Саморегулируемая межрегиональная ассоциация оценщиков
Создавая лучшее, объединяем вместе!
Электронная
приемная
Вход в личный кабинет оценщика
Карта сайта
Кадастровая
карта

Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 21.02.2008 по делу №Ф04-563/2008(942-А45-23)

08.06.2009
 
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА
 
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 февраля 2008 г. N Ф04-563/2008(942-А45-23)
 
(извлечение)
 
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа, рассмотрев в судебном заседании кассационные жалобы Государственно-правового департамента администрации Новосибирской области и Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Новосибирской области на решение от 29.03.2007 и постановление апелляционной инстанции от 23.10.2007 Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-18911/06-07-3/6 по заявлению открытого акционерного общества "Электроагрегат" к Управлению Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Новосибирской области и Государственно-правовому департаменту администрации Новосибирской области,
 
установил:
 
открытое акционерное общество "Электроагрегат" (далее - ОАО "Электроагрегат") обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением к Управлению Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Новосибирской области (далее - Управление) и Государственно-правовому департаменту администрации Новосибирской области (далее - Департамент) о признании недостоверными результатов государственной кадастровой оценки земельных участков с кадастровым номером 54:35:014085:0027, общей площадью 193944 кв.м., расположенного по адресу: г. Новосибирск, ул. Планетная, д.30, с долей в праве общей долевой собственности 193944/198073, кадастровой стоимостью 823 135 185 руб., признании частично недействительным постановления администрации Новосибирской области от 27.07.2005 N 56 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель поселений на территории Новосибирской области", а также об изменении кадастровой стоимости спорного земельного участка на его рыночную стоимость в сумме 489 000 000 руб. и включении ее в земельный кадастр.
Решением суда первой инстанции от 29.03.2007 заявление ОАО "Электроагрегат" удовлетворено в полном объеме.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 23.10.2007 судебный акт первой инстанции отменен в части признания кадастровой стоимостью земельных участков 100 % рыночной стоимости и возложения на Управление обязанности включить в земельный кадастр сведения о кадастровой стоимости земельных участков, равной 100 % их рыночной стоимости. В этой части принято новое решение об отказе в удовлетворении заявления ОАО "Электроагрегат". В остальной части решение суда первой инстанции от 29.03.2007 оставлено без изменения.
В кассационных жалобах Управление и Департамент просят частично отменить судебные акты и принять новое решение об отказе в удовлетворении требований ОАО "Электроагрегат" о признании недостоверными результатов государственной кадастровой оценки земель в отношении земельного участка в части доли с кадастровым номером 54:35:014085:0027, и на основании пункта 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации прекратить производство по делу о признании недействующим постановления администрации Новосибирской области от 27.07.2005 N 56 в части утверждения результатов государственной оценки земель в отношении земельного участка в части доли с кадастровым номером 54:35:014085:0027.
В отзывах на кассационные жалобы ОАО "Электроагрегат" отклонило изложенные в них доводы.
Руководствуясь статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции изучил материалы дела, проверил правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, проанализировал доводы сторон и считает, что кассационные жалобы не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, ОАО "Электроагрегат" осуществляет свою деятельность на земельном участке площадью 193 944 кв. м, расположенном по адресу: г. Новосибирск, ул. Планетная, д.30, с кадастровым номером 54:35:014085:0027 и является плательщиком земельного налога в соответствии с главой 31 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 390 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков.
Пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что кадастровая стоимость земельных участков определяется по результатам кадастровой оценки земель.
Результаты государственной кадастровой оценки земель поселений на территории Новосибирской области утверждены постановлением администрации Новосибирской области от 27.07.2005 N 56 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель области", в соответствии с которым определена и утверждена кадастровая стоимость земельного участка заявителя в сумме 823 135 185 руб.
Полагая, что указанное постановление в части утверждения кадастровой оценки земельных участков, не соответствует действующему законодательству, ОАО "Электроагрегат" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя требования заявителя о признании недостоверными результатов государственной кадастровой оценки земельного участка, находящихся в собственности ОАО "Электроагрегат", и признании недействительным постановления администрации Новосибирской области от 27.07.2005 N 56 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель поселений на территории Новосибирской области" в части утверждения результатов государственной оценки земель в отношении земельного участка с кадастровым номером 54:35:014085:0027, суды обеих инстанций сделали правильный вывод, что при проведении оценки земельных участков не была собрана достаточная и достоверная информация о земельных участках, необходимая для проведения государственной кадастровой оценки земель.
Исследовав материалы дела, суды первой и апелляционной инстанций установили, что ОАО "Электроагрегат" произведена оценка рыночной стоимости спорного земельного участка, которая составила 489 000 000 руб.
При проведении государственной кадастровой оценки спорных земельных участков Управлением использовалась информация о сделках с жилой застройкой - квартирами.
Вместе с тем, в период 2000 - 2005 годы в г. Новосибирске заключались договоры купли-продажи земельных участков, на которых расположены объекты недвижимого имущества, договоры аренды земельных участков, предоставленных для эксплуатации объектов производственного назначения, осуществлялась продажа земельных участков под приватизированными предприятиями и цена сделок на рынке земельных участков за указанный период в разы отличается от государственной кадастровой стоимости земельных участков, определенной и утвержденной оспариваемым постановлением.
В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
Проанализировав в совокупности положения Постановления Правительства Российской Федерации от 25.08.1999 N 945 "О государственной кадастровой оценке земель", статьи 7 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", пункта 5 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316, с учетом пунктов 1.2 и 1.5 Методики проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденной Приказом Федеральной службы земельного кадастра Российской Федерации от 17.10.2002 N П/337, суд установил, что государственная кадастровая оценка земель основывается на статистическом анализе рыночных цен. Следовательно, обе судебные инстанции обоснованно отклонили довод Управления о том, что результатом работ по государственной кадастровой оценке земель поселений являются только удельные показатели кадастровой стоимости.
При этом арбитражные суды обеих инстанций обоснованно отклонили довод Управления о невозможности применения пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, в связи с отсутствием нормативно-правового акта, устанавливающего процент от рыночной стоимости, поскольку пункт 3 указанной нормы права не отменен, отсылочным не является, имеет прямое действие на территории Российской Федерации.
Кассационная инстанция соглашается с выводом судебных инстанций о неправомерном использовании Управлением информации о сделках с квартирами, при оценке земельных участков.
Приказом Федеральной службы земельного кадастра Российской Федерации от 17.10.2002 N п/337 в целях реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 25.08.1999 N 945 "О государственной кадастровой оценке земель" утверждена Методика государственной кадастровой оценки земель поселений, в которой установлена необходимость использования при расчетах кадастровой стоимости земельных участков поселений различных данных о сделках с земельными участками, а также учитывать площадь земельного участка, вид территориальной зоны, вид функционального использования земельного участка и факторы местоположения и окружающей среды.
В соответствии с частью 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующий орган или должностное лицо.
Поскольку Управлением не представлены доказательства, подтверждающие, что при проведении государственной кадастровой оценки земельных участков использовались указанные выше данные, установленные Методикой государственной кадастровой оценки земель поселений, арбитражный суд обоснованно пришел к выводу об отсутствии достаточной и достоверной информации о земельных участках, необходимой для проведения государственной кадастровой оценки земель.
Кассационная инстанция считает, что судом первой и апелляционной инстанций при разрешении спора правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, полно, всесторонне и объективно исследованы представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи с учетом доводов и возражений, приводимых сторонами. Судами обеих инстанций сделан правильный вывод об удовлетворении требования заявителя в части признания недостоверными результатов государственной кадастровой оценки земельного участка, находящегося в собственности ОАО "Электроагрегат", и признании недействительным постановления администрации Новосибирской области от 27.07.2005 N 56 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель поселений на территории Новосибирской области" в части утверждения результатов государственной кадастровой оценки земель в отношении спорного земельного участка с кадастровым номером 54:35:014085:0027.
Из совокупности положений Постановления Правительства Российской Федерации от 25.08.1999 N 945 "О государственной кадастровой оценке земель", статьи 7 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", пункта 5 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316. с учетом пункта 1.2 и подпункта "б" пункта 1.5 Методики проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденной приказом Федеральной службы земельного кадастра Российской Федерации от 17.10.2002 N П/337 следует, что государственная кадастровая оценка земель основывается на статистическом анализе рыночных цен. Кадастровая оценка земельных участков осуществляет на основании специального правового регулирования, и только в случае отсутствия специальных норм, применяются положения общего характера, установленные в законодательстве об оценочной деятельности.
С учетом изложенного, кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения кассационных жалоб Департамента и Управления, а также отмены судебных актов в обжалуемой части.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
 
постановил:
 
постановление апелляционной инстанции от 23.10.2007 Арбитражного суда Новосибирской области по делу А45-18911/06-07-3/6 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.