Саморегулируемая межрегиональная ассоциация оценщиков
Создавая лучшее, объединяем вместе!
Электронная
приемная
Вход в личный кабинет оценщика
Карта сайта
Кадастровая
карта

Кадастровая лихорадка – в регионах решают, что делать с кадастровой оценкой

28.09.2009

 

 

Министерство промышленности и науки Свердловской области, а также региональный Союз предприятий металлургического комплекса предложили руководителям предприятий Среднего Урала обратиться в межведомственную областную комиссию по рассмотрению вопросов, связанных с государственной кадастровой оценкой земель на предмет выявления и устранения технических и кадастровых ошибок при проведении государственной кадастровой оценки земель. Об этом говорится в решении совместного заседания коллегии регионального Министерства и объединения металлургов, прошедшей 24 сентября.

 

В ходе заседания председатель комитета по промышленной и аграрной политике ППЗС Свердловской области Анатолий Сысоев отметил, что области следует уделять особое внимание вопросам кадастровой оценки. "Нам необходимо вернуться к этой проблеме, - заявил он в ходе выступления. - Мы занимаемся этим вопросом уже 3 месяца. Взяли ряд предприятий и проанализировали, сколько стоят основные фонды на земле, где расположено то или иное предприятие и сколько стоит земля, на которой стоят основные фонды. Соотношение примерно 1 к 4 или 1 к 5. Я знаю предприятие, которое выпускает 1 млрд товарной продукции, так у него 72 млн. - основные фонды, а кадастра насчитали в объеме 326 млн. рублей. Получается, что проще эту землю продать и больше ничем не заниматься".

 

Депутат также отметил, что в ходе анализа было выявлено несовершенство методики. "Та организация, которая занималась землей, оказалась непрофессиональной, было зафиксировано более 4 тысяч замечаний. Мы считаем, что надо снова пересчитать кадастровую стоимость", - резюмировал Сысоев.

 

Рассмотренные в Свердловской области вопросы волнуют не только власти указанного субъекта.

 

Так, ранее в Тверской области была организована работа "горячей линии" по разъяснению вопросов, связанных с определением кадастровой стоимости земель. Как сообщает пресс-служба обладминистрации, данный проект осуществляется по поручению губернатора Дмитрия Зеленина, который взял под личный контроль ситуацию с кадастровой оценкой и земельным налогом в Верхневолжье, поручив специалистам областного комитета по управлению имуществом давать подробные разъяснения жителям региона относительно особенностей государственной кадастровой оценки земель и начисления ставок земельного налога, а также рассмотрению заявлений по устранению технических ошибок, возникающих при проведении кадастровой оценки. В рамках данного проекта комитет по управлению имуществом Тверской области также проводит консультации по определению кадастровой стоимости земельных участков.

 

Однако, не смотря на все, безусловно положительные, региональные инициативы следует помнить о том, что в соответствии с пунктом 12 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2000 г. № 316 споры, возникающие при проведении государственной кадастровой оценки земель, рассматриваются в судебном порядке. Следует также отметить, что в соответствии с пунктами 2 и 5 статьи 28 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре объектов недвижимости» в случае обнаружения органом кадастрового учета технической или кадастровой ошибки в сведениях или поступления в орган кадастрового учета от любого лица заявления о такой ошибке в форме, утвержденной приказом Минэкономразвития России от 13 апреля 2009 г., указанные ошибки подлежат исправлению на основании решения органа кадастрового учета, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении таких ошибок. Если выявленная ошибка влияет на характеристики земельного участка и влечет за собой необходимость пересмотра его кадастровой стоимости, то в соответствии с пунктом 1 Правил оценщиком может быть проведена оценка земельного участка.

 

Хотя, конечно, ошибки при проведении кадастровой оценке не влекут за собой таких последствий как изменение экономической конъюнктуры в целом – это сегодня основная проблема для региональных властей. На прошлой неделе вопросы налогообложения земли рассматривались и в думе г. Томска. Новая оценка кадастровой стоимости земли в Томской области была утверждена 1 января этого года. Для некоторых объектов земельный налог вырос в 4 раза. Возможно, бизнес все это смог бы пережить, но по многим ударил кризис и новый налог на землю оказался неподъемным. Началась волна возмущения и губернатор в апреле на новую кадастровую стоимость наложил временный мораторий, но уже летом его отменил.

 

Стоит отметить, что этот вопрос уже попал и в поле зрения федеральных властей – свою позицию по вопросу кадастровой оценки земель неоднократно высказывалась представителями Минэкономразвития России. В частности на организованном СМАО в августе этого года V Конгрессе оценщиков Юга России «Роль и место оценочной деятельности в современных экономических условиях»  заместитель директора Департамента корпоративного управления Минэкономразвития России Дмитрий Скрипичников отметил, что устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований определяют налоговые ставки в пределах, установленных Налоговым Кодексом Российской Федерации, порядок и сроки уплаты налога. «При установлении налога нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований могут также устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения, включая установление размера не облагаемой налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков. Таким образом, величина налоговой нагрузки определяется налоговой ставкой, устанавливаемой органами муниципальных образований. Следует отметить, что в соответствии с пунктом 1 статьи 3 Кодекса при установлении налога учитывается также фактическая способность налогоплательщика к уплате налога» - отметил Дмитрий Скрипичников.

 

Напомним, что в соответствии с пунктом 1 статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков. В свою очередь согласно статье 387 Кодекса земельный налог устанавливается Кодексом+V Конгресса оценщиков Юга России «Роль и место оценочной деятельности в современных экономических условиях»и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

 

Согласно пункту 4 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2000 г. № 316, государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению (категории земель) и виду функционального использования. Согласно пункту 3 Правил установлена периодичность проведения государственной кадастровой оценки земель. 

 

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с пунктом 13 Административного регламента по исполнению государственной функции «Организация проведения государственной кадастровой оценки земель», утвержденного приказом Минэкономразвития России от 28 июня 2007 г. № 215, разъяснение в отношении результатов государственной кадастровой оценки конкретного земельного участка осуществляется Управлением Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации.

 

Источник: СМАО с использованием материалов открытых источников