В Государственной Думе 18 марта состоялся Круглый стол на тему "Проблемы правового регулирования и правоприменительная практика реализации имущественных отношений в соответствии с полномочиями органов местного самоуправления". Участники обсудили проблемы управления муниципальным имуществом в ходе реализации административной реформы.
Член Генерального совета "Единой России", председатель комитета Госдумы по собственности Виктор Плескачевский:
- Политика государства в отношении муниципальной собственности должна соответствовать определенной Президентом РФ стратегической линии, направленной на оптимизацию объема государственного и муниципального имущества. В настоящее время в частности, объем, муниципального имущества явно превышает оптимальный.
По данным Федеральной службы государственной статистики в муниципальной собственности находится 38495 МУП-ов и 210139 муниципальных учреждений. Федеральное имущество, не закрепленное за предприятиями или учреждениями соответственно на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, по данным реестра федерального имущества Росимущества включает в себя 1 091 868 объектов недвижимости, которые находятся в пользовании более чем 4 000 юридических лиц. О количестве объектов, находящихся в муниципальной собственности, статистика сведений не имеет, но, наверное, их не меньше, чем федеральных объектов. Доля муниципальных образований, составляющая более 50%, имеется в уставных капиталах 1430 акционерных обществ, от 25 до 50% - в 521 акционерных обществ, до 25% - в 1227.
Такой большой объем имущества, находящегося в муниципальной собственности, приводит к ряду негативных последствий для развития экономики страны. Искажаются экономические отношения, так как государство стало доминирующим арендодателем, устанавливающим фактически монопольные цены на рынке аренды. Налоговые и межбюджетные отношения оказываются существенно деформированными, так как поступления от аренды государственного и муниципального имущества, в том числе земельных участков, составляют во многих регионах, особенно в крупных городах, до 35-40% налоговых поступлений. Органы местного самоуправления осуществляют много избыточных функций ?C управление таким имуществом, его оценка, страхование, расчет арендной платы, надзор за надлежащим использованием такого имущества.
В целях решения задачи по оптимизации объема публичного имущества необходимо провести категоризацию имущества, находящегося в настоящее время в муниципальной собственности:
Представляется целесообразным осуществлять работу по снижению объема муниципального имущества по следующим основным направлениям: продажа в возможно короткие сроки земельных участков под находящимися в частной собственности объектами недвижимого имущества, что позволит:
Представляется целесообразным ввести в качестве отдельного способа приватизации непосредственное преобразование государственного (муниципального) унитарного предприятия - со стоимостью основных фондов ниже определенного федеральным законом предела - в общество с ограниченной ответственностью.
В то же время комитет по собственности полагает, что работа по перепрофилированию и приватизации объектов муниципального имущества, в том числе выкуп земельных участков, находящихся под приватизированными объектами недвижимости, является столь масштабной, что выполнить ее до 2009 года представляется нереальным. В этой связи целесообразно продлить указанный срок минимум на 2 года.
В отношении приватизации муниципального имущества, арендованного субъектами малого и среднего бизнеса, комитет настаивает на своей позиции о необходимости принятия специального федерального закона, предоставляющего право органам местного самоуправления принимать решение о введении на территории соответствующего муниципального образования особого порядка выкупа указанного недвижимого имущества путем его прямой продажи арендаторам по рыночной стоимости.
Соответствующий законопроект № 193202-4 "Об участии субъектов малого предпринимательства в приватизации арендованного государственного и муниципального имущества" принят Государственной Думой в первом чтении, сейчас находится в стадии подготовки ко второму чтению, причем его доработка ведется именно в русле вышеизложенного тезиса ?C предоставить органам местного самоуправления право самостоятельно решать вопрос о применении упомянутого способа приватизации арендованного муниципального имущества. Представляется, что комплексная реализация вышеизложенных мер позволит решить задачу существенного повышения эффективности управления муниципальным имуществом и конкурентоспособности экономики Российской Федерации.