Саморегулируемая межрегиональная ассоциация оценщиков
Создавая лучшее, объединяем вместе!
Электронная
приемная
Вход в личный кабинет оценщика
Карта сайта
Кадастровая
карта

Комментарий к Федеральному закону от 27.07.2006 N 157-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»

01.01.1970

КОММЕНТАРИЙ
К ФЕДЕРАЛЬНОМУ ЗАКОНУ ОТ 27.07.2006 N 157-ФЗ
"О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН "ОБ ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

Федеральный закон от 27.07.2006 N 157-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 157-ФЗ) существенно изменяет порядок регулирования оценочной деятельности, вводя принципиально новую систему ее организации, построенную на саморегулировании и обеспечении ответственности оценщиков.

Закон N 157-ФЗ предусматривает в том числе перестройку существующего механизма оценочной деятельности, формирование нового механизма оценочной деятельности: обязательное вступление всех оценщиков в саморегулируемые организации, формирование новой системы контроля в области оценочной деятельности, образование компенсационных фондов и т.д.

В связи с этим Закон N 157-ФЗ предусматривает переходный период, необходимый для создания нового механизма оценочной деятельности, к концу которого (1 июля 2007 г.) должна быть создана вся инфраструктура, необходимая для начала работы нового механизма. Итогом переходного периода будет являться создание Национального совета по оценочной деятельности, объединяющего более 50% саморегулируемых организаций оценщиков.

Рассмотрим подробнее внесенные изменения.

1. Субъекты оценочной деятельности

 

Если ранее действовавшая редакция Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности" (далее - Закон N 135-ФЗ) относила к субъектам оценочной деятельности как физических лиц (оценщиков), так и юридические лица (оценочные организации), то после внесения в этот нормативный акт изменений Законом N 157-ФЗ основным субъектом оценочной деятельности выступает физическое лицо - оценщик.

Ранее действующая редакция Закона N 135-ФЗ допускала осуществление оценочной деятельности как физическими, так и юридическими лицами. После внесения изменений в этот нормативный акт Законом N 157-ФЗ допускается возможность осуществления данной деятельности только физическими лицами - оценщиками.

Новой редакцией Закона N 135-ФЗ предусмотрено, что оценщик может осуществлять оценочную деятельность как самостоятельно, в частном порядке, так и на основании трудового договора, заключаемого с юридическим лицом.

При этом юридическое лицо, с которым оценщик заключает трудовой договор и которое уполномочено заключать договоры с заказчиками оценочных услуг, обязано иметь в штате не менее двух профессиональных оценщиков, соответствующих предъявляемым к оценщикам требованиям. Следует также отметить, что ранее действовавшая редакция Закона N 135-ФЗ предусматривала обязательность наличия в штате юридического лица, занимавшегося оценочной деятельностью, только одного работника, имевшего образование в области оценочной деятельности.

Законом N 157-ФЗ установлены новые требования, предъявляемые к оценщикам.

Если ранее действовавшая редакция Закона N 135-ФЗ предусматривала обязательность государственной регистрации оценщиков в качестве индивидуальных предпринимателей, а также необходимость получения ими лицензий на осуществление оценочной деятельности, то после внесения изменений в данную норму Законом N 157-ФЗ эти требования отменены.

Лицензирование оценочной деятельности прекращено с 1 июля 2006 г. (п. 5.1 ст. 18 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности"). Однако в переходный период, пока новый механизм регулирования оценочной деятельности находится в процессе становления, лица, имевшие на 30 июня 2006 г. лицензии на осуществление оценочной деятельности, вправе осуществлять такую деятельность до 1 июля 2007 г. в соответствии с Законом N 135-ФЗ в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Закона N 157-ФЗ.

Согласно изменениям, внесенным Законом N 157-ФЗ в ст. 4 Закона N 135-ФЗ, для получения права заниматься оценочной деятельностью оценщик обязан:

- быть членом одной из саморегулируемых организаций оценщиков (СОО);

- застраховать свою ответственность (размер страховой суммы - не менее 300 000 руб.).

Для вступления в СОО оценщик должен отвечать следующим требованиям (ст. 24 Закона N 135-ФЗ в ред. Закона N 157-ФЗ):

- должен иметь документ об образовании, подтверждающий получение профессиональных знаний в области оценочной деятельности в соответствии с утвержденными образовательными программами высшего профессионального образования, дополнительного профессионального образования или программами профессиональной переподготовки специалистов в области оценочной деятельности;

- должен иметь справку об отсутствии неснятой или непогашенной судимости за преступления в сфере экономики, а также за преступления средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие преступления.

Помимо этого, СОО при приеме в свои члены имеет право предъявлять оценщику иные требования, связанные с осуществлением им оценочной деятельности и не противоречащие законодательству.

Исключение из членов СОО может производиться по инициативе оценщика - на основании его заявления о выходе либо по инициативе саморегулируемой организации - на основании решения ее коллегиального органа управления.

Решение об исключении из членов СОО принимается в случае нарушения оценщиком:

- требований Закона N 135-ФЗ, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации;

- федеральных стандартов оценки;

- стандартов и правил оценочной деятельности;

- правил деловой и профессиональной этики.

Решение об исключении из членов СОО может быть обжаловано оценщиком в арбитражный суд в течение трех месяцев с момента принятия такого решения.

Оценщик, в отношении которого принято решение об исключении из членов СОО в связи с вышеуказанными нарушениями, обязан уведомить о факте прекращения своего членства в саморегулируемой организации и о невозможности подписания отчета о проведении оценки заказчика по договору на проведение оценки или юридическое лицо, с которым заключен трудовой договор.

Исключение оценщика из членов саморегулируемой организации исключает возможность осуществления данным оценщиком оценочной деятельности, то есть фактически равнозначно лишению лицензии в соответствии с ранее действовавшим законодательством.

Однако формально Закон N 135-ФЗ (в ред. Закона N 157-ФЗ) не запрещает исключенному оценщику вступать в другую СОО и продолжать работу в сфере оценочной деятельности.

Для ограничения такой возможности новая редакция Закона N 135-ФЗ обязывает СОО, принявшую решение об исключении оценщика из членов организации, разместить информацию об исключении оценщика на своем официальном сайте в сети Интернет, а также направить копии решения об исключении:

- юридическому лицу, с которым оценщик заключил трудовой договор;

- всем саморегулируемым организациям, внесенным в Единый государственный реестр саморегулируемых организаций оценщиков, если исключение оценщика произошло в результате нарушения им требований Закона N 135-ФЗ, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также федеральных стандартов оценки;

- Национальному совету по оценочной деятельности, если оценщик нарушил требования законов и иных нормативных актов, федеральных стандартов оценки либо допустил нарушение стандартов и правил оценочной деятельности, утвержденных саморегулируемой организацией, а также правил деловой и профессиональной этики.

Таким образом, несмотря на то что Закон N 135-ФЗ (в ред. Закона N 157-ФЗ) не ограничивает возможность продолжения осуществления оценщиками-нарушителями оценочной деятельности, он предусматривает формирование "черного списка" оценщиков, в отношении которых принято решение об исключении из членов саморегулируемых организаций.

1.1. Обязанности оценщика

Помимо предусмотренных ранее действовавшей редакцией Закона N 135-ФЗ обязанностей, после внесения в них изменений Законом N 157-ФЗ оценщик должен:

- быть членом одной из СОО;

- соблюдать при осуществлении оценочной деятельности не только требования действующего законодательства и федеральных стандартов оценки, но также и стандартов и правил оценочной деятельности, утвержденных СОО, членом которой он является;

- соблюдать правила деловой и профессиональной этики, установленные СОО, членом которой он является, а также уплачивать взносы, установленные такой организацией;

- представлять заказчику информацию о членстве в СОО;

- представлять СОО информацию о юридическом лице, с которым он заключил трудовой договор, в том числе информацию о соответствии такого юридического лица условиям, установленным Законом N 135-ФЗ;

- представлять по требованию заказчика страховой полис и подтверждающий получение профессиональных знаний в области оценочной деятельности документ об образовании;

- по требованию заказчика представлять заверенную СОО выписку из реестра членов саморегулируемой организации оценщиков, членом которой он является.

2. Система организации оценочной деятельности. Саморегулирование

Закон N 135-ФЗ (в ред. Закона N 157-ФЗ) предусматривает создание в сфере оценочной деятельности системы саморегулирования, строящейся на основе обязательного членства оценщиков в саморегулируемых организациях. Данная система заменяет существовавшую ранее систему лицензирования оценщиков.

Законом N 157-ФЗ детально урегулированы вопросы создания и функционирования СОО, структура и компетенция их органов, контроль за деятельностью их членов, а также контроль государства за их деятельностью.

Помимо этого, предусматривается создание специального органа - Национального совета по оценочной деятельности - некоммерческой организации, объединяющей саморегулируемые организации оценщиков.

Рассмотрим порядок создания и деятельности СОО.

В силу ст. 22 Закона N 135-ФЗ (в ред. Закона N 157-ФЗ) под СОО подразумевается некоммерческая организация, созданная в целях регулирования и контроля оценочной деятельности, включенная в Единый государственный реестр саморегулируемых организаций оценщиков (далее - Реестр) и объединяющая на условиях членства оценщиков.

Законом определены функции СОО, которые можно условно подразделить на контрольные, регулирующие, обеспечительные, а также функции представления интересов членов СОО, повышения их квалификации.

К контрольным относятся следующие функции:

- контроль за осуществлением членами СОО оценочной деятельности в части соблюдения ими требований законов и иных нормативных правовых актов, федеральных стандартов оценки, стандартов и правил оценочной деятельности, а также правил деловой и профессиональной этики;

- применение мер дисциплинарного воздействия к членам СОО;

- исключение из членов СОО оценщиков по основаниям, предусмотренным Законом N 135-ФЗ и внутренними документами СОО;

- сообщение в уполномоченный орган о возникновении несоответствия СОО требованиям, предусмотренным для включения в Реестр.

Обеспечительной функцией является формирование компенсационного фонда для обеспечения ответственности членов СОО перед потребителями услуг в области оценочной деятельности и перед третьими лицами.

К регулирующим функциям относятся:

- разработка и утверждение стандартов и правил оценочной деятельности, правил деловой и профессиональной этики;

- разработка и утверждение правил и условий приема в члены СОО, дополнительных требований к порядку обеспечения имущественной ответственности своих членов при осуществлении оценочной деятельности, установление размера членских взносов и порядка их внесения.

Функция представления интересов своих членов, повышения их квалификации заключается:

- в представлении интересов членов СОО в их отношениях с органами государственной власти и местного самоуправления, а также с международными профессиональными организациями оценщиков;

- в оспаривании в судебном порядке актов и действий органов государственной власти и местного самоуправления, нарушающих права и законные интересы всех или части членов СОО;

- в организации информационного и методического обеспечения членов СОО;

- в организации проведения профессиональной переподготовки оценщиков.

СОО создаются в форме некоммерческих организаций в соответствии с Федеральным законом от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях".

В силу ст. 2 данного Закона некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками.

В отличие от других некоммерческих организаций СОО не может быть реорганизована. Ликвидация же СОО осуществляется в соответствии с законодательством о некоммерческих организациях.

Статус СОО приобретается некоммерческой организацией не с момента создания, а с даты ее включения в Реестр, что возможно в случае соответствия ее следующим требованиям:

- объединение в составе такой организации не менее 300 физических лиц, отвечающих требованиям, предъявляемым к оценщикам;

- наличие компенсационного фонда, который формируется за счет взносов ее членов в денежной форме;

- наличие коллегиального органа управления (совета, наблюдательного совета), функционально специализированных органов и структурных подразделений;

- наличие утвержденных стандартов и правил оценочной деятельности.

Закон N 135-ФЗ (в ред. Закона N 157-ФЗ) предусматривает специальный порядок включения некоммерческой организации в Реестр, который ведется уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по надзору за деятельностью СОО. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 27.08.2004 N 443 таким органом является Минэкономразвития России (далее - уполномоченный орган).

Уполномоченный орган получает заявления некоммерческих организаций и в течение семи дней с даты представления необходимых документов принимает решение о включении организации или об отказе во включении в Реестр.

Среди документов, подлежащих обязательному представлению некоммерческой организацией в уполномоченный орган для включения в Реестр, Закон N 135-ФЗ (в ред. Закона N 157-ФЗ) в том числе называет:

- копии документов о профессиональном образовании ее членов;

- копии стандартов и правил оценочной деятельности данной организации;

- справки об отсутствии у членов организации неснятой или непогашенной судимости за преступления в сфере экономики, а также за преступления средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие преступления;

- копии документов, подтверждающих формирование компенсационного фонда в установленном размере;

- копию реестра членов некоммерческой организации.

Решение об отказе во включении некоммерческой организации в Реестр может быть обжаловано некоммерческой организацией в арбитражный суд.

Закон N 135-ФЗ (в ред. Закона N 157-ФЗ) предусматривает также возможность исключения СОО из Реестра, которое может производиться:

1) во внесудебном порядке - уполномоченным органом в следующих случаях:

- если СОО подано заявление о ее исключении из Реестра (СОО обязана самостоятельно подать заявление о своем несоответствии требованиям, предусмотренным Законом N 135-ФЗ для включения в Реестр, в течение 10 дней с момента выявления такого несоответствия);

- при ликвидации СОО как юридического лица;

2) в судебном порядке - арбитражным судом по заявлению уполномоченного органа об исключении СОО из Реестра. Закон N 135-ФЗ (в ред. Закона N 157-ФЗ) определяет только два основания для подачи уполномоченным органом такого заявления в арбитражный суд:

- выявленное по результатам проверки несоответствие СОО одному из требований, необходимых для включения в Реестр;

- невыполнение СОО требований об устранении выявленных уполномоченным органом нарушений в установленные им сроки.

Работники СОО (в отличие от ее членов) выполняют только функции регулирования и контроля в области оценочной деятельности и не вправе самостоятельно осуществлять оценочную деятельность.

Закон N 135-ФЗ (в ред. Закона N 157-ФЗ) детально регулирует систему органов управления СОО.

Высшим органом управления СОО является общее собрание ее членов. К исключительной компетенции общего собрания членов СОО относится в том числе:

- образование коллегиального органа управления, дисциплинарного комитета СОО, утверждение положений об этих органах, досрочное прекращение полномочий их членов;

- утверждение положения о членстве в СОО;

- утверждение отчетов коллегиального органа управления СОО и ее исполнительного органа о результатах финансово-хозяйственной и организационной деятельности;

- принятие решений о добровольной ликвидации.

В СОО обязательно образуется коллегиальный орган управления в составе не менее чем семь человек, который:

- утверждает стандарты и правила оценочной деятельности данной СОО, правила деловой и профессиональной этики;

- принимает в члены СОО и прекращает членство в организации;

- образует и распускает комитеты, предусмотренные внутренними документами СОО;

- утверждает инвестиционную декларацию компенсационного фонда;

- утверждает положение о порядке осуществления контроля за оценочной деятельностью членов СОО.

В целях ограничения заинтересованности членов коллегиального органа управления в принятии решений Закон N 135-ФЗ (в ред. Закона N 157-ФЗ) предусматривает, что 25% членов СОО должны составлять лица, не являющиеся членами данной организации и (или) их аффилированными лицами.

Управление текущей деятельностью СОО осуществляется единоличным исполнительным органом.

Помимо органов управления, СОО образует структурное подразделение, осуществляющее контроль за оценочной деятельностью членов организации, а также дисциплинарный комитет.

Дисциплинарный комитет рассматривает жалобы на действия членов СОО и дела о нарушениях, допущенных ее членами.

Для обеспечения объективности принятия решений новой редакцией Закона N 135-ФЗ установлена обязательность приглашения на заседания СОО лиц, направивших жалобы, а также членов организации, в отношении которых рассматриваются жалобы.

Наряду с вынесением дисциплинарных взысканий, таких как предупреждение и штраф, дисциплинарный комитет может направить предписание члену СОО об устранении нарушения либо рекомендовать коллегиальному органу управления СОО исключить нарушителя из членов организации (следует отметить, что такое решение может быть принято не менее чем 75% голосов членов дисциплинарного комитета, присутствующих на его заседании).

В целях избежания злоупотреблений со стороны лиц, занимающих руководящие должности в СОО, Закон N 135-ФЗ (в ред. Закона N 157-ФЗ) запрещает лицу, осуществляющему функции единоличного исполнительного органа СОО, а также лицам, являющимся членами ее коллегиального исполнительного органа:

- учреждать юридические лица или являться членами органов управления юридических лиц, осуществляющих оценочную деятельность, их дочерних и зависимых обществ;

- заключать трудовые договоры с юридическими лицами, заключившими трудовые договоры с членами СОО, а также с их дочерними и зависимыми обществами;

- заключать гражданско-правовые договоры, в том числе договоры о возмездном оказании услуг, заказчиком по которым выступает член СОО.

Новая редакция Закона N 135-ФЗ предполагает гласность и открытость деятельности СОО, в связи с чем устанавливает обязанность для каждой СОО зарегистрировать свой сайт в сети Интернет, размещать и регулярно обновлять на нем информацию о своей деятельности, перечень которой определен Законом (ст. 22.3 Закона N 135-ФЗ, введенная Законом N 157-ФЗ).

В частности, на официальном сайте каждой СОО должны содержаться следующие сведения:

- учредительные документы СОО;

- стандарты и правила оценочной деятельности, а также правила деловой и профессиональной этики;

- положения об органах СОО и ее структурных подразделениях;

- реестр членов СОО с информацией о каждом ее члене;

- список лиц, членство которых в СОО прекращено, в том числе "черный список" лиц, исключенных за нарушения;

- правила и условия приема в члены СОО, размер членских взносов и порядок их внесения;

- информация об отчетах членов СОО;

- информация о компенсационном фонде;

- информация об управляющей компании, с которой заключен договор о доверительном управлении компенсационным фондом;

- информация о специализированном депозитарии, с которым заключен депозитарный договор;

- информация о договорах обязательного страхования ответственности членов СОО.

СОО имеет право образовывать союзы (ассоциации) в соответствии с законодательством Российской Федерации о некоммерческих организациях.

Кроме этого, Закон N 135-ФЗ (в ред. Закона N 157-ФЗ) предусматривает образование СОО специального органа - Национального совета по оценочной деятельности в целях обеспечения общественных интересов, формирования единых подходов к осуществлению оценочной деятельности, выработки единой позиции оценщиков по вопросам регулирования их деятельности, координации деятельности СОО, а также в целях взаимодействия СОО с органами государственной власти, местного самоуправления и заказчиками оценочных услуг.

Национальный совет по оценочной деятельности создается в форме некоммерческой организации, членами которой являются более 50% саморегулируемых организаций оценщиков, объединяющих более чем 50% всех оценщиков. Национальный совет по оценочной деятельности подлежит регистрации уполномоченным органом.

Национальный совет по оценочной деятельности осуществляет деятельность в следующих областях:

1) в области регулирования оценочной деятельности, что включает:

- обсуждение вопросов и выработку государственной политики в области оценочной деятельности;

- формирование предложений о совершенствовании правового и экономического регулирования оценочной деятельности;

- разработку федеральных стандартов оценки;

- осуществление предварительной экспертизы нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих оценочную деятельность;

- рассмотрение проектов нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих оценочную деятельность, и представление рекомендаций к их утверждению уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности;

2) в области повышения профессионального уровня оценщиков, что включает:

- рассмотрение образовательных программ образовательных учреждений, осуществляющих профессиональное обучение специалистов в области оценочной деятельности, и рекомендацию таких программ к утверждению;

- разработку программ профессиональной переподготовки оценщиков;

3) в области защиты интересов СОО, что включает:

- представление интересов СОО в федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов Российской Федерации, органах местного самоуправления;

- защиту прав и законных интересов СОО;

4) в области рассмотрения споров, что включает:

- создание общероссийского третейского суда в области оценочной деятельности;

- рассмотрение обращений, ходатайств, жалоб СОО, потребителей услуг в области оценочной деятельности, оценщиков.

На настоящий момент Национальный совет по оценочной деятельности еще не создан. В соответствии с переходными положениями Закона N 157-ФЗ с 1 июля 2007 г. некоммерческая организация, объединяющая саморегулируемые организации оценщиков, вправе обратиться в уполномоченный федеральный орган в целях регистрации в качестве Национального совета по оценочной деятельности.

3. Обеспечение имущественной ответственности
при осуществлении оценочной деятельности

Действующее законодательство предусматривает ответственность оценщиков за убытки, причиненные заказчику, заключившему договор на проведение оценки, или имущественный вред, причиненный третьим лицам вследствие использования итоговой величины рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанной в отчете оценщика. Вышеуказанные убытки подлежат возмещению оценщиком в полном объеме за счет его личного имущества.

Однако, как подтверждает практика, обращение взыскания на личное имущество оценщика - физического лица не является достаточной гарантией для заказчиков и иных лиц, понесших убытки в результате оценочной деятельности, поскольку в большинстве случаев личного имущества физического лица явно недостаточно для компенсации убытков в полном объеме.

Новая редакция Закона N 135-ФЗ предусматривает ряд дополнительных гарантий для лиц, заключающих договоры на проведение оценки.

В частности, юридическое лицо, с которым оценщик заключил трудовой договор, может принять на себя обязательства по дополнительному обеспечению обязанности оценщика возместить убытки, причиненные заказчику, или имущественный вред, причиненный третьим лицам, указав на это в договоре на проведение оценки.

Дополнительной гарантией служит также обязательное страхование ответственности оценщика при осуществлении оценочной деятельности. Прежняя редакция Закона N 135-ФЗ также предусматривала такое обязательное страхование, однако после внесения в существовавшую норму изменений Законом N 157-ФЗ закреплен более детальный порядок страхования (ст. 24.7 Закона N 135-ФЗ, введенная Законом N 157-ФЗ).

Закон N 157-ФЗ определил объект страхования по договору обязательного страхования ответственности оценщика как имущественные интересы, связанные с риском ответственности оценщика по обязательствам, возникающим вследствие причинения ущерба заказчику, заключившему договор на проведение оценки, и (или) третьим лицам.

Страховым случаем по договору обязательного страхования ответственности оценщика является установленный вступившим в законную силу решением арбитражного суда или признанный страховщиком факт причинения ущерба действиями (бездействием) оценщика в результате нарушения требований федеральных стандартов оценки, стандартов и правил оценочной деятельности, установленных СОО, членом которой являлся оценщик на момент причинения ущерба. Таким образом, в новой редакции Закона N 135-ФЗ закреплена возможность установления факта наступления страхового случая и в отсутствие судебного решения, а именно в случае признания страховщиком факта причинения ущерба; такая возможность не была предусмотрена ранее действовавшей редакцией Закона N 135-ФЗ.

Закон N 157-ФЗ также предусмотрел, что договор обязательного страхования ответственности оценщика заключается на срок не менее одного года с условием возмещения ущерба, причиненного в период действия договора обязательного страхования ответственности, в течение срока исковой давности, установленного законодательством Российской Федерации.

Размер страховых взносов, определяемый страховщиками, может варьироваться в зависимости от стажа работы оценщика, количества предыдущих страховых случаев и иных обстоятельств.

Следует отметить, что СОО имеет право устанавливать дополнительные требования к договорам обязательного страхования ответственности, заключаемым ее членами.

Принципиально новым видом обеспечения ответственности оценщиков является обязательное формирование каждой СОО компенсационного фонда, используемого для компенсации ущерба, причиненного оценщиками - членами СОО. При этом Законом N 135-ФЗ (в ред. Закона N 157-ФЗ) предусмотрено, что каждым оценщиком, вступающим в СОО, должен быть внесен обязательный взнос в размере не менее чем 30 000 руб.

Компенсационным фондом СОО является обособленное имущество, принадлежащее СОО на праве собственности и первоначально формируемое исключительно в денежной форме за счет обязательных взносов ее членов. Из средств компенсационного фонда удовлетворяются требования лиц, понесших убытки в результате деятельности оценщиков - членов СОО.

Новой редакцией Закона N 135-ФЗ запрещено освобождение членов СОО от обязанности внесения взносов в компенсационный фонд, в том числе зачет его требований к СОО.

Взыскание на компенсационный фонд может быть обращено исключительно при совпадении следующих условий:

- наличие установленного решением арбитражного суда или признанного страховщиком факта наступления страхового случая по договору обязательного страхования ответственности оценщика в результате причиненного оценщиком ущерба;

- для возмещения ущерба, причиненного оценщиком, недостаточно средств, полученных по договору обязательного страхования ответственности;

- оценщик отказался удовлетворить требование заказчика или третьего лица о возмещении ущерба либо заказчик или третье лицо не получили от него в разумный срок ответ на предъявленное требование.

Иных выплат из компенсационного фонда, за исключением выплат в целях обеспечения имущественной ответственности членов СОО перед заказчиками или третьими лицами, не допускается. На компенсационный фонд не может быть обращено взыскание по обязательствам СОО, а также ее членов, если возникновение таких обязательств не связано с осуществлением оценочной деятельности.

Следует отметить, что Законом N 135-ФЗ (в ред. Закона N 157-ФЗ) ограничен размер компенсационной выплаты из средств компенсационного фонда по требованию к одному оценщику по одному страховому случаю: размер одной выплаты не может превышать 600 000 руб.

В целях сохранения и увеличения средств компенсационного фонда СОО обязана заключить договор доверительного управления средствами фонда с управляющей компанией. Контроль за действиями управляющей компании в отношении средств компенсационного фонда осуществляется специализированным депозитарием. И управляющая компания, и депозитарий избираются по результатам конкурса, проводимого СОО в порядке, установленном ее внутренними документами.

Средства компенсационного фонда размещаются управляющей компанией в соответствии с инвестиционной декларацией, принятой СОО.

Новой редакцией Закона N 135-ФЗ установлен ряд ограничений на размещение средств компенсационного фонда. Так, не менее чем 40% этих средств должно быть размещено в государственные ценные бумаги Российской Федерации, не более чем 40% этих средств может быть размещено в обращающиеся на организованном рынке ценных бумаг акции российских эмитентов, созданных в форме открытых акционерных обществ, или в паи паевых инвестиционных фондов. При этом не допускается размещать более чем 5% средств компенсационного фонда в акции одного эмитента, а также размещать средства компенсационного фонда в векселя, ценные бумаги, не обращающиеся на организованном рынке ценных бумаг, и в иностранные ценные бумаги.

Доход, полученный от размещения средств компенсационного фонда, направляется на пополнение этого фонда и покрытие расходов, связанных с обеспечением надлежащих условий размещения таких средств.

4. Нормативное регулирование оценочной деятельности

В соответствии с ранее действовавшей редакций Закона N 135-ФЗ нормативное регулирование оценочной деятельности - разработка и утверждение стандартов оценки, обязательных для применения всеми субъектами оценочной деятельности, - осуществлялось Правительством РФ.

Закон N 157-ФЗ вместе с введением системы саморегулирования оценочной деятельности ввел принципиальные новшества в порядок разработки и утверждения стандартов оценки.

В новой редакции Закона N 135-ФЗ стандарты оценочной деятельности подразделены на федеральные стандарты оценки и стандарты и правила оценочной деятельности.

Федеральные стандарты оценки разрабатываются Национальным советом по оценочной деятельности с учетом международных стандартов оценки.

Таким образом, Закон N 135-ФЗ (в ред. Закона N 157-ФЗ) позволяет саморегулируемым организациям оценщиков, объединенным в Национальный совет по оценочной деятельности, самостоятельно разрабатывать федеральные стандарты оценки.

Разработанные федеральные стандарты оценки направляются Национальным советом по оценочной деятельности для утверждения в уполномоченный орган, который обязан не позднее чем через 60 рабочих дней со дня получения федеральных стандартов оценки утвердить их или выдать мотивированный отказ в письменной форме.

При этом отказ в утверждении федеральных стандартов может произойти лишь в случае несоответствия стандартов требованиям Конституции Российской Федерации, международных договоров Российской Федерации и Закона N 135-ФЗ.

В соответствии с переходными положениями, определенными ст. 2 Закона N 157-ФЗ, до даты создания Национального совета по оценочной деятельности разработка федеральных стандартов оценки обеспечивается уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.

Стандарты и правила оценочной деятельности разрабатываются и утверждаются СОО и обязательны для применения всеми членами СОО, их утвердившей.

5. Надзор и контроль за осуществлением оценочной деятельности

Закон N 135-ФЗ (в ред. Закона N 157-ФЗ) формирует новую систему контроля в оценочной деятельности, связанную с введением системы саморегулирования.

Ранее действовавшая редакция Закона N 135-ФЗ предусматривала только государственный контроль в области оценочной деятельности, осуществляемый органами, уполномоченными Правительством РФ.

В связи с введением системы саморегулирования новой редакцией Закона N 135-ФЗ предусмотрено, что непосредственный контроль за деятельностью оценщиков будет осуществляться саморегулируемыми организациями оценщиков.

В соответствии с требованиями Закона N 135-ФЗ (в ред. Закона N 157-ФЗ) в каждой СОО создается специализированное структурное подразделение, осуществляющее контроль за деятельностью членов СОО путем проведения плановых и внеплановых проверок.

Плановые проверки проводятся не реже одного раза в три года и не чаще одного раза в год. Их предметом является соблюдение членами СОО требований законодательства, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, федеральных стандартов оценки, стандартов и правил оценочной деятельности, а также правил деловой и профессиональной этики, дополнительных требований к порядку обеспечения имущественной ответственности оценщиков при осуществлении оценочной деятельности.

Внеплановые проверки проводятся на основании направленных в СОО жалоб на нарушения, допущенные оценщиками - членами СОО, а также в иных случаях, предусмотренных внутренними документами СОО.

В случае выявления в ходе проверки нарушений материалы проверки передаются в дисциплинарный комитет СОО.

Если деятельность оценщиков в соответствии с Законом N 135-ФЗ (в ред. Закона N 157-ФЗ) непосредственно контролируется теми СОО, членами которых являются проверяемые оценщики, то надзор за деятельностью СОО осуществляется уполномоченным федеральным органом путем проведения плановых и внеплановых проверок.

Плановые проверки деятельности СОО проводятся один раз в два года в соответствии с планом, утверждаемым уполномоченным органом.

Внеплановые проверки проводятся по решению уполномоченного органа на основании заявлений юридических лиц, физических лиц, федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, правоохранительных органов о нарушении СОО либо ее членами законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

В случае выявления в результате проверки нарушений, являющихся основаниями для исключения СОО из Реестра, уполномоченный орган обращается в арбитражный суд с заявлением о таком исключении.

В остальных случаях выявления нарушений уполномоченный орган направляет в СОО предписание об устранении нарушений в разумные сроки. Невыполнение в установленный срок предписания уполномоченного органа дает последнему возможность обратиться в арбитражный суд с заявлением об исключении СОО из Реестра.


Д.В.Лапшина
Старший юрист
Компании "Мазар"
Подписано в печать
07.11.2006

Источник: "Налоговый вестник: комментарии к нормативным документам для бухгалтеров", 2006, N 12