Саморегулируемая межрегиональная ассоциация оценщиков
Создавая лучшее, объединяем вместе!
Электронная
приемная
Вход в личный кабинет оценщика
Карта сайта
Кадастровая
карта

Кадастровая лихорадка (часть 2) – что будет с выкупом земельных участков

02.10.2009

Недавно Правительства Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 281-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» внесло изменения в Положение о Министерстве экономического развития Российской Федерации в части наделения ведомства полномочиями по установлению порядка определения цены продажи земельных участков, находящихся в федеральной собственности, собственникам зданий, строений, сооружений, расположенных на этих земельных участках.

 

 

В редакции Земельного кодекса Российской Федерации, действовавшей до вступления в силу норм указанного закона, было установлено, что продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, собственникам зданий, строений, сооружений, расположенных на этих земельных участках, осуществляется по цене, установленной соответственно органами исполнительной власти и органами местного самоуправления по цене, определенной в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

 

Такой порядок Правительством Российской Федерации так и не был установлен.

 

Согласно действующей же редакции Земельного кодекса Российской Федерации полномочия по установлению Порядка возложены на уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти, коим и стало Минэкономразвития России.

 

Следует отметить, что статьей 2 Федерального закона от 25 октября 2001 г. № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» установлен временный порядок продажи земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности (до 1 января 2010 года или до установления соответствующего Порядка Правительством Российской Федерации, что точно уже не случиться):

коммерческим организациям и индивидуальным предпринимателям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если эти здания, строения, сооружения были   отчуждены из государственной или муниципальной собственности, в том числе в случае, если на таких земельных участках возведены или реконструированы здания, строения, сооружения;

коммерческим организациям и индивидуальным предпринимателям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если эти здания, строения, сооружения были возведены на таких земельных участках вместо разрушенных или снесенных и ранее отчужденных из государственной или муниципальной собственности зданий, строений, сооружений;

 

гражданам и некоммерческим организациям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если право собственности указанных лиц на эти здания, строения, сооружения возникло до вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации и если федеральными законами для указанных собственников не установлен иной порядок приобретения земельных участков в собственность.

При приобретении указанными лицами таких земельных участков их цена устанавливается субъектами Российской Федерации в пределах:

двадцати процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в городах с численностью населения свыше 3 миллионов человек;

 

двух с половиной процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в иной местности.

До установления субъектами Российской Федерации цены земельного участка применяется наибольшая для соответствующей местности цена земельного участка.

 

Лица, не указанные выше и являющиеся собственниками зданий, строений, сооружений, расположенных на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают такие земельные участки по цене, устанавливаемой субъектами Российской Федерации, в населенных пунктах с численностью населения:

 свыше 3 миллионов человек - в размере от пяти- до тридцатикратного размера ставки земельного налога за единицу площади земельного участка;

 

от 500 тысяч до 3 миллионов человек - в размере от пяти- до семнадцатикратного размера ставки земельного налога за единицу площади земельного участка;

 

до 500 тысяч человек, а также за пределами границ населенных пунктов в размере от трех- до десятикратного размера ставки земельного налога за единицу площади земельного участка.

До установления субъектами Российской Федерации цены земельного участка применяется минимальный для соответствующей местности размер ставки земельного налога за единицу площади земельного участка.

 

Таким образом ждать осталось не долго, скорее всего до конца текущего года Минэкономразвития России утвердит новый порядок, что вышеуказанные нормы сделает достояние истории. Каким будет новый документ пока не известно.

 

Тем не менее, пока нового порядка нет субъекты Российской Федерации вынуждены самостоятельно принимать решения о стоимости выкупа земли.

 

Например, вчера Депутаты Смоленской областной Думы приняли разработанный по инициативе Губернатора Сергея Антуфьева закон, в соответствии с которым выкупная цена земельного участка сокращена с 2,5% от кадастровой стоимости, как это установлено Земельным кодексом, до 0,15%, то есть почти в 17 раз.

 

Значительное снижение процентной ставки по мнению областных чиновников направлено на экономическое стимулирование хозяйствующих субъектов к оформлению земельных участков в собственность, что позволит не допустить потерь доходов бюджета области в 2010 году.

 

В этом году в регионе значительно увеличилась кадастровая стоимость земли на территории населенных пунктов промышленной специализации - в среднем, в 17,5 раз, а снижение выкупной стоимости земли позволит простимулировать крупные промышленные предприятия выкупать землю в собственность.

 

Каков порядок устанавливающие расчет цены продажи земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности в других регионах? Чтобы ответить на эти вопросы необходимо анализировать соответствующие региональные акты. Но следует отметить, что многие регионы привязываются в вопросах определения цены выкупа земельных участков к размеру земельного налога и абсолютно все, по понятным причинам, к кадастровой стоимости.

 

Земельный налог является местным налогом и в соответствии со статьей 387 Налогового Кодекса устанавливается Кодексом и нормативно-правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

 

Устанавливая земельный налог, представительные органы муниципальных образований определяют налоговые ставки, в пределах, установленных Кодексом, порядок и сроки уплаты налога. Пределы данных налоговых ставок регулируются статьей 394 Кодекса.

 

Но в текущих условиях ограниченной платежеспособности бизнеса и населения важно то, что большинство представительных органов муниципальных образований (около 60 %) к концу 2006 года приняли решения об установлении на территории своих муниципалитетов ставок земельного налога от кадастровой стоимости в размере максимально установленном Налоговым кодексом Российской Федерации. Так, для земельных участков отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в поселениях и используемых для сельскохозяйственного производства, а также для земельных участков занятых, жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры, личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства максимальный размер налоговой ставки составляет 0,3 % от кадастровой стоимости земель, в отношении прочих земель, не освобожденных от уплаты налога в размере 1,5 % от их кадастровой стоимости.

 

В ряде регионов Российской Федерации представительные органы муниципальных образований понизили ставки земельного налога, учитывая фактическую способность налогоплательщиков к уплате земельного налога, а также, используя свое право принимать решения, облегчающие положение налогоплательщика (п.4 ст.5 Налогового кодекса Российской Федерации). Так, например: за земельные участки, занятые жилищным фондом (0,01% в муниципальных образованиях Республики Адыгея, 0,03% в Хабаровском крае); за земельные участки гаражей (0,015% в муниципальных образованиях Волгоградской области, 0,03% - Костромской области); за земельные участки, предоставленные гражданам для личного подсобного хозяйства (0,012% в муниципальных образованиях Краснодарского края, 0,01% - Самарской области); за земельные участки под объектами торговли (0,03% в муниципальных образованиях Костромской области, 0,05% - Алтайском крае).

 

Таким образом, величина налоговой нагрузки полностью определяется налоговой ставкой, устанавливаемой органами муниципальных образований и в этой связи инициатива Депутатом Смоленской областной думы и Губернатора, безусловно, может быть расценена как шаг навстречу, по крайней мере, бизнесу.

 

Источник: СМАО с использованием материалов открытых источников