Саморегулируемая межрегиональная ассоциация оценщиков
Создавая лучшее, объединяем вместе!
Электронная
приемная
Вход в личный кабинет оценщика
Карта сайта
Кадастровая
карта

Правительство подготовило целый ряд поправок в закон «О приватизации государственного и муниципального имущества»: теперь начальная цена приватизируемого имущества определяется самим собственником на основании отчета об оценке

01.02.2010

Пока Росимущество исходит из плана доходов в 2010 году всего лишь в 7,6 млрд рублей. В принятом в ноябре 2009-го трехлетнем прогнозном плане значатся другие цифры дохода от приватизации: в 2010 году – 18 млрд рублей, в 2011-ом – 6 млрд, в 2012-ом – 5 млрд. Осенью прошлого года на волне оптимизма министр экономического развития Эльвира Набиуллина говорила про 70–73 млрд рублей. Тогда в правительстве предполагали продажу госпакетов в настоящих «лакомых» кусках – инфраструктурных хозяйствующих субъектах из перечня стратегических предприятий. Особым решением президента к приватизации могут быть разрешены «Совкомфлот», Мурманский морской торговый порт, Енисейское речное пароходство, Аэропорт «Толмачево» и другие.


Осенью чиновники мыслили, что реализация госдолей именно в этих компаниях даст бюджету до 55 млрд рублей. Остальные средства принесут пакеты в 449 акционерных обществах. Сейчас о продаже стратегических предприятий ничего не слышно. Источник в Росимуществе сообщил, что пока работа ведется только с официально утвержденным списком. Эксперты отмечают: обычно поправки в прогнозный план поступают к марту, тогда же активизируется процесс приватизации, а торги стартуют летом. Так что весной стратегические предприятия все же могут быть внесены в шорт-лист. И тогда не исключено, что к концу 2010 года в федеральный бюджет поступит несколько дополнительных десятков миллиардов рублей.

 

Пол-экономики. С начала 2000-х, когда растущая в цене нефть стала приносить госказне основной доход, необходимость в продолжении активной приватизации, стартовавшей десятью годами ранее, отпала. По данным МЭР, если в 1997-м удельный вес поступлений от приватизации в общей сумме доходов федерального бюджета составил 5,3%, то в 2007-ом лишь 0,26%. Росимущество продолжало вести приватизацию ни шатко ни валко: наибольший результат в 60% от плана был достигнут в 2008-м. Под конец того же года из-за кризиса было решено и вовсе приостановить публичные продажи госактивов, чтобы случайно не реализовать их за бесценок. Но теперь ситуация кардинально изменилась. Цены на углеводороды нестабильны, одновременно в мире набирает моду тема энергосбережения и альтернативной энергетики. Ожидаемый дефицит федерального бюджета на этот год – 2,937 трлн рублей, или 6,8% ВВП. Впрочем, приватизация – слабый помощник в латании бюджетных дыр, памятуя, что всего за 1993–2008 годы от продажи федеральной собственности удалось выручить 315 млрд рублей.


Есть более содержательная цель, как и всегда – уменьшение присутствия государства в экономике. На приватизацию как инструмент для этого указано даже в «Основных направлениях антикризисных действий на 2010 год». «В целом Россия будет идти к более конкурентной экономике, уменьшать долю государства. Почти 50% нашей экономики контролируется государством. Нам нужно существенно сокращать это, первоначально до 40%, может быть, потом до 30%», – говорил вице-премьер Алексей Кудрин телеканалу Russia Today. Кроме разговоров об эффективности, есть и чистая прагматика. «Теперь у государства, особенно на фоне кризиса, попросту не будет средств, чтобы вкладывать их в поддержание и развитие компаний, пакетами в которых оно владеет, – считает ведущий эксперт Центра политической конъюнктуры Дмитрий Абзалов. – Но если этого не делать, некоторые предприятия ждет банкротство. По идее правительства, деньги дадут покупатели-инвесторы».


Так что предполагается убить сразу двух зайцев: привлечь частных собственников и избавиться от бремени финансовых и организационных обязательств в отношении хотя бы части компаний. В целом же, по данным Росимущества, на 1 января 2009 года государство являлось собственником имущества 3765 ФГУПов и акционером 3337 компаний.

 

Не в первый раз. Пакеты в значительной части предприятий, фигурирующих в плане-2010, вряд ли будут реализованы. «В условиях рыночной неопределенности далеко не все активы могут быть интересны покупателям, – рассуждает аналитик банка «Траст» Владимир Брагин. – Если государство хочет от них избавиться, то придется отдавать за цену ниже рыночной». Речь о балласте из мелких предприятий, которые задержались в госсобственности либо с советских времен, либо попали туда в результате хозяйственной неразберихи 90-х. Так что вряд ли стоит рассчитывать на серьезный доход от продажи неликвида, из которого в основном и состоит официальный список. Это такие «лоты», как Тихорецкая автоколонна № 1200, завод «Ахтарский» по добыче и переработке кормовой ракушки, Галичская льносеменоводческая станция или теплоход-буксир «Игарка» 1971 года постройки. Судя по документам Росимущества, это и другое подобное имущество уже не раз безрезультатно выставлялось на торги. Очевидно, ценности в глазах потенциальных покупателей оно не представляет.


«Многие из продаваемых предприятий по определению не могут приносить прибыль, например, какие-то НИИ, поэтому их не будут приобретать ради развития бизнеса, – рассуждает заместитель гендиректора по юридическому консалтингу АКГ «Интерком-аудит» Ирина Мельникова. – А если купят, то, скорее всего, с целью продажи земли, зданий и дальнейшего перепрофилирования».


Вместе с тем деньги можно было бы получить от продажи пакетов в некоторых брэндовых активах. Будут приватизироваться «Центральный телеграф», «Мосметрострой», Северное морское пароходство, «Кавминкурортресурсы», ТГК-5, «Росгосстрах». Это реально работающие, довольно устойчивые компании. Чиновники исходят из предположений, что стоимость госпакета в каждой из них превышает 500 млн руб­лей.


Проблема в том, что некоторые из активов и раньше попадали в приватизационные списки, но по разным причинам не были приобретены или так и не дошли до аукциона. «Тема приватизации нашей компании всплывает не в первый раз, – подтверждает руководитель пресс-службы «Центрального телеграфа» Наталья Антипова. – Пока никаких распоряжений со стороны акционеров по поводу подготовки к приватизации мы не получали». Скорее всего, подобным образом дело обстоит и у других фигурантов списка.

 

Продавайтесь сами. Но на этот раз, учитывая финансовую значимость очередного этапа приватизации, правительство решило интенсифицировать процесс. И подготовило целый ряд поправок в закон «О приватизации государственного и муниципального имущества». Например, в конце января Минэкономразвития предложило привлекать к организации торгов более мобильные частные компании, те же инвестбанки. По сути, они должны будут стать агентами правительства, наделенными функциями и правами органов власти: смогут определять размер, сроки передачи задатка за лот, место и время приема заявок, передавать госимущество покупателю. Для этого, правда, придется внести изменения в некоторые другие законы.


В конце 2009 года также были подготовлены поправки, связанные с порядком проведения приватизации. «Большой новизны в этом я не вижу, изменениям должны подвергнуться лишь процедурные аспекты, – говорит Ирина Мельникова. – Собственник обязан заниматься информационным обеспечением процесса, подготавливая типовые формы документов и вывешивая в интернет все данные, связанные с планируемой приватизацией». Скорее всего, это дело будет поручено самим продаваемым компаниям.


Также предлагается использовать для продажи госимущества электронные торги. Такая форма могла бы удешевить процесс приватизации, придать ему быстроты, оперативности и, что главное, прозрачности. «Но если сравнивать с опытом других стран, любые интернет-проекты требуют длительной разработки и введения в действие, – отмечает Николай Степанов, парт­нер коллегии адвокатов «Муранов, Черняков и партнеры». – Скорее всего, даже если это осуществимо с финансовой точки зрения, работа над созданием системы электронных торгов зай­мет минимум год».


Более существенные изменения касаются ценообразования. «Процесс определения цены предприятия переводится на рыночные рельсы, – объясняет Николай Степанов. – Если ранее цена приватизируемого имущества определялась исходя из его балансовой стоимости, то теперь начальная цена определяется самим собственником на основании отчета об оценке». Вероятнее всего, оплата услуг независимого оценщика будет производиться из бюджетных средств. Однако не исключено, считает Ирина Мельникова, что привлекаться могут и оборотные средства предприятий, особенно если они находятся в 100-процентной госсобственности. Деньги, конечно, небольшие, но у многих компаний в кризис и тех нет: зачастую они с контрагентами и поставщиками «расплачиваются» бартером либо цессиями.


Иными словами, законодательные новации хороши и полезны, но в перспективе. Прежде чем они заработают, пройдет немало времени.

 

Если купят, то свои. Очевидно, в правительстве осознали, что в условиях кризиса даже на стратегических «лакомых» предприятиях быстро заработать не получится. Полный их перечень не озвучивался, скорее всего, его еще и нет. Тем более что потенциальные инвесторы (прежде всего, иностранные) ожидали большего и оказались разочарованы. Российское правительство не собирается расставаться с долями в наиболее перспективных активах, например, «Роснефти», «Аэрофлоте», «Шереметьеве».


Вероятно, государству нужно время, чтобы «дозреть» до мысли приватизировать ключевые активы. Так, на экономическом форуме в Давосе глава Сбербанка Герман Греф неожиданно предложил выставить на продажу акции госбанков. Начать стоит со Сбербанка, отметил его руководитель, – при реализации 7,6% акций ЦБ не потеряет контроль, у него останется 50% плюс 1 акция. Зато на покрытие дефицита бюджета будут получены дополнительные и, очевидно, немалые средства. Однако осторожный министр финансов Алексей Кудрин погасил инциативу бывшего коллеги, напомнив, что кризис не закончен. Читай: «Мы не сможем продать бумаги столь ценных активов по адекватной цене».

 

Аналитик «Ренессанс Капитала» Дэвид Нангл считает скорую приватизацию долей в госбанках, которые государство долгое время контролировало, маловероятным шагом. «До реализации дело дойдет через 2–3 года, – согласен аналитик Банка Москвы Егор Федоров. – Однако изменение статуса с госбанка на частный никак не отразится на работе Сбербанка или ВТБ. В случае напряжений на финансовых рынках они, как и всегда, будут получать поддержку со стороны государства и в любом случае исполнять социальные функции. Теоретически покупателями могли бы быть крупные иностранные фонды, чье присутствие в капитале не превышало бы 1,5–2%». Надо полагать, рассуждения о приватизации госбанков, в большей степени месседж к иностранным инвесторам: мол, мы помним о либерализации экономики, но всему свое время. О возможной приватизации Газпромбанка или Россельхозбанка речь пока даже не ведется.


Так что ничего удивительного, что в самих предполагаемых к продаже компаниях на данный момент нулевая готовность. «Совет директоров обсуждал вопрос приватизации, но на сегодня ситуация такова, как она описана в прогнозном плане», – говорит Николай Колесников, первый заместитель гендиректора по экономике и финансам «Совкомфлота». Напомним, что ранее не исключался вывод пакета этой крупной даже по мировым меркам фрахтовой компании на IPO. Задолженность компании перед банками хоть и велика (на конец первого полугодия 2009-го порядка 63 млрд рублей), но инвесторов не отпугнет – фрахтовый бизнес основан на модели перекредитования.


Однако в отличие от мелких активов, «стратеги» имеют неплохие шансы продаться. Это по сути бюджетообразующие предприятия, на которые всегда найдутся покупатели. Теоретически в качестве стратегических инвесторов могут выступить те финансово-промышленные группы, которые оказались не обременены долгами, например, «Нафта-Москва» Сулеймана Керимова.


По мнению директора департамента стратегического анализа ФБК Игоря Николаева, вхождение в капитал предлагаемых к продаже инфраструктурных компаний может быть привлекательно для банков. «Они накопили немало средств и будут заинтересованы в перепродаже пакетов, – рассуждает эксперт. – Им необходимо куда-то вложить свои деньги, и лучше в акции таких надежных предприятий, ведь нефть и валюта сейчас нестабильны».


Впрочем, вряд ли крупнейшие компании будут массово скупаться спекулянтами. Во многих инфрастурктурных предприятиях, особенно морских портах и аэропортах, совладельцами являются «приолигархические структуры», напоминает аналитик «Тройки Диалог» Кирилл Казанли: «Например, в компании «Аэропорт «Кольцово» крупным пакетом владеет «Ренова» Виктора Вексельберга, и он явно будет заинтересован в увеличении доли, в «Толмачево» через «Нова­порт» 38% акций принадлежит AEON Corporation (управляет активами Романа Троценко – «Ф.»), за Ванинским портом стоит «Базэл» Олега Дерипаски, доли в портах в Туапсе и Таганроге принадлежат владельцу НЛМК Владимиру Лисину». Да и сильные акционеры компаний не из стратегического списка также не упустят возможности усилить контроль. Как сообщили в пресс-службе «Росгосстраха», если госпакет выставят на продажу, нынешние акционеры будут готовы его выкупить, однако не по заоблачной цене.

 

Постоят за ценой. Вопрос цены может оказаться основным. Осенью правительство заявляло, что не собирается продешевить и намерено исходить из рыночных оценок. В этом вся загвоздка – оценки размыты. Ключевые рынки продаваемых компаний или в нижней фазе своего цикла, или только начинают рост. Котировки на фондовых площадках в качестве условного индикатора можно использовать только в отношении Новороссийского морского торгового порта, в конце 2007 года разместившегося на LSE. Большинство остальных компаний из стратегического списка, хотя и котируются на РТС и ММВБ, но почти не торгуются. По некоторым вообще не было сделок с момента выхода на биржу. «Эти компании неликвидны, в них мала заинтересованность покупателей, и с точки зрения инвестирования в бумаги они не слишком привлекательны, прежде всего из-за отсутствия прозрачности и необходимой информации для инвесторов», – поясняет Кирилл Казанли. Так что покупатели (среди которых немало так нужных государству эффективных частных собственников – нынешних совладельцев) могут вполне успешно играть на понижение цены.


Многие эксперты считают нынешний этап приватизации несвоевременным из-за невозможности продавать госпакеты по реальной стоимости. «Нельзя сказать, что экономика России оттолкнулась от дна, сейчас не самый лучший момент для приватизации с точки зрения ценообразования, – считает начальник аналитического отдела «Брокеркредитсервиса» Максим Шеин. – Даже если торги начнутся во второй половине 2010 года, ситуация принципиально не изменится, оценка компаний еще длительное время будет неадекватной».

 

Крупнейшие компании из прогнозного плана приватизации на 2010-2012 годы

Предприятие

Госпакет, доля в УК, %

Крупнейший частный акционер, доля в уставном капитале, %

Стоимость чистых активов на 30.09.2009, млн руб.

Выручка, 9 месяцев 2009, млн руб.

Чистая прибыль (убыток) за 9 месяцев 2009, млн руб.

Краткосрочные кредиты и займы на 30.09.2009, млн руб.

Долгосрочные кредиты и займы на 30.09.2009, млн руб.

Росгосстрах

25,00 (на продажу 13,1%)

РГС Капитал

75,00

23142

64300*

1188,0*

5720,1

0,7

ТГК-5

25,09

КЭС–Холдинг

26,34

22368

2759

-62,7

6583,1

140,0

Искитимцемент

25,50

Группа РАТМ

50,00

3576

2604

310,9

1067,0

1154,2

Северное морское пароходство

20,00

Мурманское морское пароходство

56,36

2970

2441

110,1

259,7

447,4

Центродорстрой

25,00

Владимир Арутюнов

47,41

1945

2003

48,7

60,8

0,0

Центральный телеграф

21,78*

Северо–Западная финансовая компания

10,59

1511

2660

164,8

854,0

1475,9

Мосметрострой

100,00

966

16104

-545,7

9205,1

0,0

НПО «Наука»

20,41

Русские фонды

63,73

797

971

219,0

0,0

0,0

Челябэнергосбыт

11,16******

УК «Промышленные инвестиции»

58,40

645

20624

-495,7

688,2

0,0

Тюменские моторостроители

16,67

Физические лица

487

118

56,8

0,0

0,0

Московский жировой комбинат

6,25

ООО «Ж.К.»

65,60

182

1648

19,8

6,3

781,2

Кавминкурортресурсы

51,00

Федерация независимых профсоюзов России

49,00

118

122

25,2

0,0

0,0

* По группе компаний

** Еще 38,25% акций принадлежит госкомпании «Связьинвест»

 

Некоторые предприятия, которые могут быть приватизированы в 2010-2012 годах

Предприятие

Госпакет, доля в УК, %

Крупнейший частный акционер, доля в УК, %

Стоимость чистых активов на 30.09.2009, млн руб.

Выручка, 9 месяцев 2009, млн руб.

Чистая прибыль (убыток) за 9 месяцев 2009, млн руб.

Краткосрочные кредиты и займы на 30.09.2009, млн руб.

Долгосрочные кредиты и займы на 30.09.2009, млн руб.

Совкомфлот*

100% (на продажу не более 25% –1 акция)

89109

18357

3504,7

62910,0**

Росагролизинг***

99,99

44483

7428

107,2

309,8

8139,7

Новороссийский морской торговый порт

20,00

Kadina Limited (Кипр)

50,10

20348

8956

4268,6

0,2

12,6

СГ-транс***

100,00

4422

6134

282,6

0,0

0,0

Туапсинский морской торговый порт

25,00

Universal Cargo Logistics Holding В.V (Нидерланды)

69,52

4411

1759

863,0

0,0

0,0

Мурманское морское пароходство

25,50

Арктические технологии

63,05

3827

4018

280,2

120,4

5477,8

Аэропорт «Толмачево»

51,00

T.S. Trans Siberia Co Limited (Кипр)

37,29

3764

1975

0,6

294,2

810,5

Аэропорт «Кольцово»

34,56

Кольцово–инвест

51,9

2941

3323

178,6

107,1

4270,6

Волжское пароходство

25,50

Havensight Shipping Cyprus Limited (Кипр)

43,44

2904

2961

581,2

0,0

33,0

Мурманский морской торговый порт*

25,50

Specialised Project Investments B.V, (Нидерланды)

34,97

2850

1804

628,6

163,8

0,0

Енисейское речное пароходство

25,50

43,92

Норникель

2166

2307

517,9

0,0

0,0

Северо-Западное пароходство

25,50

Havensight Shipping Cyprus Limited (Кипр)

62,42

1440

2413

-212,4

836,9

19,3

Сахалинское морское пароходство

25,49

н.д.

1400

1521

-63,7

87,8

140,2

Ванинский морской торговый порт

55,00

ЗАО «Монолит», ООО «Система»

21,76

1365

999

120,5

0,0

0,0

Аэропорт Анапа

25,50

Транспорт АМД

52,84

442

312

54,4

0,0

0,0

* Финансовые показатели по МСФО за 6 месяцев 2009 года пересчитаны по курсу 30 рублей за доллар, «Совкомфлот» оценочно.

** Чистая задолженность по кредитам банков.

*** Данные за 2008 год. Источник: «Ф.», отчетность компаний

 

Источник: Финанс.