Саморегулируемая межрегиональная ассоциация оценщиков
Создавая лучшее, объединяем вместе!
Электронная
приемная
Вход в личный кабинет оценщика
Карта сайта
Кадастровая
карта

Система классификаторов для стандартизации оценки недвижимости

09.06.2009

Прорвич Владимир Антонович,
д.т.н., проф., зав. кафедрой «Экономика городского землепользования» Московского государственного университета геодезии и картографии, председатель Комитета земельно-имущественных отношений Московской ассоциации предпринимателей, председатель научно-методического совета СМАО.

 

 

При стандартизации действий надлежащих оценщиков можно выделить четыре важнейших этапа проведения оценки: постановка задачи оценки, решение задачи оценки, оформление отчета об оценке, проведение экспертизы результатов оценки, отраженных в итоговом отчете.

На первом этапе, этапе постановки задачи оценки, оценщик обычно проводит пять основных видов работ. Их количество может несколько различаться в зависимости от опыта оценщика и степени сложности задачи оценки. Особенно сложны процедуры постановки задачи оценки для таких объектов недвижимости, как застроенные земельные участки, объекты незавершенного строительства, земельно-имущественные комплексы из нескольких зданий и сооружений. Здесь приходится сталкиваться со сложным сочетанием положений гражданского, земельного и градостроительного законодательства, местной нормативной базой, проявлениями многочисленных нестыковок и административного регулирования землепользования и застройки.

Первый вид работ связан с формированием задания на оценку. Необходимо специально отметить, что задача оценки далеко не всегда адекватно описывается в том задании, которое оценщик получает от заказчика. Многие оценщики неоднократно сталкивались либо с сильно упрощенным подходом заказчика оценки, либо с предложениями самому сформулировать задание на оценку на основе трудновыполнимых пожеланий. Поэтому формализация работы оценщика на самом первом шаге постановки задачи оценки, формирования задания на оценку, согласования его с заказчиком, включения в качестве неотъемлемой части договора на оценку имеет важнейшее значение. Причем описание этого этапа в стандартах оценки «земли и иной недвижимости» может состоять не только из одной развернутой инструкции. Ряд особенностей задачи оценки проявляется на последующих этапах оценки, что требует внесения определенных корректировок в задание на оценку в режиме последовательных приближений.

Следующим видом работ на первом этапе оценки является формирование надлежащего описания объекта оценки. В результате выполнения комплекса формализованных действий на этой стадии происходит формирование системы статусных исходных данных по объекту оценки. Как правило, он включает в себя две основные процедуры: анализ особенностей правового титула и градостроительных (технических) характеристик объекта оценки. Ниже приводится описание классификатора объектов недвижимости для проведения их оценки. Здесь они представлены в виде нескольких вариантов простых и сложных матриц, иллюстрирующих различные сочетания прав на здания, нежилые помещения и земельные участки, к которым они относятся.

Простейший вариант матрицы можно получить для следующей комбинации характеристик земельно-имущественного комплекса. Степень градостроительного использования: земельный участок, свободный от застройки; объект незавершенного строительства; застроенный земельный участок. Вид правового титула на объект: право собственности, иные вещные права, один из видов обязательственных прав. Такая матрица дает 3 х 3 = 9 возможных вариантов описания сущностных характеристик объекта оценки, поддающихся четкой классификации.

При этом состояние объектов оценки (земельного участка и расположенного на нем здания, либо незавершенного строительством объекта) – на момент до совершения сделки, характеризует как бы «статическое» состояние объектов на момент начала подготовки сделки. То есть, такая комплексная характеристика отражает состояние объекта оценки на момент начала работ по подготовке к совершению сделки.

Вид участка
Правовой титул
Незастроенный
земельный
участок
Объект
незавершенного
строительства
Застроенный
земельный
участок
Собственность  
Иные вещные права  
Обязательственные права   xxx

 

 

Один из вариантов расширенной матрицы статического состояния объекта (до совершения сделки) проиллюстрирован в таблице №1.

Таблица №1. Объект земельно-имущественных отношений как объект оценки
 
Виды прав на объект оценки / Структура объекта оценки I II III IV V
 
Делимый земельный участок
Незавершенный строительством объект (здание) – на праве собственности у правообладателя земельного участка
1 Право собственности на земельный участок X X X X X
2 Право аренды на земельный участок X X X X X
3 Право постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок юр. лица (до 01.01.2006 г.) - X X X X
4 Право постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок физического лица
(до совершения сделки)
- X X X X
5 Право пожизненного наследуемого физического лица (до совершения сделки) - X X X X
 
Незавершенный строительством объект (здание) – на праве хозяйственного ведения у правообладателя земельного участка
6 Право собственности на земельный участок - - - - -
7 Право аренды на земельный участок - X X X X
8 Право постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок юр. лица (до 01.01.2006 г.) - X X X X
9 Право постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок физического лица - - - - -
10 Право пожизненного наследуемого физического лица - - - - -
 
Незавершенный строительством объект (здание) – на праве оперативного управления у правообладателя земельного участка
11 Право собственности на земельный участок - - - - -
12 Право аренды на земельный участок - - - - -
13 Право постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок юридического лица - X X X X
14 Право постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок физического лица - - - - -
15 Право пожизненного наследуемого физического лица - - - - -
 
Незавершенный строительством объект (здание) – на праве аренды у правообладателя земельного участка
15 Право собственности на земельный участок - - - - -
16 Право аренды на земельный участок - X X X X
17 Право постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок юридического лица - - - - -
18 Право постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок физического лица - - - - -
19 Право пожизненного наследуемого физического лица - - - - -
 
Неделимый земельный участок
Нежилые помещения, расположенные в здании, находящемся на неделимом земельном участке,
принадлежащие нескольким лицам на праве собственности
  Право собственности на земельный участок Общая долевая собственность
20 Право аренды на земельный участок Аренда с множественностью лиц на стороне арендатора
21 Право постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок физического лица      -
22 Право постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок юридического лица      -
23 Право пожизненного наследуемого физического лица      -
 
Нежилые помещения, расположенные в здании, находящемся на неделимом земельном участке, принадлежащие одним лицам на праве собственности,
другим – на праве хозяйственного ведения, или всем лицам на праве хозяйственного ведения
  Право собственности на земельный участок      -
24 Право аренды на земельный участок Аренда с множественностью лиц на стороне арендатора с условием согласия сторон на вступление в этот договор иных правообладателей в этом здании
25 Право постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок физического лица      -
26 Право постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок юридического лица      -
27 Право пожизненного наследуемого физического лица      -
 
Нежилые помещения, расположенные в здании, находящемся на неделимом земельном участке, принадлежащие одним лицам на праве собственности,
другим – на праве хозяйственного ведения, третьим на праве оперативного управления
  Право собственности на земельный участок      -
с условием согласия сторон на вступление в этот договор
28 Право аренды на земельный участок Аренда с множественностью лиц на стороне арендатора с условием согласия сторон на вступление в этот договор иных правообладателей в этом здании и право ограниченного пользования земельным участком для осуществления своих прав на принадлежащие федеральным казенным предприятиям и государственным или муниципальным учреждениям помещениям
 
I – Свободный земельный участок.
II – Незавершенный строительством объект (проектно-сметная документация), расположенный на земельном участке.
III – Незавершенный строительством объект, расположенный на земельном участке.
IV – Здание, расположенное на земельном участке.
V – Здание, подлежащее сносу, расположенное на земельном участке.

 

 

Но в соответствии с положениями Федерального закона «Об оценочной деятельности» оценка выполняется для целей совершения сделки, то есть для динамического состояния системы переходов прав от покупателя к продавцу или сторон сделки иного вида. И это отражается в следующем варианте классификатора, учитывающем динамику возникновения, осуществления, перехода и прекращения прав на «землю», связанную с подготовкой и осуществлением будущей сделки, вплоть до ее государственной регистрации. Такие классификаторы мы вначале строили в виде двухмерных и трехмерных вариантов, а затем нами были разработаны и многомерные матрицы, отражающие не только различные сочетания «технических» характеристик земельно-имущественных комплексов и «пучка прав» на здания, нежилые помещения и земельные участки, к которым они относятся, но и динамику перехода прав на объект оценки для различных сделок. Более подробно они описываются в наших других работах по данной проблеме.

На третьей стадии работ проводится формализованный анализ цели и функции оценки, исходя из конкретных особенностей планируемой сделки (классификатор объекта в динамике). Классифицировать особенности объектов оценки с учетом вида планирующейся сделки, в результате которой может переходить разный объем вещных и обязательственных прав, возникать ряд ограничений и условий, на основе простых матриц состояния достаточно сложно. Такая динамическая модель уже формализуется несколькими двухмерными матрицами, характеризующими начальное состояние объекта, промежуточное состояние (при необходимости – несколько промежуточных состояний), и конечное состояние после завершения процедур государственной регистрации данной сделки. Поскольку путей перехода может быть несколько, то формализовать подобную задачу оценки возможно уже с помощью трехмерной системы, включающей в себя матрицы состояний объекта и линию перехода состояний в ходе совершения сделок.

Необходимость раскрытия особенностей совершения сделок при формировании объекта оценки предусматривается и ст. 2 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»:

Настоящий Федеральный закон определяет правовые основы регулирования оценочной деятельности в отношении объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, физическим лицам и юридическим лицам, для целей совершения сделок с объектами оценки, а также для иных целей.

При разработке динамической модели, включающей в себя возможные варианты сделок с объектами земельно-имущественных отношений, описанных в Гражданском кодексе Российской Федерации, необходимо учитывать особенности согласования важнейших положений градостроительного, земельного и иного смежного законодательства, существенно влияющие на процессы ценообразования земельно-имущественных комплексов – объектов оценки.

На следующей, четвертой стадии постановки задачи оценки обычно проводится натурное обследование объекта оценки. Процедуры натурного обследования также нуждаются в четкой формализации, как по видам проводимых работ, так и по формам представления его результатов. Тем более что при отсутствии определенных документов, необходимых для формирования системы исходных данных для оценки, становится необходимым оформление акта натурного обследования объекта оценки, обладающего не только информационной полнотой, но и определенным правовым статусом.

Заключительная стадия постановки задачи оценки на ее пятом шаге связана с определением того вида стоимости, который отвечает целям и функциям оценки, предполагаемому характеру готовящейся сделки. Здесь необходимо отметить, что действующие стандарты оценки кроме «рыночной стоимости» объекта предусматривают наличие еще 9 видов стоимости, отличных от рыночной.

В большинстве заданий на оценку объектов земельно-имущественных отношений требуется определить их рыночную стоимость. Причем очень часто эта задача ставится и для объектов с таким правовым титулом (например, «постоянное (бессрочное) пользование»), который делает их необоротоспособными. А для ее решения многие оценщики «изобретают» методики оценки «полного» права собственности на земельный участок, отождествляя публичную и частную собственность на «землю».

С другой стороны, для определения залоговой и некоторых других видов стоимости, «выпавших» из законодательства об оценочной деятельности, многие оценщики пытаются применить понятие «специальной стоимости» земельных участков и разработать собственные правила такой оценки.

Чаще всего такие особенности «оценки» выявляются лишь на стадии экспертизы отчетов об оценке, когда сделка уже совершена и исправить ситуацию сложно. А вина за нанесенный ущерб возлагается на оценщиков, которые не изучали в необходимом объеме земельное и гражданское законодательство и не получили четких методических рекомендаций по оценке.

Поэтому в повседневной практике возникает естественная потребность в разработке способов смягчения возникающих проблем и нестыковок нормативно-методического обеспечения оценки сложных земельно-имущественных комплексов и создании системы простых ориентиров при применении важнейших положений действующего законодательства для решения практических задач оценки.

Еще раз отметим, что Федеральный закон от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее – по тексту Закон) и Стандарты оценки, обязательные к применению субъектами оценочной деятельности, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 июля 2001 года № 519, дают определение рыночной стоимости, как основного, но не единственного вида стоимости имущества, применяемого при совершении сделок. Да и сама оценочная деятельность, как это следует из ст.3 Закона представляет собой ...деятельность субъектов оценочной деятельности, направленная на установление в отношении объектов оценки рыночной или иной стоимости.

Далее в указанной статье следует определение рыночной стоимости, как наиболее вероятной цены, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства, то есть когда:

– одна из сторон сделки не обязана отчуждать объект оценки, а другая сторона не обязана принимать исполнение;

– стороны сделки хорошо осведомлены о предмете сделки и действуют в своих интересах;

– объект оценки представлен на открытом рынке посредством публичной оферты, типичной для аналогичных объектов оценки;

– цена сделки представляет собой разумное вознаграждение за объект оценки и принуждения к совершению сделки в отношении сторон сделки с чьей-либо стороны не было;

– платеж за объект оценки выражен в денежной форме.

В Стандартах также приводится определение рыночной стоимости объекта оценки как наиболее вероятной цены, по которой объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства.

Видно, что отличие этих двух определений состоит лишь в том, что в Стандартах не раскрыта суть «чрезвычайных обстоятельств», влияющих на принятие решения. Но главное, что их объединяет – это то, что порядок расчета рыночной стоимости предполагает рассмотрение характера и особенностей будущей сделки по отчуждению объекта оценки. И результат оценки (величина рыночной стоимости) напрямую зависит от того, какой объем прав переходит в результате этой сделки.

Как это ни удивительно, но большинство оценщиков «по умолчанию» в контексте этой нормы подразумевают, что речь идет исключительно о сделке купли-продажи объекта недвижимости, находящегося в частной собственности. Но в развитых странах применительно к объектам земельно-имущественных отношений совершается гораздо больше сделок залога. Кроме этого большой объем сделок связан с меной, внесением имущества в уставный капитал, или даже с цепочкой перехода прав под определенными условиями. Вполне очевидно, что объем переходящих прав в результате совершения той или иной сделки различен, так же, как и динамика их перехода, риски и процедуры. Естественно, что при оценке объектов земельно-имущественных отношений результат будет зависеть и от особенностей совершаемой сделки или системы сделок.

Понятие сделки определено ст. 153 Гражданского кодекса Российской Федерации: ...сделками признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей...

В этой статье приведен перечень 11 видов сделок, который не является исчерпывающим. В рамках данной работы мы не ставим задачу показать конкретные особенности определения рыночной стоимости при совершении всех вышеуказанных сделок. Мы хотим обратить внимание на тот факт, что объем прав, передаваемый в рамках конкретной сделки, может существенно отличаться в зависимости от ее вида. Соответственно, различен и «коммерческий эффект», полученный в результате совершения этих сделок (отчуждения определенной совокупности вещных и/или обязательственных прав) и влияющий на особенности ценообразования объекта оценки. Естественно, возникает и определенная специфика при трактовке самого понятия рыночной стоимости, или введении определений ее разновидностей, не говоря уже о способах расчета соответствующих величин при решении задачи оценки.

Особую сложность вызывает определение рыночной стоимости (или ее разновидностей) для земельных участков, находящихся на обязательственных правах, либо в системе вещных и обязательственных прав. Примером последнего может быть земельный участок, находящийся на праве аренды у субъекта права, и часть данного земельного участка, создающая обременения для основного арендатора, в виде субаренды, а также расположенные на них объекты иной недвижимости, часть которых находится на праве собственности у субарендатора. Вполне очевидно, что определять рыночную стоимость такого объекта по аналогии с земельными участками, находящимися на праве собственности, бессмысленно и контрпродуктивно. Нужен иной путь, учитывающий именно систему обязательственных прав, оценка которых коренным образом отличается от оценки вещных прав на земельные участки.

Решение этих проблем и обоснование содержания работы оценщика на первом этапе – постановке задачи оценки, позволит существенно повысить и качество выполнения оценки в целом. Соответствующая система классификаторов должна стать основой и для подготовки национальных стандартов оценки недвижимости.

На втором этапе – этапе решения задачи оценки, надлежащий оценщик объектов земельно-имущественных отношений последовательно проводит работу на следующих шести шагах.

Первым из них, а по общему счету – шестым шагом, является анализ специфики ценообразования объекта оценки. При этом проводится анализ особенностей урбанизированной среды, частью которой является объект оценки, а также внешних условий ценообразования в условиях переходной экономики страны и конкретного региона, а также влияние на ценообразование рыночных условий для конкретного сегмента рынка недвижимости.

На следующем, седьмом шаге оценки проводится анализ особенностей применения основных принципов оценки применительно к сформулированной задаче оценки. В отличие от описаний этого этапа из переводных учебников, мы провели новую классификацию принципов оценки объектов урбанизированных земельных отношений, отражающую специфику ценообразования в условиях переходной экономики и перманентной земельной реформы, градостроительного и иного смежного законодательства. При этом существенное внимание уделяется и способам формализации характеристик самой урбанизированной среды и системы общественных услуг, позволяющим учесть особенности реформирования земельно-имущественных отношений, финансирования воспроизводственных процессов различного уровня и т.д.

После рассмотрения особенностей применения важнейших принципов для решения задачи оценки, на восьмом шаге оценки обычно проводится анализ соответствующих сегментов рынка. Применительно к проблемам стандартизации оценки, на этом шаге необходимо исследовать особенности формализации процедур анализа различных сегментов рынка, внешних условий, влияющих на ценообразование объекта оценки, степени развития основных рыночных институтов и их влияния на условия совершения сделок различного вида. При анализе рынка необходимо использовать результаты анализа особенностей применения основных принципов оценки, проведенного на предыдущем шаге.

При этом особое внимание необходимо уделять выявлению рисков различного рода и степени их влияния на результаты проводимой оценки. Тем более что для различных сегментов рынка могут проявляться законодательно установленные ограничения рыночного оборота некоторых объектов и наложены определенные условия или даже запреты на совершение ряда сделок. Это может проявляться, в том числе, и в различии факторов капитализации для различных сегментов рынка недвижимости в несколько раз.

Для полноценного информационного обеспечения работ по решению задачи оценки важно установить четкие правила систематизации и обработки рыночной информации. В ряде случаев может идти речь и об использовании экспертных систем, предназначенных для контроля достоверности рыночной информации, учитывая ее неполноту и противоречивость. Работа по формализации рыночной информации при создании стандартов оценки относится к числу наиболее сложных не столько потому, что требует применения определенных математических моделей и достаточно сложных алгоритмов и информационных технологий.

Ее сложность еще и в том, что рыночные исследования часто выходят далеко за рамки конкретной задачи оценки. Поэтому многие оценщики, не имея возможности проводить полноценные самостоятельные исследования соответствующего сегмента рынка, часто пользуются чужими обзорами, весьма слабо связанными с конкретной задачей оценки. В лучшем случае, представляется обзор, фактически являющийся компиляцией из нескольких подобных обзоров по близкой тематике. А чтобы придать ему «солидности» и правдоподобия, существенно увеличивается объем, в текст обзора включаются многочисленные таблицы и графики, иные иллюстративные материалы. Бывает, что такие «исследования рынка» занимают даже более половины отчета об оценке, хотя на самом деле не имеют ничего общего с решаемой задачей оценки.

Для решения этой проблемы важно не только формализовать процедуры исследования рынка недвижимости, включая землю, найти способы учета особенностей российской переходной экономики. Наиболее актуальной задачей становится разработка системы сегментирования рынка недвижимости, включая землю, научно обоснованного обобщения данных по принципиально различным сегментам рынка, информационного сопровождения надлежащих оценщиков. Более подробно этот этап описан в других наших работах.

Формализация работ на следующем, девятом шаге оценки, при всей своей кажущейся простоте часто приводит к самым серьезным ошибкам. Любой оценщик, даже начинающий, на вопрос об основных подходах к оценке без запинки ответит: доходный, затратный и рыночный (сравнительный). Это отражает новую ситуацию не только в понимании фундаментальных законов рыночной экономики, но и отражает уже достаточно серьезный практический опыт жизни и работы в условиях реального рынка.

Действительно, любой субъект рыночных отношений должен знать не только рыночную стоимость какого-либо товара, но и представлять себе величину затрат на его создание. Разница между затратами на создание товара и его стоимостью несет в себе самую важную информацию для принятия решений рыночными субъектами.

Если эта разность отрицательная, то субъект рыночных отношений разоряется. В такой ситуации он должен выяснить ее причины и принять определенные управленческие решения. Например, снизить свои издержки, либо принять меры по повышению рыночной привлекательности своей продукции и ее цены.

Безусловно, и для того, чтобы принять решение о продаже или приобретении объекта недвижимости, субъекты должны провести аналогичные исследования рынка (маркетинг) и проанализировать объем и структуру своих затрат. При этом широко используются и данные об аналогичных объектах и сделках с ними: продавец не хочет продешевить по сравнению с другими продавцами аналогичных объектов, а покупатель не хочет переплачивать.

Конечно же, ситуация на практике значительно сложнее, и при использовании описанных подходов для оценки городских земельных участков и иных объектов недвижимости оценщику приходится учитывать множество особенностей реальных объектов. И очень часто эти подходы используются не в чистом виде, а в их определенной комбинации. Причем многие оценщики, особенно начинающие, часто даже не отдают себе в этом отчета, используя эти подходы в неявном виде, «по умолчанию», применяя определенные методы оценки и выполняя основные требования известных методических рекомендаций и инструкций по различным видам оценки.

А во многих случаях подходы просто отождествляются с соответствующими методами оценки, причем часто авторы различных «методик» делают это совершенно неосознанно, внося серьезную путаницу и повышая риски получения недостоверных результатов оценки.

Но даже достаточно опытному оценщику для более эффективного практического применения основных подходов к оценке необходимо не только уяснить их основную суть и особенности. Очень важно научиться выявлять их особенности, связанные со спецификой применения основных принципов оценки, выявленных на седьмом шаге, а также результатами анализа развития конкретного сегмента рынка недвижимости на предыдущем шаге. Это позволит повысить эффективность анализа и обработки всей совокупности исходных данных для оценки. А при выявлении существенного отклонения условий применения основных принципов оценки или даже невозможности их применения в рамках того или иного подхода это может стать основанием для отклонения данного подхода при решении конкретной задачи оценки. Подробное описание данного этапа оценки приведено в других наших работах.

Десятый шаг обычно связан с применением определенных методов и моделей оценки. Особенности формализации применения основных методов оценки и процедур расчетов по определенным моделям описаны в наших других работах.

Одним из наиболее важных шагов оценки является одиннадцатый, заключительный для второго этапа оценки – решения задачи оценки, шаг: согласование результатов оценки, полученных по различным методам в рамках трех обязательных подходов к оценке. Здесь речь идет отнюдь не о стандартизации процедур подгонки полученных различных вариантов оценки к желаемому результату. На этом шаге необходимо использовать информацию о специфике применяемых математических моделей оценки, погрешности промежуточных результатов оценки, способах ее снижения. Получение развернутых данных о степени надежности и достоверности промежуточных результатов оценки позволяет своевременно ввести необходимые корректировки и обеспечить получение итоговой оценки с известной точностью и достоверностью.

Стандартизация процесса оценки на третьем этапе – этапе оформления отчета об оценке формализована в максимальной степени. Имеются многочисленные методические пособия и «образцовые» отчеты, выполненными известными фирмами и саморегулируемыми объединениями оценщиков. Правда, к ним следует относиться с определенной осторожностью, чтобы не повторять серьезных ошибок, которые характерны для многих из них (далее – из книги «Оценка урбанизированных земель»).

В стандартах оценки необходимо отразить также и специфику оформления отчетов об индивидуальной оценке объектов земельно-имущественных отношений, а также о результатах их массовой оценки. Здесь важно также опереться и на уже существующие государственные стандарты оформления отчетов.

Одной из самых острых и актуальных проблем формализации оценочной деятельности на заключительном, четвертом этапе оценки, является экспертиза результатов оценки.

Решение указанных проблем требует разработки соответствующих разделов стандартов и правил оценки саморегулируемых организаций оценщиков. Работа над такими стандартами и правилами оценки объектов земельно-имущественных отношений, которую специалисты НП «Лига оценщиков земли» ведут несколько последних лет совместно с нашими коллегами по СМАО, завершается. Ее различные аспекты освещены в других наших публикациях. На их основе возможно создание и полноценных Национальных стандартов оценки объектов земельно-имущественных отношений.