Саморегулируемая межрегиональная ассоциация оценщиков
Создавая лучшее, объединяем вместе!
Электронная
приемная
Вход в личный кабинет оценщика
Карта сайта
Кадастровая
карта

16 октября 2009 г. в Институте экономики недвижимости Государственного университета – Высшей школе экономике состоялся Круглый стол «Налог на жилую недвижимость, условия и перспективы его введения»

21.10.2009

 

На Круглом столе выступил Начальник отдела нормативного правового регулирования оценочной деятельности Департамента корпоративного управления Минэкономразвития России В.Е. Федотов.

 

C докладами также  выступили разработчики нормативно-правовых документов, регулирующих введение налога на недвижимость- ведущие специалисты профильных федеральных органов государственной власти.

 

 

Тезисы выступления начальника отдела нормативного правового регулирования оценочной деятельности Департамента корпоративного управления Минэкономразвития России В.Е. Федотова.

 

Нормативно – правовое регулирование деятельности по государственной кадастровой (массовой) оценке недвижимости.

 

Одна из основных задач, которую необходимо решить для введения налога на недвижимость - установить для всех объектов налогообложения налоговую базу, - рыночную (кадастровую) стоимость объекта недвижимости.

 

Работа по законодательному определению и регулированию деятельности по кадастровой (массовой) оценке объектов недвижимости была начата еще в 2005 году при подготовке проекта федерального закона «О государственном кадастре недвижимости».

 

Следует отметить, что законодательство Российской Федерации в области массовой оценки объектов недвижимости сегодня состоит из подзаконных актов, в частности:

 

1) подпрограммы «Создание системы кадастра недвижимости (2006 - 2011 годы)» федеральной целевой программы «Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости (2002 - 2008 годы)», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 13 сентября 2005 г. № 560 (далее — Подпрограмма);

 

2) федерального стандарта оценки «Цель оценки и  виды стоимости (ФСО № 2)», утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20 июля 2007 г. № 255 (далее - Федеральный стандарт оценки);

 

3) Методических рекомендаций по определению кадастровой стоимости объектов недвижимости жилого фонда для целей налогообложения, Методических рекомендаций по определению кадастровой стоимости объектов недвижимости нежилого фонда для целей налогообложения, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 3 октября 2006 г. № 358 (далее - Методические рекомендации).

 

Перечнем мероприятий Подпрограммы определены сроки проведения, объемы и источники финансирования работ по массовой оценке недвижимости.

 

Проведение работ по массовой оценке недвижимости в соответствии с мероприятиями Подпрограммы запланировано в 2009 - 2011 годах.

 

Федеральным стандартом оценки определено, что при определении кадастровой стоимости объекта оценки определяется методами массовой оценки рыночная стоимость, установленная и утвержденная в соответствии с законодательством, регулирующим проведение кадастровой оценки.

 

Кадастровая стоимость определяется оценщиком, в частности, для целей налогообложения.

 

Методические рекомендации разработаны и утверждены Минэкономразвития России для целей реализации проекта Международного банка реконструкции и развития «Разработка и тестирование системы кадастровой (массовой) оценки недвижимости в Российской Федерации» (далее – проект). Задачей проекта является тестирование указанных  рекомендаций в четырех субъектах Российской Федерации (Кемеровская, Тверская, Калужская области и Республика Татарстан) и их доработка по итогам тестирования для последующего применения при проведении кадастровой оценки объектов недвижимости во всех регионах России.

 

Реализация проекта предполагает выполнение следующих этапов:

 

1. Разработка проектов нормативных правовых, методических и технических документов, устанавливающих и раскрывающих содержание элементов системы кадастровой (массовой) оценки недвижимости, а также подготовка предложений по внесению изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации и акты Правительства Российской Федерации, устанавливающие порядок исчисления и взимания налога на недвижимость.

 

2. Проведение тестирования системы кадастровой (массовой) оценки недвижимости в четырех субъектах Российской Федерации (Кемеровская, Калужская, Тверская области, Республика Татарстан), которое завершено в сентябре 2009 года.

 

Первый этап работ, предполагающий разработку проектов нормативных правовых, методических и технических документов, устанавливающих и раскрывающих содержание элементов системы кадастровой (массовой) оценки недвижимости в полном объеме, завершен по состоянию на 1 декабря 2008 года.

 

В частности, разработаны проекты следующих документов:

 

1) Описания технологических процессов;

 

2) Общих правил проведения работ по кадастровой оценке недвижимости;

 

3) Порядка формирования сведений об объектах недвижимости для целей кадастровой (массовой) оценки недвижимости;

 

4) Порядка проверки результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости;

 

5) Досудебного порядка урегулирования споров о величине кадастровой стоимости объектов недвижимости (результатах кадастровой (массовой) оценки недвижимости);

 

6) Порядка утверждения результатов кадастровой (массовой) оценки недвижимости;

 

7) Порядка внесения результатов кадастровой (массовой) оценки недвижимости в кадастр объектов недвижимости;

 

8) Порядка формирования и ведения фонда данных кадастровой (массовой) оценки недвижимости;

 

9) Стандарта качества государственной услуги «Организация проведения государственной кадастровой оценки недвижимости»;

 

10) Правил оценки соответствия функционирования системы кадастровой (массовой) оценки недвижимости стандарту качества государственной услуги «Организация проведения государственной кадастровой оценки недвижимости», в том числе стандарту качества услуги по определению кадастровой стоимости объектов недвижимости.

 

Следует отметить, что положения первых восьми указанных документов вошли в состав принятого в первом чтении проекта федерального закона № 445126-4 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и другие законодательные акты Российской Федерации» (далее – законопроект).

 

Законопроектом предполагается отнесение к функциям оценщиков кадастровой оценки недвижимости и установить:

 

- общие принципы проведения кадастровой оценки;

 

- периодичность проведения государственной кадастровой оценки;

 

- требования к оценщикам, привлекаемым к государственной кадастровой оценке;

 

- порядок рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости.

 

Законопроектом предполагается установить, что под государственной кадастровой оценкой понимается совокупность действий, включающая в себя:

 

- принятие решения о проведении государственной кадастровой оценке;

 

- формирование перечня объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке;

 

- отбор исполнителя работ по определению кадастровой стоимости и заключение с ним договора на проведение оценки;

 

- определение кадастровой стоимости и составление отчета об оценке;

 

- экспертизу отчета об оценке кадастровой стоимости;

 

- утверждение результатов определения кадастровой стоимости;

 

- публикацию утвержденных результатов определения кадастровой стоимости;

 

- внесение результатов определения кадастровой стоимости в государственный кадастр объектов недвижимости.

 

Неотъемлемым элементом государственной кадастровой оценки является процедура урегулирования споров о ее результатах.

 

Законопроектом предполагается, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или в судебном порядке.

 

Основаниями для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости предполагается установить:

 

- ошибочность сведений об объекте недвижимости, использовавшихся при определении его кадастровой стоимости;

 

- установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на календарную дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.

 

Законопроектом предусмотрено, что процедура обращения в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости государственной кадастровой оценки возможна в течение шести месяцев после утверждения и опубликования результатов определения кадастровой стоимости.

 

Комиссии создаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по организации проведения государственной кадастровой оценки, на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. В состав комиссии входят по одному представителю органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по организации проведения государственной кадастровой оценки, органа кадастрового учета, саморегулируемой организации оценщиков, членами которой являются оценщики, выполнившие определение кадастровой стоимости, и представитель Национального совета по оценочной деятельности.

 

Процедура урегулирования споров позволит:

 

- уточнять рёзультаты определения кадастровой стоимости;

 

- получать информацию о рыночной стоимости объектов недвижимости и уточнить их характеристики;

 

- повышать достоверность получаемых результатов.

 

В результате это приведет к сокращению количества обращений в суд об обжаловании в связи с повышением точности информации, используемой для проведения кадастровой оценки.

 

Кроме того, планируется отменить нижний предел проведения государственной кадастровой оценки, который в настоящее время составляет 3 года, что позволит органам власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления в случаях существенного изменения экономической ситуации в регионе проводить кадастровую оценку более часто по мере необходимости.

 

Источник: Минэкономразвития России (www.economy.gov.ru)