Саморегулируемая межрегиональная ассоциация оценщиков
Создавая лучшее, объединяем вместе!
Электронная
приемная
Вход в личный кабинет оценщика
Карта сайта
Кадастровая
карта

Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 21.02.2008 по делу №Ф04-608/2008(709-А45-23)

08.06.2009
 
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА
 
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 февраля 2008 г. N Ф04-608/2008(709-А45-23)
 
(извлечение)
 
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа, рассмотрев в судебном заседании кассационные жалобы администрации Новосибирской области и Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Новосибирской области на решение от 29.03.2007 и постановление апелляционной инстанции от 23.10.2007 Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-18578/06-07-3/5 по заявлению открытого акционерного общества "Новосибирский завод химконцентратов" к Управлению Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Новосибирской области и администрации Новосибирской области,
 
установил:
 
открытое акционерное общество "Новосибирский завод химконцентратов" (далее - ОАО "НЗХК") обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением к Управлению Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Новосибирской области (далее - Управление) и администрации Новосибирской области о признании недостоверными результатов государственной кадастровой оценки земельных участков и частично недействительным постановления администрации Новосибирской области от 27.07.2005 N 56 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель поселений на территории Новосибирской области", а также об изменении кадастровой стоимости спорных земельных участков на их рыночную стоимость и включении ее в земельный кадастр.
Решением суда первой инстанции от 29.03.2007 заявление ОАО "НЗХК" удовлетворено в полном объеме.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 23.10.2007 судебный акт первой инстанции отменен в части признания кадастровой стоимостью земельных участков 100 % их рыночной стоимости и возложения на Управление обязанности включить в земельный кадастр сведения о кадастровой стоимости земельных участков, равной 100 % их рыночной стоимости. В этой части принято новое решение об отказе в удовлетворении заявления ОАО "НЗХК". В остальной части решение суда первой инстанции от 29.03.2007 оставлено без изменения.
В кассационных жалобах Управление и администрация Новосибирской области просят частично отменить судебные акты и принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании недостоверными результатов государственной кадастровой оценки земель в отношении принадлежащих ОАО "НЗХК" земельных участков, и на основании пункта 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации прекратить производство по делу в части признании недействующим постановления администрации Новосибирской области от 27.07.2005 N 56 об утверждении результатов государственной оценки земель в отношении спорных земельных участков.
В судебном заседании представитель Управления поддержала доводы кассационной жалобы.
Представитель ОАО "НЗХК" отклонила доводы кассационных жалоб по мотивам, изложенным в отзывах на них.
Руководствуясь статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции изучил материалы дела, проверил правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, проанализировал доводы сторон и считает, что кассационные жалобы не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, ОАО "НЗХК" является плательщиком земельного налога и осуществляет свою деятельность на 18 земельных участках, расположенных по адресу: г. Новосибирск, ул. Б. Хмельницкого, д. 94, из которых 2 находятся в собственности предприятия, остальные 16 на праве постоянного бессрочного пользования:
1) с кадастровым номером 54:35:041720:0063, площадью 1225212 кв.м.;
2) с кадастровым номером 54:35:041720:0064, площадью 545 кв.м.;
3) с кадастровым номером 54:35:041720:0065, площадью 1060 кв.м.;
4) с кадастровым номером 54:35:041720:0066, площадью 620 кв.м.;
5) с кадастровым номером 54:35:041720:0067, площадью 570 кв.м.;
6) с кадастровым номером 54:35:041720:0068, площадью 578 кв.м.;
7) с кадастровым номером 54:35:041720:0069, площадью 507 кв.м.;
8) с кадастровым номером 54:35:041720:0070, площадью 15201 кв.м.;
9) с кадастровым номером 54:35:041720:0071, площадью 2567 кв.м.;
10) с кадастровым номером 54:35:041720:0072, площадью 423 кв.м.;
11) с кадастровым номером 54:35:041720:0073, площадью 685 кв.м.;
12) с кадастровым номером 54:35:041720:0074, площадью 635 кв.м.;
13) с кадастровым номером 54:35:041720:0075, площадью 1144 кв.м.;
14) с кадастровым номером 54:35:041720:0076, площадью 2080 кв.м.;
15) с кадастровым номером 54:35:041720:0077, площадью 694 кв.м.;
16) с кадастровым номером 54:35:041720:0052, площадью 73355 кв.м.;
17) с кадастровым номером 54:35:041720:0053, площадью 52065 кв.м.;
18) с кадастровым номером 54:35:041720:0023, расположенный по адресу г. Новосибирск, ул. Б. Хмельницкого, 102/1, площадью 29677 кв.м.
В соответствии со статьей 390 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков.
Пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что кадастровая стоимость земельных участков определяется по результатам кадастровой оценки земель.
Результаты государственной кадастровой оценки земель поселений на территории Новосибирской области утверждены постановлением администрации Новосибирской области от 27.07.2005 N 56 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель области", в соответствии с которым определена и утверждена кадастровая стоимость земельных участков заявителя в сумме 3 681 982 546 руб. 78 коп.
Полагая, что указанное постановление в части утверждения кадастровой оценки земельных участков, не соответствует действующему законодательству, ОАО "НЗХК" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя требования заявителя о признании недостоверными результатов государственной кадастровой оценки земельных участков, находящихся в собственности ОАО "НЗХК", и признании недействительным постановления администрации Новосибирской области от 27.07.2005 N 56 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель поселений на территории Новосибирской области" в части утверждения результатов государственной оценки земель в отношении земельных участков, принадлежащих ОАО "НЗХК", суды обеих инстанций сделали правильный вывод, что при проведении оценки земельных участков не была собрана достаточная и достоверная информация о земельных участках, необходимая для проведения государственной кадастровой оценки земель.
Исследовав материалы дела, суды первой и апелляционной инстанций установили, что ОАО "НЗХК" произведена оценка рыночной стоимости спорного земельного участка, которая составила 1 876 396 572 руб.
Из отчета и статистических данных следует, что при проведении государственной кадастровой оценки спорных земельных участков Управлением использовалась информация о сделках с жилой застройкой - квартирами.
Вместе с тем, в период 2000 - 2005 годы в г. Новосибирске совершались сделки купли-продажи с земельными участками, заключались договоры аренды земельных участков, осуществлялась продажа земельных участков под приватизированными предприятиями и цена сделок на рынке земельных участков за указанный период в разы отличается от государственной кадастровой стоимости земельных участков, определенной и утвержденной оспариваемым постановлением.
В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
Проанализировав в совокупности положения Постановления Правительства Российской Федерации от 25.08.1999 N 945 "О государственной кадастровой оценке земель", статьи 7 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", пункта 5 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316, с учетом пунктов 1.2 и 1.5 Методики проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденной Приказом Федеральной службы земельного кадастра Российской Федерации от 17.10.2002 N П/337, следует, что государственная кадастровая оценка земель основывается на статистическом анализе рыночных цен. Следовательно, судебные инстанции обоснованно отклонили довод Управления о том, что результатом работ по государственной кадастровой оценке земель поселений являются только удельные показатели кадастровой стоимости.
При этом арбитражные суды обеих инстанций обоснованно отклонили довод Управления о невозможности применения пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, в связи с отсутствием нормативно-правового акта, устанавливающего процент от рыночной стоимости, поскольку пункт 3 указанной нормы права не отменен, отсылочным не является, имеет прямое действие на территории Российской Федерации.
Кассационная инстанция соглашается с выводом судебных инстанций о незаконности использования Управлением информации о сделках с квартирами при оценке земельных участков.
Приказом Федеральной службы земельного кадастра Российской Федерации от 17.10.2002 N п/337 в целях реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 25.08.1999 N 945 "О государственной кадастровой оценке земель" утверждена Методика государственной кадастровой оценки земель поселений, в которой установлена необходимость использования при расчетах кадастровой стоимости земельных участков поселений различных данных о сделках с земельными участками, а также учитывать площадь земельного участка, вид территориальной зоны, вид функционального использования земельного участка и факторы местоположения и окружающей среды.
В соответствии с частью 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующий орган или должностное лицо.
Поскольку Управлением не представлены доказательства, подтверждающие, что при проведении государственной кадастровой оценки земельных участков использовались указанные выше данные, установленные Методикой государственной кадастровой оценки земель поселений, арбитражный суд обоснованно пришел к выводу об отсутствии достаточной и достоверной информации о земельных участках, необходимой для проведения государственной кадастровой оценки земель.
Кассационная инстанция считает, что судом первой и апелляционной инстанций при разрешении спора правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, полно, всесторонне и объективно исследованы представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи с учетом доводов и возражений, приводимых сторонами. Судами обеих инстанций правомерно удовлетворены требования об удовлетворении заявления в части признания недостоверными результатов государственной кадастровой оценки земельных участков, принадлежащих ОАО "НЗХК", а также о признании недействительным постановления администрации Новосибирской области от 27.07.2005 N 56 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель поселений на территории Новосибирской области" в части утверждения результатов государственной кадастровой оценки земель в отношении спорных земельных участков, принадлежащих ОАО "НЗХК".
Из совокупности положений Постановления Правительства Российской Федерации от 25.08.1999 N 945 "О государственной кадастровой оценке земель", статьи 7 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", пункта 5 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316, с учетом пункта 1.2 и подпункта "б" пункта 1.5 Методики проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденной приказом Федеральной службы земельного кадастра Российской Федерации от 17.10.2002 N П/337 следует, что государственная кадастровая оценка земель основывается на статистическом анализе рыночных цен. Кадастровая оценка земельных участков осуществляет на основании специального правового регулирования, и только в случае отсутствия специальных норм, применяются положения общего характера, установленные в законодательстве об оценочной деятельности.
С учетом изложенного, кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения кассационных жалоб, а также отмены судебных актов в обжалуемой части.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
 
постановил:
 
постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Новосибирской области от 23.10.2007 по делу N А45-18578/06-07-3/5 оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.