Саморегулируемая межрегиональная ассоциация оценщиков
Создавая лучшее, объединяем вместе!
Электронная
приемная
Вход в личный кабинет оценщика
Карта сайта
Кадастровая
карта

Краткий аналитический обзор рынка оценочных услуг

01.01.1970

 Информационно-рейтинговое агентство (ИРА) экспертно-аналитической компании «ЮНИПРАВЭКС» предложило независимую методику рейтингования оценщиков. Она в корне отличается от официально принятой Минимуществом России. И основана не на механическом ранжировании выручки (параметре, меняющемся из квартала в квартал), а на стабильном комплексном анализе корпоративных ресурсов, особенностях географически – отраслевого охвата и сугубо индивидуальном подходе. Результат любого рейтинга, это, прежде всего, осмысленный выбор. В этом поможет не только представленная рейтинговая матрица, но и итоги широкомасштабного исследования «Цивилизованный рынок оценочных услуг в России. Тенденции развития и перспективы сотрудничества». В полном объеме информация будет обнародована в официальном ежегодном бизнес-каталоге «Оценка в Российской Федерации, СНГ и Зарубежье».

«Мы придем к тому, что исключение из саморегулируемой организации (СРО) будет смерти подобно». Это заявление заместителя министра имущественных отношений Российской Федерации летом прошлого года оказалось пророческим. Через три финансовых квартала оценочные лицензии отменяются. Совет руководителей объединений оценщиков России обратил внимание Правительства России на целесообразность совершения перехода от лицензирования к саморегулированию «эволюционно без потерь для субъектов оценочной деятельности». Озабоченность руководителей СРО вызывает явная недостаточность времени, оставшегося до даты отмены лицензирования оценочной деятельности.

В обращении, подписанном самыми авторитетными и влиятельными оценщиками России подчеркнуто, что недостаточно подготовленный переход от лицензирования к саморегулированию может привести к правовым коллизиям и создать для отечественных оценщиков искусственные трудности при осуществлении оценочной деятельности на территории РФ. Ими предложено установить переходный период от лицензирования к организации саморегулирования оценочной деятельности до 1 января 2006 года. В течение этого периода, предлагают ведущие оценщики, необходимо законодательно разрешить все вопросы перехода к саморегулированию оценочной деятельности. А объединениям оценщиков произвести соответствующую реструктуризацию своей деятельности.

 

Отношение оценщиков к передаче функций по контролю за оценочной деятельностью
от Минимущества России к саморегулируемым организациям
(Источник: опрос оценщиков на www.appraiser.ru)

Отношусь отрицательно - 64%
Отношусь положительно - 28%
Мне все равно - 8%

 

Первый оценочный рейтинг, составленный независимо от рейтингов Минимущества, оказал, по мнению оценщиков, большую пользу их бизнесу. «Практический полезный эффект рейтинга, проводимого ИРА «ЮНИПРАВЭКС», не вызывает сомнений, поскольку позволяет заказчику определить наиболее профессиональную и компетентную организацию, а оценочной фирме ориентироваться в уровне и качестве услуг, оказываемых конкурентами, и, как, следствие, повышает конкурентоспособность собственной продукции». Таково характерное высказывание одного из участников рейтингового процесса. Среди предложений по его совершенствованию – учитывать количество и качество оценок, вывести интегрированный показатель сложности оценок, разбить их на несколько групп, а затем применить его в оценке. Этот показатель, по убеждению респондента, может быть неким показателем профессионализма компании и показывать ее присутствие на рынке. То есть количество оценок считается интегрально, с учетом сложности и типа оценки. Есть и другие ценные предложения. По мнению оценщиков, такой рейтинг, безусловно, нужен. Но в нем должны быть разные номинации. Понятно, что мелким периферийным фирмам не угнаться за крупными московскими компаниями. Масштабы и силы не те. Но «нужен рейтинг на региональном уровне, там, где компании сопоставимы. Поэтому то, «что придумали аналитики из ИРА «ЮНИПРАВЭКС» – давно все ждали». В новом интерактивном рейтинге результаты видны сразу во взаимосвязи и в комплексе. Общероссийский рейтинг, состоящий из региональных блоков, с отдельно вынесенными столицами – понятен для клиентов и доступен для участников. Вместе с тем, следует иметь в виду, что есть компании, которые «работают под государственными и крупными корпоративными структурами», естественно, у них больше возможностей. Составление рэнкинга Минимуществом (по выручке) может очень сильно повредить (!) региональным периферийным компаниям. Не только сейчас, но особенно – в перспективе. Поскольку крупные заказчики, однажды ознакомившись с его результатами, впоследствии, чисто психологически, из 100 компаний будут выбирать оценщиков лишь по первым десяти – двадцати строчкам. В этом случае, небольшие компании на периферии не выживут. По мнению большинства, «стратегия должна быть направлена на диверсификацию оценочной деятельности по всей стране», крупные компании должны сотрудничать с периферией, «чтобы любую деревню можно было обеспечить оценочными услугами», а не только Москву.

По заключению экспертов, интегрированные рейтинги должны быть годовыми и полугодовыми. Но не чаще. Основные критерии: выполненный объем работ (отчетов, заключений) за определенный период, количество специалистов, наличие практических или теоретических разработок – методик, способов, новых подходов, обсуждений, выступлений.

Каждое дельное замечание, предложение, интересное мнение, направленное на улучшение качества рейтинга, будет учитываться в дальнейших публикациях.

Роль оценщиков для развития цивилизованного российского рынка трудно переоценить. Изначально они находятся на острие бизнес-процессов. Ведь объектами оценки являются различные активы – земля, здания, сооружения, различные объекты недвижимости, оборудование, ценные бумаги, нематериальные активы (авторские права, патенты, гудвилл, торговые марки), предприятие как действующий бизнес и т.п. В этом виде услуг степень конкуренции очень высока. Опросы показали, что большое преимущество имеют т.н. «собственники». То есть те компании, которые располагают уникальными технологиями, собственными мощными информационными базами с лицензионными программными продуктами по оценке и финансовому анализу, создают собственные программные продукты, способны работать с очень большими объемами информации. Значительное преимущество перед коллегами получают оценщики, осуществляющие свою деятельность в составе группы компаний, а также те, кто специализируется на одном виде оценки. К достаточно весомым конкурентным преимуществам относят сами оценщики широкое региональное присутствие, наличие сети, филиалов, представительств, дочерних компаний, а также сочетание стратегических заказчиков с аккредитацией в крупнейших компаниях и госструктурах. Многие оценщики гордятся предоставляемым высоким уровнем сервиса, универсальностью, выполнением оценочных работ высокого качества, своей независимостью и неангажированностью, т.е. не работающие «под заказ». Большой опыт, глубокое знание отраслевой специфики и отраслевых технологий, методики, основанные на международных стандартах и безупречная репутация надежного партнера, благоприятный имидж и авторитетность – вот сравнительные преимущества российских оценщиков, ведущие к устойчивому положение в рынке.

Суммарный объем выручки от оценочной деятельности номинантов рейтинга составил две трети миллиарда рублей. Относительный рост выручки от оценочных услуг по сравнению с предыдущим годом увеличился более чем в полтора раза. Выручка от оценки стоимости недвижимого имущества, как и в прошлом году, составила половину от общего объема выручки от оценочной деятельности, выручка от оценки стоимости предприятия (бизнеса) – почти треть, на выручку от оценки стоимости машин, оборудования и транспортных средств пришлась пятая часть, выручка от оценки стоимости нематериальных активов и интеллектуальной собственности увеличилась с двух до трех процентов.

Средняя выручка по России на одного оценщика в 2003 году составила одну тысячу рублей (в 2002 г. – 700.000 руб.). Средняя стоимость одного часа работы одного специалиста (оценщика) в 2003 году по сравнению с прошлым годом возросла более чем в два раза и составила свыше полутора тысяч рублей. За истекший год оценщики подготовили 30000 отчетов и заключений. Третья часть из них пришлась на отчеты об оценке стоимости недвижимого имущества, об оценке стоимости машин, оборудования и транспортных средств и об оценке стоимости предприятия (бизнеса), и лишь два процента – об оценке стоимости нематериальных активов и интеллектуальной собственности. Всего в оценочных компаниях – участницах рейтинга трудится пять тысяч штатных сотрудников, свыше полутысячи оценщиков имеют соответствующий документ об образовании, столько же специалистов на договорной основе помогают коллегам при выполнении оценочных работ.

Отраслевая структура заказов, выявленная на основе анализа анкет участников рейтинга, показала полный охват рынка услугами отечественных оценщиков в полусотне отраслей народного хозяйства и секторов экономики. Как и в прошлом году, заказы стабильно поступали из государственных и муниципальных учреждений, жилищно-коммунального сектора, торговли, строительства, транспорта, сельского хозяйства, общественных и некоммерческих организаций. Много заказов пришлось на операции с недвижимостью и аренду. Каждый двадцатый клиент представлял финансово – банковский сектор и инвестиционный сектор экономики, а также добывающие отрасли, электроэнергетику, машиностроение и металлообработку, химическую, нефтехимическую, нефтяную и нефтегазовую промышленность, промышленность строительных материалов, пищевую промышленность. Регулярно поступали заказы из отраслей топливной и угольной промышленности, лесного хозяйства, лесной и деревообрабатывающей промышленности. Оценщики большое внимание уделяли внешнеэкономическим объединениям, военно-промышленному комплексу, легкой, стекольной и фарфорофаянсовой промышленности, медицинской и микробиологической промышленности, фармацевтике, рыболовству и рыбоводству, связи и телекоммуникациям, СМИ и издательскому бизнесу, гостиничному, ресторанному и туристическому бизнесу, социальным услугам, научно-исследовательским организациям, образовательным и медицинским учреждениям. Наибольшую активность эксперты проявили, отвечая на блок следующих вопросов: «Является ли, по Вашему убеждению, рынок оценочных услуг в России цивилизованным? Если «да», в чем это проявляется? Если «нет», что следует для этого сделать?». Предоставим им слово. «Рынок оценочных услуг в России далеко не цивилизованный. Хотя, в настоящее время, проводится ряд мероприятий для улучшения «климата» в области оценочных услуг. Отсев «неквалифицированных фирм» происходит ежегодно, вследствие чего имидж оценщика возрастает». «Конечно, нет. Цивилизованным рынок будет еще очень не скоро, когда оценщики вырастут до того, что научатся договариваться между собой и поделят рынок на секторы. Когда оценочные услуги будут привилегией профессионалов, а не властных и мощных корпоративных структур. Для этого необходимо объединиться, выработать общую стратегию, договориться с государством или получить статус госструктуры, как, например, создали службу земельного кадастра или БТИ». Рынок оценочных услуг «в начале пути, т.к. цивилизованным он будет тогда, когда у оценщика будет угроза судебных действий над ним, т.е. – это воспитает большую ответственность за результат». «Не вполне, тем не менее, любое насильственное вмешательство не желательно. Рынок находится на верном пути».

C 2000 года регулярно выходят в свет бизнес-каталоги, получившие официальный статус, и, имеющие федеральную бизнес-аудиторию (Лицензия на издательскую деятельность Серия ИД №01657): «Оценка в Российской Федерации» (часть 1), «Консалтинг в Российской Федерации» (2 тома), «Консалтинг/Аудит в Российской Федерации, СНГ и Зарубежье», «Муниципальный консалтинг в Российской Федерации» (в 2 частях), Готовятся к печати: «Оценка в Российской Федерации, СНГ и Зарубежье», «Консалтинг в Российской Федерации, СНГ и Зарубежье», «Аудит в Российской Федерации, СНГ и Зарубежье», «Связи с общественностью в Российской Федерации. Политический PR. PR для бизнеса», «Маркетинг/Исследования в Российской Федерации», «Рекрутмент в Российской Федерации», «Коучинг в Российской Федерации, СНГ и Зарубежье» и др.

 

Общий объем потенциальной клиентской аудитории, охваченной этими информационными каналами, составляет свыше миллиона подписчиков и пользователей, лиц принимающих решения. В их числе: директорский корпус, бизнесмены, предприниматели, акционеры, топ-менеджеры, органы государственной власти. Информация доступна в Российской Федерации, СНГ и Зарубежье.

Электронный журнал компании «ЮНИПРАВЭКС» "Муниципальный консалтинг" (Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл №772872 от 9.06.2000 г., выданное Министерством РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций). Основная идея журнала – освещение опыта решения проблем путем объединения трех базовых ресурсов: административного, производственного, интеллектуального, а именно: «Власть-Бизнес-Консалтинг».

Рецензии на официальные ежегодные бизнес-каталоги «ЮНИПРАВЭКС» находятся на Интернет-сайте ведущей газеты для корпоративных пользователей информационных технологий «PC WEEK».

Компания «ЮНИПРАВЭКС» состоит действительным членом Ассоциации распространителей финансово-экономической информации (АРФЭИ). Ассоциация объединяет наиболее активных участников рынка финансово-экономической информации, среди которых: Информационное агентство «AK&M», CQG International, МФД-ИнфоЦентр, Финмаркет, Интерфакс, Прайм-ТАСС, Информационное агентство «REUTERS», а также биржевые площадки: Московская межбанковская валютная биржа (ММВБ), Московская фондовая биржа (МФБ), «Технический центр РТС» Фондовой биржи РТС. Главной целью АРФЭИ и всех ее членов является деятельность по повышению информационной прозрачности и инвестиционной привлекательности российского финансового рынка, создание условий для справедливой и добросовестной конкуренции на рынке финансовой и экономической информации.

 

Источник: ОСК-Эксперт