От Минэкономразвития России:
От Росимущества:
От Российского фонда федерального имущества:
От Саморегулируемых организаций оценщиков:
1. На совещании рассмотрены вопросы, возникшие при проведении Росимуществом экспертизы отчетов об оценке приватизируемого государственного имущества.
С учетом состоявшегося обсуждения отметить позицию Минэкономразвития России по следующим вопросам.
1.1. Отчет об оценке должен содержать описание и результаты применения доходного, сравнительного и затратного подходов к определению стоимости объекта оценки, либо достаточное обоснование отказа от использования какого-либо из подходов. При этом обоснование отказа от применения подхода к оценке включает анализ наличия доступных источников информации, содержащих достоверные сведения, необходимые для соблюдения методологии подходов, и возможности применения методов подхода с учетом специфики объекта оценки в случае её наличия.
1.2. В отчете об оценке отражаются способ согласования, а также обоснования сделанных оценщиком при согласовании результатов суждений и допущений, в том числе обоснование выбора использованных весов, присвоенных результатам, полученным в рамках различных подходов.
1.3. При наличии существенного расхождения результатов расчетов, выполненных различными подходами, в отчете об оценке отражаются обоснования такого расхождения и анализ причин его возникновения.
2.1. В отчете об оценке представляется информация о финансово-экономическом состоянии, производственной и финансовой деятельности общества (предприятия), существенная с точки зрения определения стоимости объекта оценки в объеме, достаточном для однозначного толкования содержания отчета и понимания сущности объекта оценки. Состав и последовательность представляемой в отчете об оценке информации должны позволять полностью воспроизвести расчет стоимости и привести пользователя к аналогичному результату.
2.2. Отчет об оценке содержит:
2.3. При прогнозировании денежного потока в отчете об оценке приводится анализ вариантов оптимизации потоков доходов/расходов от деятельности организации, путей снижения себестоимости и т.д. При этом с учетом рассматриваемой цели оценки не требуется проведение анализа возможности юридически допустимого изменения основной (профильной) деятельности и построение соответствующего прогноза финансовых результатов.
2.4. В отчете об оценке приводится анализ достоверности прогнозных показателей в случае их определения на основе бизнес-планов, планов развития и иной аналогичной информации, а также анализ соответствия прогнозов цели оценки.
3.1. Вне зависимости от полноты пакета предоставляемых документов, подтверждающих право на земельный участок, в отчете об оценке обосновывается стоимость указанного права при оценке расположенного на земельном участке недвижимого имущества, находящегося в хозяйственном ведении/оперативном управлении ФГУП/ФГУ.
При этом обосновываются величины характеристик земельного участка, необходимые для оценки стоимости права. В случае если такие характеристики не указаны в предоставленных документах, они могут быть определены на основании законодательства о землеустройстве и градостроительного законодательства.
4.1. В случае если в отчете об оценке приводятся в качестве информации, существенной для определения стоимости объекта оценки, характеристики (корректировки, скидки), значение которых определяется с использованием экспертного суждения оценщика или привлеченного специалиста (эксперта), в отчете об оценке описываются условия, при которых указанные характеристики могут достигать заданных значений.
В отчете об оценке также приводятся обоснование необходимости вносимых оценщиком корректировок, их величина и способы согласования, а также все суждения и допущения, сделанные при определении необходимости вносимых корректировок и их величин, с их детальным обоснованием.
4.2. С учетом рассматриваемых целей оценки приватизации государственного и муниципального имущества применение скидки на низкую ликвидность при определении рыночной стоимости 100% пакетов акций обществ, находящихся в государственной и муниципальной собственности, нецелесообразно.
5.1. В отчете об оценке приводятся необходимые прогнозы деятельности, в том числе информация о текущем состоянии и тенденциях социально-экономического развития страны, региона, в котором организация осуществляет свою деятельность и отрасли (вида экономической деятельности), влияющая на стоимость оцениваемого бизнеса.
5.2. Анализ показателей финансово-хозяйственной деятельности сопоставимых обществ (предприятий) приводится в отчете об оценке в случаях, когда проведение соответствующего анализа предусмотрено методологией оценки в рамках сравнительного подхода.
6.1. В отчете об оценке рыночной стоимости акций/долей участия в рамках затратного подхода приводится расшифровка статей баланса, оказывающих существенное влияние на стоимость оцениваемого общества (предприятия).
6.2. В отчете об оценке рыночной стоимости объектов недвижимости, в том числе при их самостоятельной оценке в качестве активов организации (предприятия), оказывающих существенное влияние на рыночную стоимость пакета акций/доли участия, в рамках затратного подхода приводится достаточное описание наиболее значимых активов, включающее:
6.3. При оценке имущественного комплекса как действующего бизнеса в отчете об оценке рыночной стоимости в рамках затратного подхода приводятся сведения о специализированных активах, которые могут иметь внешний износ, и избыточных активов, для которых внешний износ отсутствует.
2. Отметить позицию представителей Росимущества:
3. С учетом состоявшегося обсуждения поручить Росимуществу и РФФИ:
в двухнедельный срок представить в Минэкономразвития России предложения по совершенствованию и оптимизации порядка межведомственного взаимодействия и экспертизы отчетов об оценке государственного имущества, подлежащего приватизации; дополнительной проработать вопрос предоставления оценщикам информации об оцениваемых объектах и в двухнедельный срок представить в Минэкономразвития России предложения по определению перечня источников информации и механизмам её представления.
4. Предложить саморегулируемым организациям оценщиков (по списку участников совещания) в месячный срок представить в Минэкономразвития России заключения по вопросу методологии определения наиболее эффективного использования недвижимости, имея в ввиду учет установленного правового режима недвижимости.
5. С учетом состоявшегося обсуждения: