Саморегулируемая межрегиональная ассоциация оценщиков
Создавая лучшее, объединяем вместе!
Электронная
приемная
Вход в личный кабинет оценщика
Карта сайта
Кадастровая
карта

Проект концепции долгосрочной государственной стратегии в области интеллектуальной собственности

08.07.2015
  1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


Институт интеллектуальной собственности за последнее десятилетие стал одним из ключевых инструментов, обеспечивающих технологическое, экономическое, социальное и культурное развитие как отдельных стран, так и мировой системы в целом. Фактически с 1995 года правила охраны и использования интеллектуальной собственности стали частью глобальной системы регулирования торговли в рамках Всемирной торговой организации, и сегодня именно этот институт стал одним из важнейших системных механизмов развития глобальной экономической системы. Экспертные и аналитические оценки, в том числе Всемирного банка, показывают, что в ряде глобальных цепочек создания стоимости (global value chains) доля, приходящаяся на отчисления в пользу правообладателей объектов интеллектуальной собственности, превышает долю затрат на привлечение капитала, трудовых ресурсов или сырья. Вес и значение национальных экономик в глобальной экономической системе сегодня во многом определяется и тесно коррелирует с объемом и стоимостью интеллектуальной собственности, включенной в глобальные производственные цепочки.

Это обстоятельство существенно отличает значение современного института интеллектуальной собственности сегодня от его роли в эпоху индустриального развития (XIX-XX вв.), когда данный институт возник в правовых системах большинства развитых государств, произошло его закрепление на уровне международных соглашений, и его роль сводилась к решению задач существенно меньшего масштаба и часто иной социально-экономической природы.

Институт интеллектуальной собственности в современном мире не только регулирует отношения по созданию и обороту результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации, но и во многом определяет структуру мировой экономики, имеет огромное социальное значение, оказывая существенное влияние на динамику и качество общественного развития.

За последние несколько десятилетий функционирование многих социально значимых отраслей - сельского хозяйства, здравоохранения, образования, медиа и телекоммуникаций в высокой степени стало зависеть от правил охраны и использования интеллектуальной собственности.
Столь существенное повышение роли интеллектуальной собственности привело к дискуссии на уровне международных организаций (ВТО, ОЭСР, организации ООН, в том числе ВОИС и др.) о необходимости реформы глобального режима интеллектуальной собственности с целью стимулирования развития новых отраслей экономики.
Позиция Российской Федерации в процессах трансформации глобальной экономической системы и реформы института интеллектуальной собственности должна основываться на защите национальных интересов и четком понимании целей собственного развития.

 

  1. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ В РОССИЙСКОЙ
    ФЕДЕРАЦИИ


1.      Вызовы в области интеллектуальной собственности

Новым, знаковым этапом развития института интеллектуальной собственности является ее глобализация. Вслед за развитием распределенной системы производств, усилением глобальной экономической и технологической конкуренции появляются новые формы использования интеллектуального права. Интеллектуальная собственность становится инструментом глобальной конкурентной борьбы, а также инструментом ограничений доступа на национальные рынки, средством формирования новых форм геополитического влияния и усиления технологической зависимости государств. Наличие современных технических, правовых, экономических условий создания и механизмов управления интеллектуальной собственностью внутри страны, гибких навыков их использования является необходимым условием устойчивого развития и обеспечения независимости национальной экономики, интеллектуального развития и роста благосостояния населения.

Повышение степени экономической взаимозависимости государств приводит к унификации подходов к интеллектуальной собственности, являющейся важнейшим фактором поддержания международной стабильности, развития рынков высокотехнологичной продукции, товаров и услуг.
В значительной степени модернизация и унификация подходов в сфере интеллектуальной собственности обусловлена развитием информационно-телекоммуникационных сетей, ростом их пропускной способности и цифровых технологий в целом, обеспечивающих сокращение издержек, связанных с копированием, распространением и использованием результатов интеллектуальной деятельности. До настоящего времени наибольшие преобразования касались сферы авторского права, однако резкое удешевление производств, появление новых производственных технологий, средств индивидуального и мелкосерийного производства неизбежно повлечет трансформации в сфере патентного права.
Утрата правообладателями контроля над распространением и использованием результатов интеллектуальной деятельности в связи с принципиальным изменением технологического уклада является новым вызовом и новой возможностью для развития в сфере интеллектуальной собственности.

В отношения, связанные с использованием охраняемых результатов интеллектуальной деятельности, вовлекается все большее и большее количество субъектов, при этом цепочки создания, распространения, освоения интеллектуальной собственности носят транснациональный характер. Это требует нового качества знаний, наличия компетенций в соответствующей сфере практически всего населения, создает потребность в упрощении и унификации нормативных и технологических подходов к охране, управлению, защите интеллектуальных прав вне зависимости от форм, способов и моделей освоения результатов интеллектуальной деятельности.

2.      Современное состояние и проблемы института интеллектуальной собственности в Российской Федерации
 

  1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ СТРАТЕГИИ. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ И ПРИНЦИПЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСВТЕННОСТИ
     

3.      Цель Стратегии

Основная цель Стратегии - создание комплексной системы правовых, организационно-экономических, финансовых и административных мер, обеспечивающих вовлечение в продуктивную экономику интеллектуального потенциала нации, достижение существенного роста национального благосостояния и изменения вектора развития экономики в пользу наукоемких и творческих индустрии.

Предусмотренные Стратегией меры должны обеспечить существенное увеличение числа лиц, занимающихся научной, изобретательской и иной творческой деятельностью, как за счет создания системы инструментов, обеспечивающих и гарантирующих получение дохода от использования результатов интеллектуальной деятельности, так и за счет развития системы стимулирования, в том числе способами, не связанными с вложением бюджетных средств.

Реализация мер, предусмотренных Стратегией, также должна обеспечить условия для использования результатов интеллектуальной деятельности в составе комплексных технологий и технологических решений, позволяющих увеличить производство и экспорт высокотехнологичной продукции, товаров и услуг.

По итогам реализации Стратегии создаваемые в России результаты интеллектуальной деятельности и полученные с их использованием технологии должны обеспечить высокую степень независимости ключевых производственных отраслей, значимых для национальной обороны и безопасности, включая информационную, продовольственную и т.д. В остальных областях Российская Федерация должна обеспечивать объем экспортных сделок, связанных с передачей интеллектуальных прав, доход от которых превышает затраты на приобретение таких прав за рубежом.


4.      Основные задачи Стратегии


Исходя из национальных интересов и общемировых тенденций развития в ходе реализации Стратегии необходимо решить следующие задачи:

- формирование уважения к интеллектуальным правам, понимания необходимости их соблюдения, создание благоприятной среды распространения продуктов интеллектуального творчества и культуры добросовестного потребления;

- достижение и поддержание необходимого уровня осведомленности и компетентности в сфере интеллектуальной собственности различных профессиональных групп через модернизацию образовательной системы, институты самообразования, использование информационных инструментов;

- реализация политики поощрения творчества и развития творческого потенциала авторов посредством гарантий защиты их прав, включая приоритет в вопросах закрепления интеллектуальных прав, обеспечение «справедливого» вознаграждения, повышение престижности творческого труда и обеспечение необходимых социальных гарантий;

- поэтапное изменение национального регулирования в области интеллектуальной собственности с учетом современных международных тенденций, изменений технологического уклада, отвечающее социокультурным особенностям нации, направленное на «взрывной» рост творческой активности;

- создание эффективной системы высокотехнологичных государственных услуг и инструментов в области интеллектуальной собственности, в том числе инструментов защиты и реагирования на нарушения интеллектуальных прав, предупреждения и пресечения нарушений, в первую очередь - в цифровой среде;

- формирование механизма направления доходов от коммерциализации ранее созданных объектов интеллектуальной собственности в создание новых объектов, системное развитие инфраструктуры создания и использования интеллектуальной собственности: центров коллективного пользования, творческих студий, платформ цифровой дистрибуции, центров цифрового мелкосерийного производства и т.д.;

- стимулирование экономической активности через открытое вовлечение в экономику интеллектуальных прав, принадлежащих Российской Федерации;

- создание комплексной системы государственной поддержки, обеспечивающей снижение рисков на начальных стадиях жизненного цикла инновационных товаров и услуг;

- обеспечение государственной поддержки в создании и использовании качественного интеллектуального продукта, обеспечивающего как импортозамещение, так и рост экспортного потенциала, в том числе глобальную конкурентоспособность российских промышленных и творческих индустрий;

- повышение вклада интеллектуальной собственности в инновационное развитие национальной экономики посредством создания и внедрения новой техники и технологий;

- развитие инструментов распространения доступной для свободного использования интеллектуальной собственности, в том числе находящейся в режиме открытых лицензий.


5.      Интеллектуальная собственность в инновационном развитии Российской Федерации

Очевидно, что для реализации стратегической задачи инновационного развития нельзя ограничиваться государственными ресурсами. В условиях рыночной экономики необходимо использовать все преимущества, которые сосредоточены в частном секторе, в ресурсах, которые находятся во владении и собственности отдельных субъектов гражданского права.

Ключевым инструментом, способным обеспечить вовлечение частных ресурсов в развитие конкурентоспособной экономики, является интеллектуальная собственность. Это подтверждается прогнозом и анализом перспектив экономического роста в странах с переходной экономикой.
В настоящее время Российская Федерация, обладая всеми возможностями и составляющими для инновационного развития - развитой сетью научных и образовательных организаций, сырьевыми ресурсами, самостоятельным сектором промышленного и агропромышленного производства, достаточно восприимчивым к технологиям населением, не показывает существенных достижений и прорывов в росте национальной «интеллектуальной» экономики. Одной из основных проблем, сдерживающих такое развитие России, является отсутствие системной коммуникации между элементами и составляющими инновационной системы - сектором исследований и разработок, промышленностью, государственными институтами и органами власти, институтами развития и финансирующими агентствами.
Роль инструментов интеллектуальной собственности в инновационном развитии состоит в том, что они должны стать инструментом коммуникации и взаимодействия между всеми звеньями, необходимыми для «запуска» инновационного цикла. На первом этапе интеллектуальная собственность должна стать общей моделью коммуникации и обмена задачами и (или) идеями между исследовательскими, творческими организациями, отдельными авторами и промышленностью. На втором - способом формирования объектов собственности, способных к правовой охране и передачи прав на их использование. На третьем этапе необходимо использовать инструменты интеллектуальной собственности как инструмент оценки финансовых выгод и взаиморасчетов. Наконец, понятие интеллектуальной собственности должно обеспечить коммуникацию сектора исследований и разработок и промышленного сектора с населением, в первую очередь как способ формирования культуры потребления инновационных продуктов.

Одновременно интеллектуальная собственность должна стать мощной системой экономического взаимодействия в международном пространстве, вытеснив сложившуюся практику обмена идеями, обеспечив возмездное предоставление прав на объекты интеллектуальной собственности.


6.      Место Стратегии в системе документов стратегического планирования Российской Федерации

Стратегия является важнейшим инструментом и создает механизмы для достижения уровня экономического и социального развития Российской Федерации, соответствующего статусу ведущей мировой державы XXI века, занимающей передовые позиции в глобальной экономической конкуренции. Соответствующие цели и задачи определены Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года и Стратегией инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года.

Реализация Стратегии влияет на достижение важнейших индикаторов, определенных вышеуказанными стратегическими документами, и обеспечивает рост доли предприятий, осуществляющих технологические инновации, доли России на мировых рынках высокотехнологичных товаров и услуг, приемлемого сальдо экспорта/импорта технологий. Кроме того, реализация Стратегии—обеспечит увеличение добавленной стоимости инновационного сектора в общем объеме ВВП и удельного веса экспорта российских высокотехнологичных товаров, технологий в мировом объеме соответствующего экспорта.

Во многом благодаря развитию системы создания и использования результатов интеллектуальной деятельности, увеличению оборота интеллектуальных прав будут решены задачи, определенные Стратегией национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, такие как развитие национальной инновационной системы и увеличение инвестиций в человеческий капитал.

Развитие института интеллектуальной собственности и управления интеллектуальными правами является источником роста удельного веса средств, полученных от выполнения научной, научно-технической деятельности и увеличения затрат на исследования и разработки, позволит обеспечить реализацию Государственной программы "Развитие науки и технологий на 2013-2020 годы".

Механизмы и инструменты, предусмотренные настоящей Стратегией, обеспечивают также реализацию государственных программ, имеющих высокую социальную значимость, таких как "Развитие здравоохранения", "Развитие фармацевтической и медицинской промышленности на 2013 - 2020 годы", в части внедрения инновационных методов диагностики, профилактики и лечения, создания основ персонализированной медицины и инновационной российской фармацевтической и медицинской промышленности мирового уровня в целом.

За счет активного использования и межотраслевого трансфера результатов интеллектуальной деятельности и новых технологий повысится эффективность реализации ряда государственных программ, направленных на отраслевое развитие, таких как "Энергоэффективность и развитие энергетики", "Развитие атомного энергопромышленного комплекса", "Информационное общество (2011 - 2020 годы)", "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности", "Развитие авиационной промышленности на 2013 -2025 годы", "Охрана окружающей среды на 2012 - 2020 годы", "Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах", "Развитие рыбохозяйственного комплекса".

Значимый эффект от реализации Стратегии может быть получен и в части реализации государственных программ "Развитие внешнеэкономической деятельности", "Экономическое развитие и инновационная экономика".


7.      Основные принципы государственной политики в области
интеллектуальной собственности

Реализация Стратегии строится исходя из парадигмы изменения роли государства в сфере интеллектуальной собственности - Российская Федерация отказывается от исполнения функций правообладателя. При этом основные усилия всех общественных и государственных институтов в указанной сфере концентрируются на создании и поддержке множества эффективных «субъектов-собственников», создающих, использующих и распоряжающихся правами на полученные ими результаты интеллектуальной деятельности, вне зависимости от того, какие формы государственной поддержки использовались при получении таких результатов.


При реализации Стратегии Российская Федерация гарантирует и обеспечивает:

- свободу литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества;

- охрану законом интеллектуальной собственности с целью получения правообладателями достойного вознаграждения за творческий труд, создание условий для дальнейшего творчества, воспитание уважения к интеллектуальному труду в обществе;

- поддержку предпринимателей, осуществляющих разработку, внедрение и введение в гражданский оборот изделий, товаров, работ, услуг, которые включают результаты интеллектуальной деятельности либо созданы при помощи таких результатов;

- справедливый баланс интересов правообладателей, предпринимателей, осуществляющих деятельность в сфере производства и оказания услуг, связанного с использованием результатов интеллектуальной деятельности, а также интересов общества в целом;

охрану интересов предпринимателей, использующих средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий, создавая для них условия максимально комфортного управления интеллектуальными правами;

- развитие инструментов обнаружения и пресечения незаконного использования результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации, надлежащую правовую защиту таких результатов и средств, в том числе с помощью адекватных мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности;

- соблюдение международных соглашений в сфере интеллектуальной собственности, членом которых она является, участвует в международных процессах совершенствования охраны интеллектуальных прав, в расширении международного сотрудничества в данной сфере.


Механизмами реализации государственной политики в сфере интеллектуальной собственности являются современные нормативно-технические инструменты и информационные системы, с помощью которых обеспечивается:

- ускоренное формирование общих практик, навыков и культуры распоряжения интеллектуальными правами, обучение с одновременным вовлечением авторов, правообладателей в рыночные отношения;
сокращение сроков освоения результатов художественного, научного, технического и иных видов творчества и экстерриториальность построения цепочек такого освоения;

- охрана, защита, доказательство приоритета и вовлечение в оборот на лучших коммерческих условиях результатов интеллектуальной деятельности, в том числе на начальных стадиях их создания;

- координация и взаимное дополнение инструментов, механизмов поддержки создания и освоения результатов интеллектуальной деятельности, формируемых на уровне муниципалитета, субъектов федерации и федеральных органов власти;

- формирование открытого цифрового рынка прав интеллектуальной собственности, изначально интегрированного в глобальную экономику.

 

  1. ЭТАПЫ И МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ В ОБЛАСТИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСВ ГЕННОСТИ


8.      Совершенствование деятельности федеральных органов исполнительной власти в части оптимизации функций, исключения дублирования, снятия административных барьеров

В условиях недостаточного развития национального рынка интеллектуальных прав должны реализовываться единые подходы, модели и практики выявления, учета, распоряжения правами на результаты интеллектуальной деятельности. От децентрализации функций и полномочий в указанной сфере должен произойти переход к централизации и концентрации всех функций и полномочий в едином федеральном органе исполнительной власти, подчиненном непосредственно Правительству Российской Федерации.

Это позволит вырабатывать и реализовывать единую государственную политику в области регулирования отношений, связанных с охраной, использованием и защитой прав на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации. Эффективная работа единого уполномоченного органа должна привести к заметным изменениям в национальной экономике, в первую очередь:

- снижению бюджетной нагрузки по поддержке науки и культуры за счет обеспечения реализации монопольных прав и перехода к самофинансированию инновационного развития;

- развитию новых отраслей экономики и новых областей знаний; стабилизации в отраслях «зоны риска», где обеспечение монополизации прав
затруднительно за счет введения новых форм поддержки.

Индикаторами эффективности работы создаваемого федерального органа исполнительной власти являются показатели, определенные Стратегией, а также количество получателей государственных услуг и пользователей сервисов в сфере учета, государственной регистрации, охраны, защиты и коммерциализации прав на результаты интеллектуальной деятельности, в том числе не являющихся резидентами Российской Федерации.


9.      Совершенствование системы государственных услуг и сервисов в области интеллектуальной собственности

Для создания эффективной системы управления правами на результаты интеллектуальной деятельности создаются и развиваются государственные информационные системы, представляющие широкий набор сервисов и услуг на всех стадиях жизненного цикла результатов интеллектуальной деятельности.

Сервисные функции обеспечивают решение задач по государственному учету, государственной регистрации результатов интеллектуальной деятельности, депонированию.

Учитывая особый характер интеллектуального труда, когда одна идея может привести к формированию совокупности результатов интеллектуальной деятельности различных видов, государственные информационные системы обеспечивают возможность отслеживания всех взаимосвязей всех видов "производной" интеллектуальной собственности. Основная задача таких взаимосвязей - в дальнейшем обеспечить максимально широкие возможности по вовлечению прав на результаты интеллектуальной деятельности в оборот на любой стадии жизненного цикла, а также обеспечить гарантии правовой защиты авторов и правообладателей.

Государственные информационные системы носят публичный характер, предоставляя исчерпывающую информацию, описывающую результаты интеллектуальной деятельности, характер возможного применения, установленный правообладателем режим их использования. Одновременно государственные информационные системы хранят защищенную информацию о цифровых копиях и фрагментах результатов интеллектуальной деятельности, необходимую для однозначной идентификации результатов, а в ряде случаев необходимую для воспроизведения объектов на материальных носителях.

Реализация государственных услуг и сервисов обеспечивается двумя основными государственными информационными системами:

- системой учета, государственной регистрации и распоряжения правами на результаты интеллектуальной деятельности промышленного применения, являющейся единым информационным реестром для военных и гражданских научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, общими учетными формами и протоколами обмена;

- системой учета и депонирования результатов творческой деятельности. Информационные системы учета и поддержки коммерциализации интеллектуальной собственности являются ключевым инструментом формирования культуры и распространения лучших практик управления интеллектуальными правами, одновременно приводят к устранению непрофильных функций государственных органов власти, высвобождению финансовых и кадровых ресурсов, необходимых для развития новой системы управления в сфере интеллектуальной собственности.


10.    Негосударственные сервисы и услуги в области интеллектуальной собственности

Создание и развитие государственных информационных систем сопровождаются политикой, направленной на развитие системы негосударственных услуг и сервисов в области интеллектуальной собственности, в том числе консалтинговых услуг, услуг по досудебному урегулированию конфликтов, услуг в сфере охраны и защиты прав, включая защиту за пределами Российской Федерации.

Особое внимание при этом должно уделяться использованию открытых информационных систем организациями, осуществляющими коллективное управление имущественными интеллектуальными правами, в первую очередь в целях обеспечения прозрачности сведений об использовании, сборах и распределении вознаграждения.


11.    Развитие нормативно-технического регулирования в сфере интеллектуальной собственности в целях развития национальной экономики

До 2020 года при активном взаимодействии с международным сообществом формируются и закрепляются в государственных системах учета особые виды результатов научно-технической деятельности, необходимые для развития новых секторов национальной экономики. При формировании новых видов результатов научно-технической деятельности учитывается возможность представления, хранения и распространения информации о результатах в цифровой среде. Одновременно государство обеспечивает развитие инструментов их охраны и защиты, в том числе обнаружения и предотвращения нарушений прав, а при необходимости - компенсационные модели выплаты за использование таких объектов.

Поддержка новых производственных технологий обеспечивается, в первую очередь изменением подходов к государственному учету, регистрации, охране и защите промышленных образцов. Соответствующие инструменты предоставляются государственными информационными системами учета результатов интеллектуальной деятельности. Упрощенный порядок обеспечения правовой охраны реализуется посредством ратификации Гаагского соглашения.

Учитывая, что в условиях развитой инфраструктуры, наличия цифровых мелкосерийных производств и центров прототипирования, сроки фактического использования и ввода в гражданский оборот продукции будут минимальны, в действующее законодательство должны быть внесены изменения, обеспечивающие правовую охрану промышленных образцов с момента первого использования для выпуска изделий (продукции) на территории Российской Федерации вне зависимости от того, была ли подана заявка в уполномоченный орган по интеллектуальной собственности.
Поддержка «интеллектуальных» промышленных систем, развитие робототехнических комплексов поддерживается путем развития системы депонирования, охраны и защиты алгоритмов, в том числе алгоритмов функционирования сложных промышленных и информационных систем.
В целях развития биотехнологий пересматривается регулирование в области селекционных достижений.

В сфере здравоохранения и фармацевтики формируются эффективные механизмы защиты данных о результатах доклинических и клинических исследований. Аналогичный подход, связанный с защитой данных и сведений, позволяющих выявить охраноспособные объекты интеллектуальной собственности, распространяется на все виды информации, включая описания, статьи, публикации, научные отчеты.
При модернизации различных законодательных актов, в том числе при допуске к использованию селекционных достижений, лекарственных препаратов и средств и т.д., учитывается необходимость охраны и защиты прав в отношении новых видов объектов интеллектуальной собственности.


12.    Совершенствование законодательного регулирования в сфере интеллектуальной собственности

При реализации Стратегии необходимо исходить из того, что постоянное изменение действующего законодательства дестабилизирует рынок, затрудняет формирование и широкое распространение лучших практик. На начальном этапе реализации Стратегии в законодательство вносятся изменения, обеспечивающие:

- приоритетное закрепление прав на результаты, полученные с привлечением бюджетных ассигнований, за исполнителями работ и авторами с возможностью сохранения права государства на безвозмездное использование таких результатов;

- установление грантовой поддержки в качестве основной формы государственной финансовой поддержки проектов по созданию результатов интеллектуальной деятельности;

- закрепление статуса и порядка формирования, ведения и использования государственных реестров результатов интеллектуальной деятельности и государственных информационных систем в указанной сфере;

- уточнение функций и полномочий институтов, обеспечивающих поддержку создания, выявления, вовлечения в оборот, охраны и защиты интеллектуальной собственности, таких как фонды поддержки научной, научно-технической, инновационной деятельности, творческой деятельности, институты развития, торговые представительства и т.д.

Важнейшим приоритетом модернизации и развития законодательного регулирования являются вопросы распространения и использования результатов интеллектуальной деятельности в цифровой среде. В этой части изменения, уже внесенные в различные федеральные законы и планируемые к внесению в части управления и охраны интеллектуальных прав в цифровых сетях, особенностей распоряжения цифровыми формами объектов интеллектуальной собственности и (или) сведениями о них, представленными в цифровой форме, кодифицируются в четвертой части Гражданского кодекса Российской Федерации.

В остальном действующее законодательство способно обеспечить реализацию обозначенных в Стратегии задач, при этом важно обеспечить необходимое развитие норм, предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации, в подзаконных актах. В то же время допускается возможность внесения точечных изменений исходя из конкретных потребностей отраслей и сложившейся практики.

Реализация положений, связанных с новыми видами результатов научно-технической деятельности, обеспечивается посредством формирования методических рекомендаций, регламентов, государственных информационных сервисов и систем, и лишь после апробации и формирования необходимой практики применения различных инструментов, при необходимости, обеспечивается внесение соответствующих изменений в законодательство.

Система подзаконных актов должна быть направлена на регламентирование государственных услуг и сервисов в сфере интеллектуальной собственности:

- формирование упрощенных механизмов и методик, необходимых лицам, участвующим в развитии рынка интеллектуальной собственности, например, таких как порядок сбора, распределения и выплаты авторских вознаграждений, оценка стоимости объектов интеллектуальной собственности и т.д.

При этом изменение федерального законодательства не затрагивает вопросы, связанные с регулированием форм и механизмов поддержки создания и освоения интеллектуальной собственности, которые преимущественно реализуются в законодательстве субъектов Российской Федерации. Таким образом, D течение реализации первых этапов Стратегии обеспечивается опережающее развитие регионального регулирования указанных вопросов.


13.    Участие в мировой системе интеллектуальной собственности

Участие в мировой системе интеллектуальной собственности базируется на продвижении интересов России на площадке Всемирной организации интеллектуальной собственности (далее - ВОИС), в первую очередь, в процессе совместного формирования новых инструментов и механизмов охраны, распространения и защиты интеллектуальной собственности в цифровой среде. Основными задачами, решаемыми в ходе такого взаимодействия должны стать:

- поддержка экспорта интеллектуальной собственности для последующего локального использования за рубежом с соответствующим обеспечением их защиты, ключевым элементом которой должны стать гарантии получения доходов от такого использования;

- формирование механизмов, препятствующих экспорту первичных данных и сведений об интеллектуальной собственности или иной информации, позволяющей сформировать такие объекты интеллектуальной собственности.
Для решения указанных задач обеспечивается как максимальное вовлечение российского представительства ВОИС в деятельность институтов развития, так и участие представителей России в руководящих органах ВОИС и иных международных организаций.

Одновременно в ходе реализации Стратегии на территории Российской Федерации обеспечивается продвижение международных инструментов регистрации прав, упрощается доступ к ним российских правообладателей, в том числе путем интеграции государственных информационных систем с международными информационными системами и базами данных.
В расширение международного взаимодействия и обеспечение защиты прав российских правообладателей за рубежом активно вовлекаются бизнес-сообщество, институты развития, общественные организации, в первую очередь - развивающие взаимодействие в сфере науки и технологий.

Задачей таких организаций является формирование общего видения, добросовестности использования результатов научно-технической, творческой деятельности, выработка принципов этики коммуникации, способствующей защите интеллектуальных прав.

Особое внимание уделяется формированию общей законодательной базы и правоприменительной практики единого экономического пространства, в том числе имплементация в наднациональный уровень регламентации отношений в сфере интеллектуальной собственности формируемых в Российской Федерации лучших моделей, инструментов и практик.

Российская Федерация в рамках общих процессов развития международного
торгового права активно участвует в процессах формирования правил и механизмов международной торговли в сфере интеллектуальной собственности.

14.    Основные этапы реализации Стратегии

Развитие Российской Федерации в области интеллектуальной собственности предполагает формирование открытого рынка технологий, рынка интеллектуальных прав не эволюционным путем, основанным на прохождении этапов, пройденных экономически развитыми странами, а запуск и инкорпорирование в рынок «опережающих» механизмов и инструментов, базирующихся на использовании новых технологических возможностей, в первую очередь - на информационно-коммуникационных технологиях, аддитивных технологиях и в целом на использовании цифровой среды. Фактически реализация Стратегии направлена на создание открытого цифрового рынка технологий, рынка интеллектуальных прав, охватывающего Российскую Федерацию, и открытого для всех заинтересованных участников вне зависимости от их юрисдикции. При этом задача государства - обеспечить этот рынок сервисными и правовыми инструментами.


Реализация настоящей Стратегии предполагает следующие примерные этапы:

I. Подготовительный этап (2015-2016 годы).

В указанный период происходит изменение системы управления в сфере интеллектуальных прав. Обеспечивается максимальная концентрация полномочий в сфере интеллектуальной собственности при параллельном изменении государственной политики в указанной сфере. Обеспечивается анализ действующего законодательства и его поэтапная модернизация в целях снятия барьеров, препятствующих формированию нематериальных активов и (или) дестимулирующих развитие рынка интеллектуальной собственности. Выстраивается система обеспечения авторов и правообладателей высокотехнологичными услугами и сервисами, в первую очередь - на основе информационно-телекоммуникационных технологий. Происходит переход к открытой системе мониторинга развития рынка.

II. Формирование класса эффективных и динамичных правообладателей (2015-2018 годы).

В ходе реализации этого этапа за счет стимулирования авторов к выявлению охраноспособных результатов интеллектуальной деятельности, а организаций - к закреплению и эффективному распоряжению правами на них достигается существенное увеличение количества созданных и использованных результатов интеллектуальной деятельности. Одновременно востребованные результаты интеллектуальной деятельности, права на которые закреплены за Российской Федерацией, вовлекаются в экономику. Кроме того, формируются, нормативно и технологически закрепляются новые модели государственной финансовой поддержки, обеспечивающие концентрацию такой поддержки на эффективных авторах, создателях и правообладателях.

III. Формирование общественного отношения к рынку интеллектуальных прав как к инструменту развития (2016-2018 годы).

Расширяется и модернизируется система инструментов и стимулов к коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности. Одновременно обеспечивается увеличение свободно используемых результатов интеллектуальной деятельности, а также результатов интеллектуальной деятельности, использование которых происходит на основании безвозмездных и открытых лицензий.

IV. Обеспечивается законодательное и технологическое развитие новых моделей распоряжения интеллектуальными правами (2018-2019 годы).

Развиваются бесплатные и условно-бесплатные модели распространения, инструменты цифровой дистрибуции, открытые цифровые лицензии. Формируются новые механизмы частно-государственного партнерства в указанной сфере. Одновременно с развитием новых моделей формируется адекватная система разрешения конфликтов и споров, приемлемая, в том числе для применения в цифровых сетях.

В ходе этапа также формируется система регулирования в отраслях, имеющих потенциал глобальной конкурентоспособности, таких как биоинженерные технологии, аддитивные производственные технологии и т.д. Внедряются механизмы, обеспечивающие упрощенный порядок признания прав на результаты интеллектуальной деятельности, а также инструменты компенсации правообладателям в случаях, когда индивидуальное управление интеллектуальной собственностью затруднено или невозможно в силу развития технологий.

V. Обеспечивается стабилизация и переход системы интеллектуальной
собственности Российской Федерации в режим самостоятельного развития (2019-2021годы).

Расширяются возможности доступа и объемы свободно распространяемой
интеллектуальной собственности. В развитие инструментов интеллектуальной собственности нового типа вовлекаются страны экономики переходного периода, происходит активная работа по гармонизации регулирования со странами БРИКС. Существенно возрастает доля экспорта объектов интеллектуальной собственности.

15.    Результативность Стратегии


В ходе реализации Стратегии предполагается существенное изменение показателей, отражающих:

- количество, стоимость, объемы использования результатов интеллектуальной деятельности, в том числе результатов, имеющих правовую охрану в Российской Федерации и за рубежом;

- обеспеченность специалистами в области интеллектуальной собственности, доля специалистов, занятых научным, художественным творчеством и их доходы;

- экономическую активность хозяйствующих субъектов по использованию результатов интеллектуальной деятельности, в том числе для создания глобально конкурентоспособной продукции и развития соответствующей инфраструктуры вовлечения результатов в экономический оборот;

- активность в области экспорта и импорта интеллектуальной собственности, а также влияния интеллектуальной собственности на долю экспорта высокотехнологичной продукции и услуг;

- востребованность услуг в области государственного учета, правовой охраны, защиты интеллектуальной собственности и развитие соответствующего рынка негосударственных услуг;

- возможности свободного и условно-свободного доступа к объектам, содержащим охраняемые результаты интеллектуальной деятельности в образовательных, научных и иных гуманитарных целях.


При этом ключевыми индикаторами, отражающими комплексное влияние инструментов интеллектуальной собственности на развитие национальной экономики, являются:

- достижение паритетного соотношения бюджетной и внебюджетной поддержки науки, культуры за счет получения дополнительных доходов научными и творческими организациями от распоряжения интеллектуальными правами;

- рост дохода от экспорта высокотехнологичной продукции, при создании которой использованы результаты интеллектуальной деятельности, имеющие правовую охрану на зарубежных рынках, преодоление негативного тренда спада доли высокотехнологичной продукции в общем объеме экспорта и выход Российской Федерации на 6-7 позицию в мире по соответствующему показателю;

- рост дохода от экспортных лицензионных договоров и соглашений, преодоление негативного тренда соотношения объемов импорта и экспорта технологий, выход Российской Федерации на 5-6 позицию в мире по соответствующему показателю;

- структурные изменения соотношений секторов экономики в Российской Федерации и увеличение доли отраслей имеющих высокую добавочную стоимость, обусловленную использованием результатов интеллектуальной деятельности, обеспечения темпов роста таких отраслей, существенно превышающих темпы роста ВВП;

- преодоление негативных спадов в отраслях, где обеспечение монопольного права затруднительно, в силу новых технологических возможностей использования результатов интеллектуальной деятельности.

 

  1. ФОРМИРОВАНИЕ И ПОДДЕРЖАНИЕ НЕОБХОДИМОГО УРОВНЯ КОМПЕТЕНЦИЙ В ОБЛАСТИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ ПРАВ


16.    Система подготовки специалистов в области интеллектуальной собственности

17.    Национальная программа развития компетенций по профессиональным группам

18.    Развитие системы самообразования, профессиональных и сетевых сообществ

19.    Информационная и просветительская политика, повышение уровня общественной осведомленности в сфере интеллектуальной собственности

 

  1. СТИМУЛИРОВАНИЕ СОЗДАНИЯ И ВЫЯВЛЕНИЯ ОХРАНОСПОСОБНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

20.    Развитие инфраструктуры создания интеллектуальной собственности

21.    Реализация системной политики материальной и нематериальной мотивации авторов к созданию новых результатов интеллектуальной деятельности

22.    Стимулирование создания и выявления охраноспособных результатов интеллектуальной деятельности в научных и научно-образовательных организациях, в организациях различных форм собственности и направленности деятельности

23.    Изменение роли государства в организационно-правовом, финансовом и информационном обеспечении процессов создания и использования результатов интеллектуальной деятельности

 

  1. КОМПЛЕКСНАЯ СИСТЕМА МЕР ПО АКТИВИЗАЦИИ ПРОЦЕССОВ ВВЕДЕНИЯ ПРАВ НА РЕЗУЛЬТАТЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ГРАЖДАНСКИЙ ОБОРОТ


24.    Основные направления активизации и поддержки деятельности по использованию интеллектуальной собственности организациями бюджетной сферы

25.    Основные направления активизации деятельности частных компаний, включая предприятия малого и среднего бизнеса, по использованию интеллектуальной собственности

26.    Создание механизмов открытого вовлечения в экономику интеллектуальной собственности, принадлежащей Российской Федерации

27.    Совершенствование системы управления нематериальными активами

28.    Развитие рынка цифровой дистрибуции продуктов творческих индустрии и модернизация системы коллективного управления правами

29.    Развитие региональных систем интеллектуальной собственности

30.    Стимулирование негосударственных инвестиций в сектор исследований и разработок. Взаимодействие промышленных и творческих индустрии

 

  1. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОЙ ОХРАНЫ И ЗАЩИТЫ РЕЗУЛЬТАТОВ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


31.    Развитие института медиации при разрешении споров по интеллектуальным правам

32.    Совершенствование системы досудебного рассмотрения дел о нарушениях интеллектуальных прав

33.    Создание государственных инструментов, позволяющих  правообладателю эффективно выявлять нарушения и самостоятельно защищать нарушенные права

 

  1. ПОДДЕРЖКА И СОДЕЙСТВИЕ РАЗВИТИЮ НАЦИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ


34.    Расширение свободного и условно-свободного доступа к объектам, содержащим охраняемые результаты интеллектуальной деятельности, в образовательных, научных и иных гуманитарных целях

35.    Формирование и продвижение положительного образа России, отдельных территорий, географических наименований .шкальных производств в целях повышения конкурентоспособности российской экономики на мировом рынке

36.    Развитие инструментов, упрощающих развитие легального использования интеллектуальной собственности

37.    Создание системы сервисных функций поддержки при работе на международных рынках в области интеллектуальной собственности

38.    Государственный контроль, мониторинг в области интеллектуальной собственности

 

Источник: Лев Московкин