Саморегулируемая межрегиональная ассоциация оценщиков
Создавая лучшее, объединяем вместе!
Электронная
приемная
Вход в личный кабинет оценщика
Карта сайта
Кадастровая
карта

Вопросы судебной практики: признание отчета независимого оценщика не соответствующим закону

25.07.2013

Вопросы судебной практики: признание отчета независимого оценщика не соответствующим закону

 

Основные применимые нормы:
- абз. 2 п. 4 ст. 84.2 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (далее - Закон об акционерных обществах).
 
Абзацем 2 п. 4 ст. 84.2 Закона об акционерных обществах установлено, что в случае, если ценные бумаги не обращаются на торгах организаторов торговли на рынке ценных бумаг или обращаются на таких торгах менее чем шесть месяцев, цена приобретаемых ценных бумаг не может быть ниже их рыночной стоимости, определенной независимым оценщиком. При этом оценивается рыночная стоимость одной соответствующей акции (иной ценной бумаги).
Вместе с тем на практике встречаются случаи, когда при определении рыночной стоимости одной акции независимые оценщики учитывают размер пакета акций, в котором находится оцениваемая акция, или снижают рыночную стоимость одной акции по сравнению со стоимостью одной акции, определенной путем деления стоимости акций в 100% пакете на количество акций общества. Вследствие чего возникает вопрос о соответствии такой оценки и отчета оценщика действующему законодательству.
 
1. Вывод из судебной практики: Отчет независимого оценщика признается содержащим не тот объект оценки и не подлежащим применению, если цена акции рассчитана исходя из ее стоимости в 100-процентном пакете с применением скидки на отсутствие контроля.
 
Судебная практика:
Постановление ФАС Московского округа от 16.11.2009 N КА-А40/12100-09 по делу N А40-85964/08-119-438
"...Судами установлено, что компания представила в административный орган обязательное предложение о приобретении ценных бумаг ОАО "Московский нефтеперерабатывающий завод" в связи с приобретением более 30% акций открытых акционерных обществ в порядке ст. ст. 84.2, 84.9 Закона
В составе обязательного предложения Компанией был представлен отчет N 205/08 ЗАО "Международный Бизнес Центр: консультации, инвестиции, оценка" по оценке рыночной стоимости одной акции (иной ценной бумаги) ОАО "Московский нефтеперерабатывающий завод".
 
Поскольку административный орган пришел к выводу, что отчет N 208/08 "Об оценке рыночной стоимости одной обыкновенной и одной привилегированной акции МНПЗ" не соответствует абзацу второму пункта 4 статьи 84.2 Закона, поскольку отчет независимого оценщика, содержал оценку не того объекта оценки, который установлен Законом, было принято оспариваемое в настоящем деле предписания административного органа, которым компании было предложено представить в административный орган обязательное предложение о приобретении ценных бумаг, соответствующих требованиям Закона.
 
Суды, оценив Отчет, пришли к выводу, что из отчета оценщика следует, что стоимость акций в 100% (контролируемом) пакете акций ОАО "Московский нефтеперерабатывающий завод", для определения рыночной стоимости объекта оценки в рамках доходного подхода должна быть применена скидка на миноритарный характер оцениваемой акции по отношению к ее долевой стоимости в 100% (контролируемом) пакете акций.
 
Судом установлено, что оценщиком применена методика, по которой рассчитана рыночная стоимость 100% контрольного пакета акций ОАО "Московский нефтеперерабатывающий завод" и определена пропорциональная стоимость одной обыкновенной акции в 100% пакете акций, в связи с чем для последующего согласования результатов оценки по сравнительному и доходному подходам и выводу итоговой величины рыночной стоимости одной обыкновенной акции, пропорциональная стоимость одной обыкновенной акции в доходном подходе была скорректирована (уменьшена) на содержащуюся в ней премию за контроль. Математически это сводится к применению соответствующей скидки за недостаток контроля.
 
При таких обстоятельствах, суды пришли к правильному выводу о том, что в представленном в административный орган в составе обязательного предложения отчете N 205/08 объектом оценки являлась не одна акция общества, а выкупаемые акции открытого общества в составе миноритарного пакета, оцененные с применением скидок на отсутствие контроля.
В связи с этим, суд правильно согласился с доводами ФСФР о том, что предоставленный в ФСФР отчет независимого оценщика содержал оценку не того объекта оценки, который установлен законом, а объекта оценки, который был сформулирован оценщиком самостоятельно..."
 
2. Вывод из судебной практики: Отчет независимого оценщика признается не соответствующим требованиям закона, если при определении рыночной стоимости одной акции она была уменьшена до целого числа, кратного ста.
 
Судебная практика:
Постановление ФАС Московского округа от 04.05.2012 по делу N А40-81355/11-21-698
"...Арбитражные суды установили, что Компанией Карбографит Холдингз Лимитед в РО ФСФР России в ЦФО направлено обязательное предложение от 30 мая 2011 года о приобретении ценных бумаг ОАО "Углеродпром".
Рассмотрев данное предложение, РО ФСФР России в ЦФО выдало заявителю предписание от 10 июня 2011 года N 831/ОП, в котором указало на то, что Отчет об оценке рыночной стоимости одной обыкновенной именной бездокументарной акции ОАО "Углеродпром" N 6649007339-2011-90(6530), представленный одновременно с обязательным предложением, не соответствует требованиям главы XI.1 Федерального закона от 26 декабря 1995 года N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (далее - Закон).
 
Компании Карбографит Холдингз Лимитед предписано в срок до 25 июля 2011 года включительно привести обязательное предложение о приобретении ценных бумаг ОАО "Углеродпром" в соответствие с требованиями статьи 84.2 Закона и Положения о требованиях к порядку совершения отдельных действий в связи с приобретением более 30 процентов акций открытых акционерных обществ, утвержденного Приказом ФСФР России от 13 июля 2006 года N 06-76/пз-н (далее - Положение), и в срок до 25 июля 2011 года включительно представить в РО ФСФР России в ЦФО отчет об исполнении предписания.
 
Суды правильно установили, что согласно представленному заявителем отчету независимого оценщика N 6639007339-2011-90 (6530) ООО "Областной центр экспертиз" об оценке рыночной стоимости одной обыкновенной именной бездокументарной акции ОАО "Углеродпром" итоговое значение рыночной стоимости 100% -го участия в уставном капитале ОАО "Углеродпром" на дату оценки - 31 декабря 2010 года составило 20754000 рублей. Итоговое значение рыночной стоимости одной обыкновенной именной бездокументарной акции ОАО "Углеродпром" на дату оценки - 31 декабря 2010 года составило 7600 рублей.
 
Вместе с тем, при определении стоимости одной акции ОАО "Углеродпром" путем деления стоимости акций в 100% пакете на количество акций ОАО "Углеродпром" стоимость одной акции равна 7624,54 рублей, следовательно, рыночная стоимость одной обыкновенной акции ОАО "Углеродпром" была уменьшена до целого числа, кратного ста.
 
Установив данные обстоятельства, суды обоснованно пришли к выводу о том, что такое уменьшение стоимости обыкновенной акции ОАО "Углеродпром" не отвечает интересам акционеров, которым адресовано обязательное предложение, и является нарушением требований пункта 2 статьи 84.2 Закона, пункта 2.4 Положения, поскольку заявителем не представлен в уполномоченный орган отчет независимого оценщика об оценке выкупаемых ценных бумаг, соответствующий требованиям законодательства.
 
В связи с этим оспариваемое предписание о приведении обязательного предложения о приобретении ценных бумаг ОАО "Углеродпром" в соответствие с требованиями законодательства Российской Федерации вынесено ответчиком законно, в пределах своих полномочий..."
 
Источник: КонсультантПлюс