Саморегулируемая межрегиональная ассоциация оценщиков
Создавая лучшее, объединяем вместе!
Электронная
приемная
Вход в личный кабинет оценщика
Карта сайта
Кадастровая
карта

При разработке положений о земельном налоге предусматривалось справедливое его взимание в зависимости от кадастровой стоимости земельного участка

25.01.2010

Министерством финансов Российской Федерации в письме от 12 января 2010 года N 03-05-04-02/03 даны разъяснения о возможности внесения изменений в ст. 394 Налогового кодекса Российской Федерации в части увеличения налоговой ставки по земельному налогу в отношении земельных участков, используемых промышленными объектами.
 
В частности,  ситуация следующая: в городском округе ставка арендной платы за использование земельных участков превышает ставку земельного налога в 1,5 - 2 раза. В связи с активным выкупом арендованных земельных участков доходы бюджета городского округа сокращаются. Возможно ли внести следующие изменения в ст. 394 Налогового кодекса Российской Федерации:  увеличить налоговую ставку по земельному налогу до 5 процентов в отношении земельных участков, используемых промышленными объектами, или наделить органы местного самоуправления правом самостоятельно устанавливать налоговые ставки?
 
В письме сказано: «При разработке гл. 31 «Земельный налог» Кодекса предусматривалось не увеличение налоговой нагрузки на налогоплательщиков, а справедливое взимание земельного налога в зависимости от кадастровой стоимости земельного участка. Принятие предлагаемых изменений повлечет увеличение налоговой нагрузки на налогоплательщиков, что противоречит основным принципам налоговой политики, проводимой Правительством Российской Федерации.

 
При этом обращаем внимание, что вопрос об увеличении предельного размера налоговых ставок по земельному налогу, установленного на федеральном уровне, рассматривался Правительством Российской Федерации в рамках подготовки официального отзыва на проект федерального закона «О внесении изменений в статью 394 части второй Налогового кодекса Российской Федерации», вносимый в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации Волгоградской областной Думой, и по нему был дан отрицательный официальный отзыв от 26.11.2007 N 4999п-П13.

 
В отношении предложения о предоставлении органам местного самоуправления прав самостоятельно устанавливать налоговые ставки следует отметить, что согласно ст. 12 Кодекса представительные органы муниципальных образований при установлении местных налогов определяют налоговые ставки в порядке и пределах, которые предусмотрены Кодексом.

 
Независимо от того, каким является налог - федеральным, региональным или местным, федеральный законодатель обязан при его установлении определить максимальную налоговую ставку (в частности, Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 30.01.2001 N 2-П, Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 10.04.2002 N 104-О). Как следует из указанных решений Конституционного Суда Российской Федерации, применительно к региональным и местным налогам «законно установленными» могут считаться только налоги, которые вводятся в соответствии с общими принципами налогообложения и сборов, определенными федеральным законом; существенные элементы каждого налога, в том числе предельная ставка, должны регулироваться федеральным законом».

 
На основании вышеизложенного, высказанные предложения о внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации не поддерживаются.

 

Источник: Земельный портал Зем.ру