Саморегулируемая межрегиональная ассоциация оценщиков
Создавая лучшее, объединяем вместе!
Электронная
приемная
Вход в личный кабинет оценщика
Карта сайта
Кадастровая
карта

ОАО РЖД рассчитается натурой

16.05.2019

Как выяснил “Ъ”, ОАО РЖД может выплатить государству по итогам 2018 года около 20 млрд руб. дивидендов на обыкновенные акции имуществом. Частные компании нередко применяют такую практику, отмечают юристы, но ее осмысленность для государства вызывает у них вопросы. По данным “Ъ”, в случае ОАО РЖД речь идет о передаче объектов, которые используют прокуратура и полиция, ряда активов в Сочи, а также пассажирских вагонов на 12 млрд руб., которые могут быть переброшены в Крым.

ОАО РЖД собирается реализовать данное ему в прошлом году правительством право платить дивиденды по обыкновенным акциям имуществом, а не деньгами, рассказали источники “Ъ”. Совет директоров компании обсудит вопрос до конца мая. По привилегированным акциям будут денежные дивиденды, уточнил один из собеседников “Ъ”.

Два источника “Ъ”, знакомых с ситуацией, уточнили, что по обыкновенным акциям речь идет об эквиваленте примерно 20 млрд руб., из которых 1 млрд руб. стоят объекты грузового двора «Сочинский» станции Веселое и главного распределительного центра Олимпийских игр в Сочи, около 7 млрд руб.— здания, занимаемые полицией и прокуратурой, а еще 12 млрд руб.— подвижной состав. Один из собеседников “Ъ” уточняет, что речь идет о вагонах, а не локомотивах, другой добавляет, что это пассажирские вагоны.

 

Новый или почти новый пассажирский вагон дальнего следования стоит около 40 млн руб., что дает партию в объеме примерно 300 единиц, подсчитал глава «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров. Маловероятно, что государство будет изымать вагоны в высокой степени износа, хотя продление пассажирских вагонов, в отличие от грузовых, не запрещено, на практике их модернизация обходится слишком дорого и дает слишком краткосрочный эффект, полагает аналитик. Для ОАО РЖД передача вагонов проблем не создаст: дочерняя монополии Федеральная пассажирская компания (отвечает в ОАО РЖД за пассажирское движение) заключила контракт с Тверским вагоностроительным заводом «Трансмашхолдинга» на 237 млрд руб., который позволит обновить парк.

В ОАО РЖД отказались от комментариев. В Минтрансе сообщили, что свою позицию по этому вопросу направили в Росимущество, не пояснив, какова она. В Минфине и Минэкономики не ответили на запрос “Ъ”. В аппарате профильного вице-премьера Максима Акимова “Ъ” коротко пояснили, что выплату дивидендов имуществом поддерживают, не вдаваясь в детали.

Возможность выплачивать дивиденды имуществом ОАО РЖД получило в 2018 году. В марте Минтранс разработал проект соответствующего акта: в пояснительной записке говорилось, что это «позволит сбалансировать интересы как акционера, так и компании, обеспечив оптимальную процедуру передачи имущества акционеру (в федеральную собственность) с последующим использованием для государственных нужд». В октябре правительство постановило внести в устав ОАО РЖД изменения, позволяющие монополии выплачивать дивиденды по обыкновенным акциям имуществом, если такое решение примет общее собрание акционеров. Поскольку монополия на 100% контролируется государством, решение собрания оформляется распоряжением правительства.

 

В других крупных госкомпаниях оперативных комментариев не дали. Источник в одной из них указывает, что ОАО РЖД на 100% принадлежит государству и «подходы, пригодные для него, неуместны при наличии миноритариев».

В уставе некоторых монополий, в том числе «Газпрома», конкретизируется, что компания выплачивает дивиденды только денежными средствами.

Само ОАО РЖД давно просит разрешить ему не выплачивать дивиденды по обыкновенным акциям, а использовать этот доход для финансирования развития инфраструктуры. В комплексном плане модернизации инфраструктуры такая возможность предусмотрена, закреплена она и в долгосрочной программе развития ОАО РЖД до 2025 года.

«Российским законодательством выплата дивидендов имуществом предусмотрена, ничего экстраординарного в этом нет с точки зрения взаимоотношений акционерного общества и его акционеров,— говорит партнер НАФКО Павел Иккерт.— Чтобы такие сделки не использовались для вывода активов, законодательно закреплено, например, условие превышения величины чистых активов или чистого дохода общества над размером уставного капитала после выплаты дивидендов. И конечно, такая возможность должна быть предусмотрена уставом».

 

При этом практика выплаты дивидендов имуществом в основном применяется в частном секторе, где акционеры непосредственно вовлечены в управление бизнесом, добавляет юрист. В госсекторе это происходит значительно реже просто потому, что активы, которые могут быть переданы государству, для него являются непрофильными, их необходимо реализовывать для получения дохода, а это, как правило, требует дополнительных затрат и повышает административную нагрузку. «С учетом того, что решение о выплате дивидендов имуществом может быть принято только общим собранием, то есть невозможно без ведома акционера-государства, очевидно, что в случае с ОАО РЖД это решение является согласованным. А вот причины его принятия могут быть различными»,— отмечает господин Иккерт.

Три источника “Ъ”, знакомые с обсуждением дивидендной политики ОАО РЖД, утверждают, что государству нужны вагоны, в частности, для обеспечения обновления парка «Крымских железных дорог», в состав ОАО РЖД не входящих, а подконтрольных напрямую государству.

Источник: Коммерсантъ