от «18» октября 2007 г. | №_17-АП_ |
от Минэкономразвития России: |
|
И.Г. Гречухин | Директор департамента имущественных и земельных отношений, экономики природопользования |
Д.В. Скрипичников | И.о. директора Департамента корпоративного управления |
В.Е. Федотов | Начальник отдела нормативного правового регулирования оценочной деятельности |
В.В. Кириленко | Начальник отдела экономики и программ развития |
С.Н. Лещенко | Заместитель начальника отдела нормативного правового регулирования оценочной деятельности |
П.С. Кальмаев | Ведущий советник отдела экономики и программ развития |
от Росимущества: |
|
Д.Б. Аратский | Заместитель Руководителя |
А.В. Каминский | Заместитель начальника Управления учета имущества, анализа, оценки и контроля его использования, |
П.П. Козин | Советник отдела оценки |
от Российского фонда федерального имущества: |
|
Е.В. Гаврилин | Начальник Управления владения прав собственности |
В.В. Грищенко | Начальник Управления приватизации |
А.В. Лялин | Начальник Управления маркетинга и оценки стоимости имущества |
Т.А. Кубанина | Консультант Управления маркетинга и оценки стоимости имущества |
от Саморегулируемых организаций оценщиков: |
|
Г.В. Булычева | Председатель экспертного совета некоммерческого партнерства «Саморегулируемая межрегиональная ассоциация оценщиков – специалистов» |
Е.И. Нейман | Вице-президент общественной организации «Российское общество оценщиков» |
Е.В. Петровская | Исполнительный директор некоммерческого партнерства «Саморегулируемая организация «Ассоциации российских магистров оценки» |
Е.А. Семенова | Член экспертного совета некоммерческого партнерства «Саморегулируемая межрегиональная ассоциация оценщиков – специалистов» |
С.А. Табакова | Президент общественной организации |
М.А. Федотова | Президент некоммерческого партнерства «Саморегулируемая межрегиональная ассоциация оценщиков-специалистов» |
1. На совещании рассмотрены вопросы, возникшие при проведении Росимуществом экспертизы отчетов об оценке приватизируемого государственного имущества.
С учетом состоявшегося обсуждения отметить позицию Минэкономразвития России по следующим вопросам.
(Попова, Аратский, Булычева, Лялин, Табакова)
1.1. Отчет об оценке должен содержать описание и результаты применения доходного, сравнительного и затратного подходов к определению стоимости объекта оценки, либо достаточное обоснование отказа от использования какого-либо из подходов. При этом обоснование отказа от применения подхода к оценке включает анализ наличия доступных источников информации, содержащих достоверные сведения, необходимые для соблюдения методологии подходов, и возможности применения методов подхода с учетом специфики объекта оценки в случае её наличия.
1.2. В отчете об оценке отражаются способ согласования, а также обоснования сделанных оценщиком при согласовании результатов суждений и допущений, в том числе обоснование выбора использованных весов, присвоенных результатам, полученным в рамках различных подходов.
1.3. При наличии существенного расхождения результатов расчетов, выполненных различными подходами, в отчете об оценке отражаются обоснования такого расхождения и анализ причин его возникновения.
(Попова, Аратский, Скрипичников, Гаврилин, Грищенко, Лялин, Федотов, Булычева, Нейман, Семенова, Табакова, Федотова)
2.1. В отчете об оценке представляется информация о финансово-экономическом состоянии, производственной и финансовой деятельности общества (предприятия), существенная с точки зрения определения стоимости объекта оценки в объеме, достаточном для однозначного толкования содержания отчета и понимания сущности объекта оценки. Состав и последовательность представляемой в отчете об оценке информации должны позволять полностью воспроизвести расчет стоимости и привести пользователя к аналогичному результату.
2.2. Отчет об оценке содержит:
2.3. При прогнозировании денежного потока в отчете об оценке приводится анализ вариантов оптимизации потоков доходов/расходов от деятельности организации, путей снижения себестоимости и т.д. При этом с учетом рассматриваемой цели оценки не требуется проведение анализа возможности юридически допустимого изменения основной (профильной) деятельности и построение соответствующего прогноза финансовых результатов.
2.4. В отчете об оценке приводится анализ достоверности прогнозных показателей в случае их определения на основе бизнес-планов, планов развития и иной аналогичной информации, а также анализ соответствия прогнозов цели оценки.
(Попова, Аратский, Гречухин, Скрипичников, Федотов, Гаврилин, Грищенко, Лялин, Булычева, Нейман, Петровская, Семенова, Табакова)
3.1. Вне зависимости от полноты пакета предоставляемых документов, подтверждающих право на земельный участок, в отчете об оценке обосновывается стоимость указанного права при оценке расположенного на земельном участке недвижимого имущества, находящегося в хозяйственном ведении/оперативном управлении ФГУП/ФГУ.
При этом обосновываются величины характеристик земельного участка, необходимые для оценки стоимости права. В случае если такие характеристики не указаны в предоставленных документах, они могут быть определены на основании законодательства о землеустройстве и градостроительного законодательства.
(Попова, Аратский, Скрипичников, Гаврилин, Грищенко, Лялин, Федотов, Булычева, Федотова, Табакова, Нейман)
4.1. В случае если в отчете об оценке приводятся в качестве информации, существенной для определения стоимости объекта оценки, характеристики (корректировки, скидки), значение которых определяется с использованием экспертного суждения оценщика или привлеченного специалиста (эксперта), в отчете об оценке описываются условия, при которых указанные характеристики могут достигать заданных значений.
В отчете об оценке также приводятся обоснование необходимости вносимых оценщиком корректировок, их величина и способы согласования, а также все суждения и допущения, сделанные при определении необходимости вносимых корректировок и их величин, с их детальным обоснованием.
4.2. С учетом рассматриваемых целей оценки приватизации государственного и муниципального имущества применение скидки на низкую ликвидность при определении рыночной стоимости 100% пакетов акций обществ, находящихся в государственной и муниципальной собственности, нецелесообразно.
5.1. В отчете об оценке приводятся необходимые прогнозы деятельности, в том числе информация о текущем состоянии и тенденциях социально-экономического развития страны, региона, в котором организация осуществляет свою деятельность и отрасли (вида экономической деятельности), влияющая на стоимость оцениваемого бизнеса.
5.2. Анализ показателей финансово-хозяйственной деятельности сопоставимых обществ (предприятий) приводится в отчете об оценке в случаях, когда проведение соответствующего анализа предусмотрено методологией оценки в рамках сравнительного подхода.
6.1. В отчете об оценке рыночной стоимости акций/долей участия в рамках затратного подхода приводится расшифровка статей баланса, оказывающих существенное влияние на стоимость оцениваемого общества (предприятия).
6.2. В отчете об оценке рыночной стоимости объектов недвижимости, в том числе при их самостоятельной оценке в качестве активов организации (предприятия), оказывающих существенное влияние на рыночную стоимость пакета акций/доли участия, в рамках затратного подхода приводится достаточное описание наиболее значимых активов, включающее:
6.3. При оценке имущественного комплекса как действующего бизнеса в отчете об оценке рыночной стоимости в рамках затратного подхода приводятся сведения о специализированных активах, которые могут иметь внешний износ, и избыточных активов, для которых внешний износ отсутствует.
2. Отметить позицию представителей Росимущества:
3. С учетом состоявшегося обсуждения поручить Росимуществу и РФФИ:
4. Предложить саморегулируемым организациям оценщиков (по списку участников совещания) в месячный срок представить в Минэкономразвития России заключения по вопросу методологии определения наиболее эффективного использования недвижимости, имея в ввиду учет установленного правового режима недвижимости.
5. С учетом состоявшегося обсуждения:
Статс-секретарь – заместитель Министра экономического развития и торговли Российской Федерации | А.В. Попова |
Заместитель Руководителя Федерального агентства по управлению федеральным имуществом | Д.Б. Аратский |
Заместитель Председателя Российского Фонда федерального имущества | Э.Л. Адашкин |