлением соответствующего обоснования. В общем случае они (временные интервалы для планирования), как правило, должны быть не больше расчетного периода времени (п. 2 настоящего ТЗ), на который устанавливается ставка арендной платы.
8.3.7. Прогноз потенциального валового дохода от пользования аэродромным комплексом () по временным интервалам планирования в течение периода действия ставки арендной платы. В общем виде расчет может осуществляться по следующей формуле:
 
, где
 
- потенциальный валовой доход компании-арендатора от эксплуатации аэродромного комплекса за t-й интервал планирования;
n - число категорий воздушных судов российских эксплуатантов по максимальной взлетной массе, по которым установлены дифференцированные ставки сборов за взлет–посадку;
- планируемое количество взлетов-посадок (измеренное в МВМ) i-й категории воздушных судов российских эксплуатантов;
- эффективная ставка сбора за взлет-посадку на 1 тонну МВМ i-й категории воздушных судов российских эксплуатантов;
- планируемое количество взлетов-посадок (измеренное в МВМ) воздушных судов иностранных эксплуатантов;
- эффективная ставка сбора за взлет-посадку на 1 тонну МВМ воздушных судов иностранных эксплуатантов;
- доход от временных стоянок воздушных судов российских эксплуатантов;
- доход от сверхнормативных стоянок воздушных судов российских эксплуатантов;
- доход от стоянок воздушных судов иностранных эксплуатантов;
- доход от деятельности по обеспечению авиационной безопасности, в части относящейся к аэродромному комплексу;
- доход от предоставления услуг по базированию ВС;
- доходы от предоставления прочих услуг, непосредственно связанных с эксплуатацией аэродромного комплекса.
8.3.8. Моделирование технической базы и условий функционирования гипотетической компании, осуществляющей на типичных условиях работу по аэродромному обслуживанию в аэропорту расположения объекта аренды;
8.3.9. Расчет операционных расходов (Зt) типичной компании по эксплуатации аэродромного комплексаза t-й интервал планирования.
Расчет расходов осуществляется исходя из принципа, что за счет компании-арендатора аэродрома должны быть выполнены все работы, оплата которых включена в аэропортовые сборы и тарифы за обслуживание воздушных судов и которые учтены Оценщиком при расчете дохода от использования аэродромного комплекса, независимо от того, выполняет ли их компания-арендатор или сторонняя компания (например, работы по светотехническому обеспечению аэродрома, наземному штурманскому обеспечению, обеспечению авиационной безопасности и т.д.).
, где
Зt – общие операционные затраты арендатора аэродромного комплекса за t-й интервал планирования;
–  собственные затраты арендатора аэродромного комплекса на выполнение работ, отнесенных к аэропортовой деятельности по аэродромному обеспечению полетов гражданских воздушных судов;
– затраты на оплату работ и услуг сторонних организаций.
В соответствии с положениями нормативных документов к аэропортовой деятельности по аэродромному обеспечению полетов гражданских воздушных судов судов в РФ относятся следующие виды работ:
· эксплуатационное содержание и текущий ремонт аэродромных покрытий, водоотводных и дренажных систем, грунтовой части летного поля, внутриаэропортовых дорог и привокзальной площади;
· разработка изменений к схемам руления воздушных судов на перроне и местах стоянок; обеспечение информацией об ограничениях, действующих на аэродроме; внесение изменений в документы аэронавигационной информации;
· согласование и контроль за строительством объектов на аэродроме и приаэродромной территории;
· подготовка документации по вводу вертолетных площадок в эксплуатацию в зоне ответственности аэропорта и осуществление контроля за их техническим состоянием;
· обеспечение работ по ликвидации последствий авиационных происшествий имеющимися в наличии средствами и техникой в составе аварийно - спасательной команды аэропорта;
· орнитологическое обеспечение;
· обеспечение контроля за работой сторонних подрядных организаций на аэродроме;
· обеспечение спецмашинами и средствами механизации работ по эксплуатационному содержанию аэродрома и восстановительному ремонту искусственных покрытий;
· обеспечение спецмашинами перевозок в пределах аэропорта работников, хозяйственных и иных грузов;
· обеспечение спецмашинами работ по организации аварийно-спасательных работ, медицинскому обеспечению полетов, расследованию авиационных и транспортных происшествий;
· организация технической эксплуатации и ремонта спецтранспорта согласно требованиям инструкций предприятий - изготовителей;
· обеспечение подготовки и аттестации водителей и руководителей подъезда (отъезда) к воздушному судну по соблюдению правил движения спецмашин на перроне с выдачей допуска;
· эксплуатация грузоподъемных машин и механизмов;
· техническое обслуживание и ремонт спецмашин, средств механизации, технологического оборудования.
В качестве исходных данных для расчетов могут быть использованы данные по затратам реальных компаний после постатейного анализа затрат на типичность и с учетом корректировок на характеристики аэродромного комплекса (объекта аренды), а также прогнозируемый режим его эксплуатации. При этом могут быть использованы (как один из возможных источников) данные конкретной компании, использующей аэродромный комплекс (объект аренды) на дату определения стоимости (либо в предшествующем периоде) с необходимыми корректировками.
Укрупнено, расчет собственных операционных затрат арендатора за t-й интервал планирования может осуществляться по формуле:
= ЗП + ЭР + Рст + M + Ним+ Ам + Ст + Зу + Зэксп+ Заз +Знр +Зс +Зпр, где
– собственные затраты арендатора аэродромного комплекса за t- й интервал планирования;
ЗП – расходы на оплату труда персонала;
ЭР – затраты на эксплуатацию спецтехники;
Рст – расходы на ремонт спецтехники;
М – стоимость расходных материалов (например, реагентов по удалению льда и пр.);
Ним – налог на имущество;
Ам – амортизационные отчисления;
Ст – затраты на страхование имущества и ответственности;
Зу – затраты на управление (канцелярия; связь; аренда офисов и пр.);
Зэксп – затраты на эксплуатацию, ремонт и страхование аэродромного комплекса, отнесенные к ответственности арендатора в соответствии с условиями договора аренды (п. 2. настоящего ТЗ);
Заз – арендная плата за земельный участок при наличии условия в задании на оценку (п. 2. настоящего ТЗ);
Знр – накладные расходы;
Зс – совокупные затраты арендатора на сертификацию и лицензирование;
Зпр – прочие операционные расходы.
 
Прочие неоперационные статьи затрат компании по эксплуатации аэродромного комплекса в расчетах не учитываются.
Использование другого способа расчетов затрат должно быть обосновано Оценщиком.
8.3.10. Определение обоснованной рыночной величины рентабельности деятельности в сфере предоставления услуг по аэродромному обслуживанию.
Данный показатель может быть принят в виде доли (процента) от потенциального валового дохода, полученного от данного вида деятельности.
В качестве обоснованной рыночной величины рентабельности деятельности может быть принята (приоритет соответствует порядку перечисления):
1. Средняя рентабельность деятельности аналогичных аэродромных комплексов;
2. Средняя рентабельность аэропортовой деятельности в целом по аэропортам, аналогичным аэропорту, к которому относится аэродромный комплекс (объект аренды);
3. Средняя рентабельность деятельности по отрасли «Воздушный транспорт»;
4. Средняя рентабельность деятельности в целом по транспортному комплексу РФ.
Выбор показателя рентабельности должен быть оценщиком обоснован.
При определении нормы прибыли компании по аэродромному обслуживанию Оценщик также должен учитывать: на основании какой информации получено данное значение (с учетом или без учета затрат на аренду аэродромного комплекса). В расчетах ставки арендной платы должно использоваться значение без учета затрат на аренду аэродромного комплекса. В случае, если норма прибыли компании-арендатора по обслуживанию аэродрома определяется прямым счетом по фактическим данным деятельности аналогичных компаний, Оценщик должен откорректировать затраты типичного арендатора на величину уплачиваемой арендной платы за аэродромный комплекс. Если Оценщик получил данные только о величине нормы прибыли, которая учитывает издержки на аренду аэродрома, то расчет арендной платы должен осуществляться методом итераций, т.е. последовательным подбором такого значения величины арендной платы, которая обеспечивала бы найденную норму дохода компании-арендатора.
При определении нормы прибыли должна быть обеспечена сопоставимость метода определения рентабельности в расчетах и статистических данных (отношение прибыли к выручке либо прибыли к себестоимости, а также аналогичный порядок учета налогообложения прибыли).
Если принятые Оценщиком для расчетов интервалы планирования меньше периода действия арендной ставки, то величина показателя рентабельности ()принимается для каждого интервала планирования отдельно с учетом ее возможной динамики в период действия арендной ставки.
8.3.11. Расчет нормальной величины прибыли компании от эксплуатации аэродромного комплекса в t-м интервале планирования осуществляется по формуле:
 
, где
– нормальная прибыль компании от эксплуатации аэродромного комплекса;
– определенная оценщиком норма прибыли до налогообложения в валовом доходе для деятельности по аэродромному обслуживанию;
– потенциальный валовой доход компании.
8.3.12. Расчет части дохода компании-арендатора, генерируемой правом пользования аэродромом. Величина показателя может быть определена для t-го интервала планирования следующим образом:
, где
– доход, генерируемый правом пользования аэродромом в t-м интервале планирования;
– прогнозируемый валовой доход компании-арендатора от осуществления деятельности по аэродромному обслуживанию;
Зt – операционные расходы компании-арендатора;
– нормальная прибыль компании-арендатора от осуществления деятельности по аэродромному обслуживанию.
 
8.3.13. Определение совокупного приведенного дохода, генерируемого правом пользования аэродромным комплексом за период действия арендной ставки:
, где
– совокупный приведенный доход, генерируемый правом использования аэродромного комплекса за период действия арендной ставки;
– доход, генерируемый правом пользования аэродромом в t-м интервале планирования;
– рыночная норма дохода на капитал, приходящаяся на один интервал планирования. Определяется как отношение годовой нормы дохода к числу интервалов планирования в году;
ЧИП – число интервалов планирования в периоде действия арендной ставки;
0,5 – коэффициент, учитывающий приведение доходов по середине интервала;
8.3.14. Определение величины совокупных приведенных корректировок в соответствии с финансовыми условиями заключения договора аренды на суммы отложенных ремонтов, затрат на создание неотделимых улучшений в прошлом и/или будущем и другие виды корректировок, предусмотренные договором аренды (заданием на оценку):
, где
– величина совокупных приведенных корректировок;
– сумма корректировок в t-м интервале планирования;
– рыночная норма дохода на капитал, приходящаяся на один интервал планирования. Определяется как отношение годовой нормы дохода к числу интервалов планирования в году;
– число интервалов планирования, в которых проводятся корректировки;
0,5 – коэффициент, учитывающий приведение доходов по середине интервала.
8.3.15. Определение совокупного приведенного откорректированного дохода, генерируемого правом пользования аэродромным комплексом за период действия арендной ставки:
, где
– совокупный приведенный откорректированный доход, генерируемый правом пользования аэродромным комплексом за период действия арендной ставки;
– совокупный приведенный доход, генерируемый правом пользования аэродромным комплексом за период действия арендной ставки;
– совокупные приведенные корректировки.
 
8.3.16. Расчет величины арендного платежа за один платежный период путем преобразования суммарной дисконтированной величины дохода, генерируемого имущественным правом пользования аэродромным комплексом, в поток эквивалентных равновеликих денежных платежей с использованием финансовой функции «взнос на амортизацию единицы»:
, где
– величина арендного платежа за один платежный период;
– рыночная норма дохода, приходящаяся на один платежный период. Определяется как отношение годовой нормы дохода к числу платежных периодов в году (ЧПП);
ЧПП – число платежных периодов в году;
ПД – период действия ставки арендной платы (в годах);
– совокупная дисконтированная величина откорректированного дохода, генерируемая правом использования аэродромного комплекса;
Т – коэффициент, учитывающий момент выплаты арендного платежа (начало интервала = 1; середина = 0,5; конец = 0).
 
8.3.17. Определение величины ставки арендной платы за один расчетный период путем умножения величины арендного платежа за один платежный период на количество платежных периодов в расчетном периоде:
, где
– величина ставки арендной платы за один расчетный период;
– величина арендного платежа за один платежный период;
– число платежных периодов в расчетном периоде.
 
 
9. Затратный подход
9.1. Общие положения
В общем случае, расчет величины ставки арендной платы с применением затратного подхода предполагает расчет суммы возмещения всех издержек арендодателя на создание и эксплуатацию аэродромного комплекса с учетом дохода на вложенный капитал;
Расчеты осуществляются исходя из предположения об использовании рассматриваемого аэродромного комплекса арендатором в соответствии с наилучшим и наиболее эффективным вариантом использования;
В расчетах могут учитываться финансовые отношения между арендатором и арендодателем по поводу создания в прошлом или будущем неотделимых улучшений объекта аренды;
Расчеты должны осуществляться в текущих ценах в рублях. Пересчет итогового результата в валюту, в которой, в соответствии с заданием на оценку (п. 2.9.11 настоящего ТЗ), должна быть выражена ставка арендной платы, осуществляется по курсу ЦБ РФ на дату оценки.
9.2. Состав информации для применения подхода
9.2.1. Требования к составу информации
По результатам сбора информации о аэродромном комплексе (объекте аренды) и его окружении Оценщик должен провести анализ для определения степени достаточности информации для целей оценки. Информация может быть признана достаточной, если на ее основании можно сделать вывод о:
стоимости полного воспроизводства (замещения) аэродромного комплекса;
техническом состоянии и наличии дефектов;
величине внешнего и функционального износов;
величине затрат на поддержание аэродромного комплекса в исправном состоянии (проведение текущих и капитальных ремонтов);
величине затрат арендодателя на деятельность, связанную с предоставлением аэродромного комплекса в аренду (накладных расходов);
приемлемой для арендодателя нормы дохода на вложенный капитал;
В случае необходимости Оценщик должен осуществить письменный запрос дополнительных документов либо комментариев относительно предоставленных документов и содержащейся в них информации.
9.2.2. Информация для определения стоимости воспроизводства (замещения) с учетом износа и прибыли предпринимателя
9.2.2.1. Конструктивные особенности аэродромного комплекса и объем трудовых и материальных ресурсов, необходимых для его замещения;
9.2.2.2. Действительный возраст аэродромного комплекса и его отдельных элементов;
9.2.2.3. Нормативный срок службы аэродромного комплекса и его отдельных элементов;
9.2.2.4. Фактическое значение количества взлетов и посадок по типам воздушных судов за весь период эксплуатации и с момента последнего капитального ремонта;
9.2.2.5.
9.2.2.6. Данные о сохранности элементов летного поля аэродромов для расчета физического износа, полученные на основании РЭГА РФ-94 или других методик и методических рекомендаций;
9.2.2.7. Норма прибыли предпринимателя;
9.2.2.8. Безрисковая норма доходности;
9.2.2.9. Информация о соответствии конструктивных особенностей аэродромного комплекса (размеры, несущая способность покрытий, оснащение и т.п.) требованиям рынка;
9.2.2.10. Информация о влиянии рыночных, финансовых, законодательных, экологических и прочих факторов, ограничивающих возможности использования аэродромного комплекса.
9.2.3. Информация для расчета затрат на проведение ремонтов аэродромного комплекса
9.2.3.1. Проведение капитальных ремонтов:
сторона, несущая издержки по проведению капитального ремонта;
дата проведения последнего капитального ремонта;
периодичность проведения капитальных ремонтов;
прогнозная дата проведения очередного капитального ремонта;
затраты на проведение капитальных ремонтов;
9.2.3.2. Проведение текущих ремонтов:
сторона, несущая издержки по проведению текущего ремонта;
дата проведения последнего текущего ремонта;
периодичность проведения текущих ремонтов;
затраты на проведение текущих ремонтов;
9.2.4. Информация для расчета накладных расходов Арендодателя
9.2.4.1. Ретроспективный анализ состава и динамики статей накладных расходов Арендодателя;
9.2.4.2. Прогноз изменения накладных расходов Арендодателя;
9.2.5. Информация для определения дохода на вложенный капитал
9.2.5.1. Информация о доходности объектов недвижимости, относящихся к элементам транспортной инфраструктуры с аналогичным уровнем рисков;
9.2.6. Прочая информация
9.2.6.1. Тарифы и условия страхования аэродромных комплексов;
9.2.6.2. Величина арендной платы за земельный участок, расположенный под аэродромным комплексом.
9.3. Расчет ставки арендной платы
В общем случае реализация затратного подхода по оценке имущественных прав пользования по договору аренды может осуществляться по следующей формуле:
где:
АП – величина годовой арендной платы;
С – рыночная стоимость объекта оценки, рассчитанная затратным подходом;
К – коэффициент капитализации.
9.3.1. Оценка восстановительной стоимости (замещения) недвижимости.
Стоимость строительства недвижимости можно оценить двумя способами: по стоимости воспроизводства или по стоимости замещения.
Стоимость воспроизводства определяется как стоимость создания точной копии оцениваемого сооружения с использованием тех же материалов и спецификаций, но по текущим ценам.
Стоимость замещения определяется как стоимость строительства на этом же участке современного сооружения эквивалентной полезности с использованием текущих стандартов, материалов, дизайна и текущих цен.
В рамках затратного подхода возможно применение следующих методов:
Метод сравнительной единицы;
Метод разбивки по компонентам;
Метод количественного обследования;
 
Метод сравнительной единицы предполагает расчет стоимости строительства сравнительной единицы (кв.м., куб.м.) аналогичного здания. Стоимость сравнительной единицы должна быть скорректирована на имеющиеся различия в сравниваемых объектах (планировка, оборудование, права собственности и т.п.).
Метод разбивки по компонентам отличается от предыдущего тем, что стоимость здания рассчитывается как сумма стоимостей его отдельных компонентов – фундаментов, стен, перекрытий и т.п. Стоимость каждого компонента получают исходя из суммы прямых и косвенных затрат, необходимых для обустройства единицы объема.
Метод количественного обследования основан на детальных (количественном и стоимостном) расчетах затрат на монтаж отдельных компонентов, оборудования и строительства здания в целом. Кроме расчета прямых затрат необходим учет накладных расходов и иных затрат, то есть составляется полная смета воссоздания оцениваемого объекта.
Прибыль предпринимателя может рассматриваться как стоимость использования кредитных ресурсов. Проекты строительства производственных мощностей, аналогичных рассматривамым по типу и характеристикам, характеризуются значительными затратами как финансовых ресурсов, так и времени. Инвестиции в подобные объекты недвижимости относятся к крупным и долгосрочным.
9.3.2. Оценка износа
В зависимости от причин, вызывающих потерю стоимости, износ подразделяется на три типа: физический износ, функциональный износ, износ внешнего воздействия. Первым элементом износа и устаревания активов является физический износ, который начинает действовать с момента начала их эксплуатации. Появление более совершенных аналогов для объекта оценки порождает второй источник их обесценивания - функциональное устаревание. Затем и возможно одновременно с этим может начинать действовать и третий источник обесценивания активов - экономическое устаревание. В совокупности все перечисленное выше приводит к недоиспользованию активов и, в конечном счете, к снижению их эффективности.
9.3.2.1. Физический износ
Физический износ есть потеря стоимости, обусловленная естественным изнашиванием оцениваемого актива в процессе эксплуатации и под воздействием факторов окружающей среды. Величина физического износа для оцениваемого имущества рассчитана ниже.
9.3.2.2. Функциональный износ
Функциональное устаревание есть потеря стоимости оцениваемого актива в результате развития новых технологий. Функциональное устаревание может быть вызвано избыточными капитальными затратами на создание оцениваемого актива (изменения в: конструкции, используемых материалах, схеме производственного процесса, методах сборки, размерах и номенклатуре оборудования и т.п.) или (и) избыточными эксплуатационными затратами (техническое обслуживание и ремонт, энергопотребление, занимаемые производственные площади, оборудование производственных площадей и т.п.).
9.3.2.3. Внешний износ
Экономическое устаревание (внешний износ) есть потеря стоимости, обусловленная внешними экономическими факторами (сокращение спроса на выпускаемую продукцию, возросшая конкуренция, изменения в структуре запросов сырья, рост цен на сырье, рабочую силу и коммунальные услуги, инфляция, высокие процентные ставки на выдаваемые кредиты, законодательные ограничения и т.п.).
В данном случае внешний износ отсутствует, так как аэродромные объекты строятся, как правило, «с запасом» на будущее (то есть с таким расчетом, чтобы в течение ближайших 10-20 лет их модернизация не требовалась), и возможную неполную загрузку аэропорта следует расценивать не как экономическое обесценение существующих объектов, а как резерв для развития в будущем.
9.3.3. Определение ставки капитализации
В рамках затратного подхода коэффициент капитализации отражает зависимость между величиной дохода, приносимого активами (арендная плата) и стоимостью активов. Данная величина отражает рентабельность активов.
В случае отсутствия информации о рыночной стоимости активов сопоставимых предприятий, необходимой для определения рентабельности активов, возможно использование доходности средне- и долгосрочных государственных облигаций, как величины отражающей уровень доходности крупных вложений, которая мало подвержена изменению в течение срока погашения, что совпадает с характеристикой рентабельности активов, которая учитывает периодическое обновление основных производственных фондов и поддержание их стоимости на первоначальном уровне.
 
 
10. Сравнительный подход
10.1. Общие положения
Сравнительный подход применяется в случае наличия достаточного объема информации о сделках по сдаче в аренду аэродромных комплексов на рыночных условиях. При отсутствии необходимой информации в достаточном объеме Оценщик должен отказаться от реализации подхода либо использовать полученные данные как справочные.
В общем случае расчет ставки арендной платы с использованием сравнительного подхода осуществляется следующим образом:
Формирование базы данных по сделкам (предложениям), связанным со сдачей в аренду аэродромных комплексов, аналогичных оцениваемому;
Определение ценообразующих факторов;
Оценка влияния каждого ценообразующего фактора на стоимость объектов оценки;
Определение зависимости между арендной ставкой и ценообразующими факторами;
Определение рыночной ставки арендной платы на основании найденной зависимости.
10.2. Состав информации для применения подхода
1. Информация о составе объекта аренды;
2. Условия фактически заключенных договоров по сдаче аэродромных комплексов в аренду на рыночных условиях (или, при отсутствии таковой, условия предложения сдачи аэродромных комплексов в аренду);
3. Информация о снижении величины арендных ставок предложения в процессе заключения сделки (необходима при корректировке данных о величине предложения ставок арендной платы).
10.3. Расчет ставки арендной платы
10.3.1. Формирование базы данных
В настоящем ТЗ под аналогичными аэродромными комплексами понимаются комплексы со сходными (близкими) значениями ценообразующих факторов, по которым известны условия заключения договора аренды.
При формировании базы данных по аналогичным объектам Оценщик должен:
· убедиться, что условия, на которых осуществляется сдача в аренду аналогичных аэродромных комплексов, являются рыночными;
· при указании ставок реальных сделок (ставок предложения) приводить точный источник информации;
· отражать в отчете информацию об аналогах в объеме, обеспечивающем получение данных о значениях ценообразующих факторов.
10.3.2. Определение ценообразующих факторов и оценка степени их влияния
Для проведения оценки оценщик должен осуществить выбор единицы сравнения объектов аренды и прав пользования ими. Выбор такой единицы должен быть достаточно обоснован.
При определении степени влияния каждого фактора на ставку аренды аэродромного комплекса Оценщик может воспользоваться методами:
· экспертных оценок;
· подбора значимости каждого фактора до уровня, обеспечивающего получение зависимостей, наиболее точно описывающих имеющийся массив данных;
· другими, доступными оценщику способами.
При использовании экспертных оценок Оценщик должен подготовить соответствующие анкеты для заполнения экспертами. В отчете должны быть приведены данные о каждом эксперте, участвовавшем в опросе (ФИО, уровень его образования, возраст, опыт работы, место работы, контактная информация) и его ответах на поставленные вопросы.
Отчет должен содержать алгоритм проведенной обработки анкет экспертов, результат анализа согласованности их мнений, вывод о применимости полученных результатов.
10.3.3. Определение вида зависимости
При наличии достаточного объема информации Оценщик должен осуществить поиск зависимости между ценообразующими факторами и ставкой арендой платы. Для реализации такого подхода Оценщик может использовать:
многомерные статистические регрессии;
квалиметрическое моделирование.
Выбор метода, позволяющего получить наиболее точный результат, осуществляет Оценщик.
10.3.4. Определение рыночной ставки аренды на основании найденной зависимости
В случае достаточности исходных данных, а также наличии существенных зависимостей между этими данными и полученными функциями, Оценщик осуществляет расчет рыночной ставки арендной платы.
 
11. Порядок согласования результатов, полученных различными подходами
 
С учетом согласования принципов в рамках затратного и доходного подходов расчет и последующий ежегодный перерасчет ставки арендной платы по договору аренды аэродромным комплексом аэропорта производится по следующей формуле:
САП=(Сфи+Сквфи)*Rа*b+*V*Rп*(1-b), где:
САП – итоговая величина ставки арендной платы по договору аренды аэродромным комплексом аэропорта, руб. в год;
САПдп – ставка арендной платы по договору аренды аэродромным комплексом аэропорта в соответствии с принципами доходного подхода, руб. в год;
Счс – рыночная стоимость частного имущества в составе аэропорта на момент заключения договора аренды федерального имущества, руб.;
Сквчс – затраты на капитальный ремонт и реконструкцию частного имущества в составе имущества аэропорта на дату проведения оценки с момента заключения договора аренды федерального имущества, подтвержденные проектно-сметной документацией, согласованной Главгосэкспертизой России и принятые по акту государственной комиссией, а также подтвержденные финансовыми расчетными документами (формы КС-2), руб.;
V – годовая выручка, руб. в год;
Rп – рентабельность продаж.
САПзп – ставка арендной платы по договору аренды аэродромным комплексом аэропорта в соответствии с принципами затратного подхода, руб. в год;
Сфи – рыночная стоимость федерального имущества в составе имущества аэропорта на дату оценки, руб.;
Сквфи –затраты на капитальный ремонт и реконструкцию федерального имущества в составе имущества аэропорта на дату проведения оценки с момента заключения договора аренды федерального имущества, подтвержденные проектно-сметной документацией, согласованной Главгосэкспертизой России и принятые по акту государственной комиссией, а также подтвержденные финансовыми расчетными документами (формы КС-2), руб.;
Rа – рентабельность активов (рассчитывается по сравнимым по объемам перевозок с оценивамемы аэропортам как отношение прибыли по всем видам деятельности к рыночной стоимости активов).
b - удельный вес при согласовании результатов расчетов различными подходами.
 
Выбор значений весовых коэффициентов осуществляется с учетом следующих положений:
1. В случае, если результаты, полученные при применении различных подходов, находятся внутри диапазона ± 20% от их среднеарифметического значения, в процессе согласования всем подходам присваиваются равные весовые коэффициенты. При этом сумма всех весовых коэффициентов должна быть равна 1,0.
2. В случае, если значение, полученное по результатам применения какого-либо подхода, находится вне указанного выше диапазона, Оценщик осуществляет выбор одного из подходов в качестве основного (с соответствующим обоснованием). Дальнейшее согласование проводится в соответствии со следующими рекомендациями:
2.1. При согласовании значений, полученных с использованием трёх подходов:
выбранному Оценщиком основному подходу присваивается весовой коэффициент, находящийся в диапазоне от 0,5 до 0,7;
вспомогательным подходам - от 0,3 до 0,1;
сумма всех весовых коэффициентов должна быть равна 1,0.
2.2. При согласовании значений, полученных с использованием двух подходов:
выбранному Оценщиком основному подходу присваивается весовой коэффициент, находящийся в диапазоне от 0,6 до 0,8;
вспомогательному подходу - от 0,4 до 0,2;
сумма всех весовых коэффициентов должна быть равна 1,0.
В любом случае действия Оценщика должны быть логически обоснованы и соответствующее подробное обоснование должно быть приведено в отчете об оценке. При этом должны приниматься во внимание следующие факторы:
особенности экономических условий функционирования объекта аренды;
качество и надежность исходных данных, на основании которых рассчитываются показатели стоимости.
 
12. Особенности оценки прав пользования элементами аэродромного комплекса
Оценка права пользования элементом аэродромного комплекса может производиться только совместно с оценкой права пользования аэродромным комплексом в целом.
1. Затратный подход
Затратный поход при оценке права пользования элементом аэродромного комплекса реализуется аналогично изложенному в разделе 9 настоящего ТЗ. При этом исходные данные для оценки (загрузка, сроки экономической жизни, периоды капитальных ремонтов, планы развития и т.д.) должны быть согласованы с данными по другим элементам аэродромного комплекса.
2. Сравнительный подход
Сравнительный подход при оценке права пользования элементом аэродромного комплекса реализуется аналогично, изложенному в разделе 10 настоящего ТЗ. При этом, при выборе аналогов для сравнения должны учитываться не только характеристики самого элемента (объекта аренды) и характеристики права пользования, но и характеристики аэродромного комплекса, составной частью которого он является.
3. Доходный подход
Доходный подход при оценке права пользования элементом аэродромного комплекса реализуется следующим образом:
А. Для элементов, являющихся самостоятельным активом для получения доходов от предоставления услуг авиакомпаниям и пассажирам по рыночным или регулируемым ставкам и тарифам, - аналогично изложенному в разделе 8 настоящего ТЗ;
Б. Для элементов, не являющихся самостоятельным активом для получения доходов от предоставления услуг авиакомпаниям и пассажирам, работа выполняется в три этапа:
определяется выручка для всего аэродромного комплекса в целом;
выручка «распределяется» между элементами аэродромного комплекса по критерию, выбранному и обоснованному Оценщиком с учетом требований настоящего ТЗ;
определяется стоимость прав пользования для элемента (объекта аренды) аналогично п.п.8.3. настоящего ТЗ.
В качестве базы для «распределения» выручки между элементами аэродромного комплекса могут выступать:
стоимость элементов аэродромного комплекса (балансовая стоимость, полная стоимость замещения и т.д.);
операционные затраты арендатора, непосредственно связанные с эксплуатацией элемента.
 
13. Требования к отчету об оценке
Состав информации, представленной в отчете, должен соответствовать требованиям ст. 11 Федерального закона «Об оценочной деятельности» №135-ФЗ от 29.07.1998 г. и настоящего ТЗ. Форма изложения информации и расчетов в отчете должна быть представлена в таком виде, чтобы любой пользователь, используя информацию, представленную только в отчете, смог бы полностью воспроизвести весь процесс определения величины ставки арендной платы за пользование аэродромными комплексами.
При этом каждый отчет должен содержать:
основные термины и понятия, используемые в отчете;
общие предположения и ограничивающие условия;
задание на оценку, содержащее условия проведения оценки в соответствии с п.2. настоящего Технического задания;
описание объекта оценки и его характеристик;
анализ рынка, к которому относится объект оценки;
анализ применимости подходов к оценке;
анализ наилучшего и наиболее эффективного использования объекта аренды;
расчёт величины арендной платы за использование аэродромного комплекса с применением доходного подхода к оценке;
расчёт величины арендной платы за использование аэродромного комплекса с применением затратного подхода к оценке;
расчёт величины арендной платы за использование аэродромного комплекса с применением сравнительного подхода к оценке;
обобщение результатов оценки.
В Приложении к отчету должны быть представлены:
копии всех страниц документов, на которых представлены данные, использованные при оценке. В случае значительного объема таких документов, Оценщик указывает только ссылки на разделы и страницы такой документации, с указанием, где данные документы находятся;
фотографии объекта оценки;
результаты осмотров, расчетов и оценок, осуществленных сторонними техническими специалистами и организациями по субподрядным договорам;
копия лицензии на право осуществления оценочной деятельности Оценщика;
копия страхового полиса;
Отчет представляется в печатном виде (в двух экземплярах).
 
Приложение 1
ИСТОЧНИКИ информации
Нормативные документы
«Об аэронавигационных и аэропортовых сборах, тарифах за обслуживание воздушных судов эксплуатантов Российской Федерации в аэропортах и воздушном пространстве РФ» Министерство транспорта Российской Федерации. Приказ от 2 октября 2000 г. №110.
«Об аэронавигационных и аэропортовых сборах за обслуживание воздушных судов иностранных эксплуатантов в воздушном пространстве и аэропортах РФ». Федеральная служба воздушного транспорта России, Приказ от 15 мая 2000 г. № 125.
Федеральные авиационные правила «Сертификация аэропортов. Процедуры».
Федеральные авиационные правила «Сертификационные требования к юридическим лицам, осуществляющим аэропортовую деятельность по аэродромному обеспечению воздушных судов».
Федеральные авиационные правила «Сертификационные требования к юридическим лицам, осуществляющим аэропортовую деятельность по электросветотехническому обеспечению полетов».
Воздушный кодекс РФ.
Концепция развития гражданской авиационной деятельности в РФ. (Одобрена на заседании Правительства Российской Федерации от 07.12.00 Протокол № 41, пункт 1).
Основы политики Российской Федерации в области авиационной деятельности на период до 2010 года (Утверждено Президентом Российской Федерации 03.03.01 № Пр-241).
Об утверждении Концепции модернизации и развития Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации (Постановление Правительства Российской Федерации от 22.02.00 № 144).
Федеральная целевая программа «Модернизация транспортной системы России» (Утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.12.01 № 848).
Подпрограмма «Гражданская авиация».
Подпрограмма «Единая система организации воздушного движения».
Нормативно-техническая документация
Нормы годности к эксплуатации гражданских аэродромов (НГЭА-92).
СниП32-03-96 «Аэродромы».
Руководство по эксплуатации гражданских аэродромов Российской Федерации (утверждено приказом департамента воздушного транспорта от 19.09.94. №ДВ-98) М., «Воздушный транспорт», 1995.
Руководство по ремонту аэродромных сооружений. НИИ ГА «Аэропроект», Москва, 1996 г.
Дополнительные источники
Журнал «Гражданская авиация».
Журнал «Аэропорты. Прогрессивные технологии» (журнал для специалистов).
Информационно-аналитический журнал «Аэропорт. Сервис. Новости».
Информационный бюллетень «Авиационный рынок: информация, новости, комментарии».
Журнал «Авиапанорама».
www.alliance-travel.ru
www.avia.ru
www.aviaport.ru
www.transport.pacc.ru
www.fawt.ru
www.evavia.ru