Саморегулируемая межрегиональная ассоциация оценщиков
Создавая лучшее, объединяем вместе!
Электронная
приемная
Вход в личный кабинет оценщика
Карта сайта
Кадастровая
карта

Причина банкротства предприятий – в их неэффективном управлении

01.01.1970

В Республике Тыва на 1 мая 2008 года в различных процедурах банкротства находилось 65 юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, из них 41 - в процедуре конкурсного производства, с завершением которой лицо исключается из единого государственного реестра, юридические лица ликвидируются.

Решение о признании должника банкротом и об открытии в отношении должника конкурсного производства принимается арбитражным судом, если по итогам процедуры наблюдения в результате проведенного арбитражным управляющим анализа финансового состояния должника сделан вывод о невозможности восстановления платежеспособности должника и первое собрание кредиторов приняло решение об обращении в арбитражный суд с соответствующим ходатайством.

Суть процедуры конкурсного производства в том, чтобы в соответствии с Законом о банкротстве из имеющегося имущества должника сформировать конкурсную массу, осуществить независимую оценку рыночной стоимости имущества и провести открытые торги по продаже данного имущества. Поступившие от продажи денежные средства направляются на соразмерное удовлетворение требований кредиторов должника, в порядке очередности, установленной ст. 134 Закона о банкротстве.

В чем же все–таки причина того, что в республике предприятия признаются судом банкротами? Причин может быть множество, но зачастую неумелое руководство предприятиями, безразличное отношение руководителей и собственников имущества к предприятиям, их неправомерные действия в отношении имущества становятся причинами банкротства многих предприятий республики. Справедливости ради надо сказать, что работники предприятий – должников переживают за свои предприятия больше, нежели руководители или собственники имущества предприятий - должников.

Основная же причина в неуплате должниками налогов, сборов, пени и штрафов. Обязанность каждого по уплате законно установленных налогов и сборов закреплена ст. 57 Конституции Российской Федерации. Статья 45 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) также устанавливает обязанность налогоплательщика самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налогоплательщику требования об уплате налога, принятия решений о взыскании задолженности за счет денежных средств и иного имущества должника в соответствии со ст.ст.46; 47; 69; 70 НК РФ.

У налоговых органов право на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом возникает, если требования по основному долгу (налогам) к юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю составляют не менее 100 тыс. рублей и соответствующие обязательства или обязанность не исполнены в течение 3-х месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены, и сумма его обязательств превышает стоимость принадлежащего ему имущества.

Трудности финансово-экономического плана в любой организации возникают не в один момент, а носят, как правило, длительный характер. Возбуждение дела о банкротстве, не может быть неожиданной для предприятия, имеющего значительные долги перед государством. Последствия введения процедуры банкротства для любого предприятия отрицательно сказываются на его репутации, создают трудности в хозяйственной деятельности, негативно отражаются на психологическом климате в коллективе.

Как показывает практика, чаще всего именно государство обращается в арбитражный суд с заявлениями о признании должников банкротами. Так, из общего количества организаций, находящихся в различных процедурах банкротства, 75% составляют организации, в отношении которых процедура банкротства инициирована налоговыми органами, 16% - должниками, 9% - иными кредиторами. Данное обстоятельство свидетельствует о том, что в структуре кредиторской задолженности большая часть приходится на обязательные платежи в бюджет и государственные внебюджетные фонды. В результате уполномоченный орган нередко является единственным кредитором в деле о банкротстве или имеет подавляющее большинство голосов по сравнению с иными кредиторами.

При анализе финансового состояния неплатежеспособных организаций выясняется, что доля задолженности в бюджет и государственные внебюджетные фонды доходит до 70-80 % всей краткосрочной задолженности. То есть, жизнедеятельность предприятия, и обеспечение его оборотными средствами осуществляется в основном за счет неуплаты налогов.

Из 65 предприятий, в отношении которых на 1 мая 2008 года возбуждены дела о банкротстве, более 50% составляют государственные и муниципальные предприятия, предприятия жилищно-коммунальной сферы.

Статья 9 Закона о банкротстве возлагает на руководителя должника обязанность по обращению в арбитражный суд с заявлением должника о признании его банкротом не позднее чем через месяц с даты возникновения обстоятельств, указанных в данной статье.
Согласно ст. 10 Закона о банкротстве, в случае банкротства должника по вине учредителей (участников) должника, собственника имущества должника - унитарного предприятия или иных лиц, в том числе по вине руководителя должника, которые имеют право давать обязательные для должника указания или имеют возможность иным образом определять его действия, на учредителей (участников) должника или иных лиц в случае недостаточности имущества должника может быть возложена субсидиарная ответственность по его обязательствам. Кроме того, руководитель должника - физическое лицо, члены органов управления должника - физические лица могут быть привлечены к уголовной или административной ответственности.

Вместо того, чтобы исполнить обязанность, возложенную ст. 9 Закона о банкротстве, многие руководители и собственники имущества должника - унитарного предприятия начинают неправомерно изымать у должника имущество и уводить активы с дальнейшей их передачей иным лицам. Подобные факты должны стать предметом пристального внимания со стороны правоохранительных органов.
Кроме дел о банкротстве юридических лиц, возбуждаются также дела и в отношении индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица. На 1 мая 2008 г. в республике по инициативе налогового органа арбитражным судом возбуждены дела в отношении 6 индивидуальных предпринимателей.

По решениям арбитражного суда трое из них признаны банкротами и в отношении них открыты процедуры конкурсного производства. В соответствии со ст.126 Закона о банкротстве, с момента принятия арбитражным судом решения о признании индивидуального предпринимателя банкротом и об открытии конкурсного производства утрачивает силу государственная регистрация гражданина в качестве индивидуального предпринимателя, а также аннулируются выданные ему лицензии на осуществление отдельных видов предпринимательской деятельности. Индивидуальный предприниматель, признанный банкротом, не может быть зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя в течение года с момента признания его банкротом.

В свете сказанного необоснованные, а потому несправедливые обвинения должностных лиц многих предприятий, отдельных членов общества в адрес налоговых органов в злонамеренном банкротстве некогда процветавших предприятий, теряют всякий смысл.
Для Республики каждое эффективно действующее предприятие, каждый эффективно действующий индивидуальный предприниматель является необходимым и важным звеном в системе экономических отношений, поэтому государство заинтересовано в сохранении данными субъектами своей деятельности.

Источник: Audit-it по информации УФНС России по Республике Тыва