Саморегулируемая межрегиональная ассоциация оценщиков
Создавая лучшее, объединяем вместе!
Электронная
приемная
Вход в личный кабинет оценщика
Карта сайта
Кадастровая
карта

И. Е. Манылов, заместитель Министра экономического развития РФ и В.В. Андропов, заместитель руководителя Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии: о принимаемых мерах по развитию государственного кадастра недвижимости и повышению качества и доступности государственных услуг в сфере кадастрового учета недвижимости

28.01.2010

27 января 2010 года открылось 262-е заседание Совета Федерации и весенняя сессия палаты. С информацией о принимаемых мерах по развитию государственного кадастра недвижимости и повышению качества и доступности государственных услуг в сфере кадастрового учета недвижимости в рамках «Правительственного часа» на заседании Совета Федерации выступили:

 
• И. Е. Манылов, заместитель Министра экономического развития РФ;
• В.В. Андропов, заместитель руководителя Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии.

 
Докладчики рассказали о создании Единой федеральной системы государственной регистрации прав на недвижимость и государственного кадастрового учета недвижимости, приоритетных направлениях и этапности преобразования. Кроме того, были подведены первые итоги проводимых работ и результаты создания такой системы в пилотных регионах.

 

Тезисы выступления заместителя Министра экономического развития Российской Федерации И.Е. Манылова «О мерах, принимаемых Правительством Российской Федерации по созданию единой федеральной системы государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и повышению качества и доступности государственных услуг в данной сфере», «Правительственный час» в Совете Федерации, 27 января 2010 г.

 
Исторически в России сложились три системы, осуществляющие во многом идентичные функции в сфере оформления прав на недвижимость: система технического учета зданий и сооружений, система кадастрового учета земельных участков и система регистрации прав на недвижимое имущество. При чем функции по кадастровому учету и регистрации до недавнего времени осуществлялись раздельно двумя уполномоченными федеральными органами исполнительной власти (Роснедвижимостью и Росрегистрацией), а функции по техническому учету и технической инвентаризации до настоящего времени осуществляют унитарные предприятия (БТИ).

 

По экспертным оценкам ежедневно в указанные органы в совокупности по всей территории страны поступает около 700 тысяч различных заявлений. Каждый гражданин хотя бы один раз сталкивается с необходимостью посещения офисов указанных органов и организаций. Реализация практически любого проекта государственного значения зависит от эффективности работы перечисленных систем: будь-то строительство олимпийских объектов, объектов на территориях особых экономических зон, реализация программ по доступному жилью, оформление прав граждан в рамках «дачной амнистии» и т.д. Кроме того, перечисленные системы являются важнейшими составляющими информационного взаимодействия, как с участием федеральных органов исполнительной власти (в том числе в связи с необходимостью получения сведений о налогооблагаемой базе), так и с участием органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления (в том числе в связи с планированием развития территорий, реализацией управленческих задач).

 

Справочно:
Всего на кадастровый учет поставлено более 47 млн. участков, общей площадью – более 1,3 млрд. га, что составляет 76% от общей площади территории страны. В частности, в кадастр недвижимости внесены сведения о более 9,5 млн. земельных участков категории «земли сельхозназначения» общей площадью более 414,5 млн. га; более 25,7 млн. земельных участков категории «земли поселений» общей площадью более 28 млн. га; более 235,3 тыс. земельных участках категории «земли лесного фонда» общей площадью более 603,2 млн. га. В рамках «дачной амнистии» кадастровый учет прошли более 1,5 млн. земельных участков. Общее количество объектов капитального строительства и их частей, прошедших технический учет, составляло более 70 млн. объектов.

 

Вместе с тем наличие трех разрозненных систем стало серьезным барьером для развития в Российской Федерации рынка недвижимости. Это привело, с одной стороны, к необоснованно сложным и длительным процедурам оформления прав и сделок, а с другой стороны не обеспечивает должных гарантий прав на недвижимость. В этой связи, начиная с 2005 года, Правительство реализует последовательные меры по объединению трех систем с одновременным упрощением административных процедур.

 

В частности, 1 марта 2008 года вступил в силу Закон о кадастре недвижимости, которым предусмотрено поэтапное объединение в государственном кадастре недвижимости к 1 января 2013 года систем земельного кадастра и системы технического учета зданий и сооружений. При этом БТИ останутся на рынке выполнения кадастровых работ в целях описания объектов недвижимости для последующего кадастрового учета.

 

В конце 2008 года принят Указ Президента об объединении системы кадастрового учета недвижимости и системы регистрации прав путем создания единого учетно-регистрационного органа – Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр). С 1 марта 2009 года упразднены Роснедвижимость и Роскартография, их функции по учету и регистрации переданы объединенному органу – Росреестру, сформирован его центральный аппарат, запущен процесс объединения территориальных органов.

 

Объединение двух ведомств, осуществляющих кадастровый учет и регистрацию прав, позволяет значительно упростить для правообладателей процесс оформления недвижимости.

В развитие Указа Правительством 11 июня 2009 года одобрена Концепция создания единой федеральной системы регистрации прав и кадастрового учета недвижимости. В том числе Концепцией предусмотрено законодательное оформление реформирования учетно-регистрационной системы. На первом этапе внесены изменения в Закон о государственном кадастре недвижимости и Закон о государственной регистрации прав (Федеральный закон от 21 декабря 2009 г. № 334-ФЗ, вступает в силу 1 марта 2010 г.), предусматривающие:

 

- возможность направления заявления о регистрации прав и документов, необходимых для регистрации прав, почтовым отправлением;

 

- возможность получения открытых, общедоступных сведений кадастра и реестра прав посредством использования «Интернет»-технологий, а также посредством электронной почты с использованием средств электронной цифровой подписи. При этом предусматривается возможность предоставления сведений кадастра и реестра прав не зависимо от места расположения объекта (принцип «экстерриториального запроса»), а также сокращается максимальный срок предоставления указанных сведений – не более 5 дней;

 

- возможность в ряде случаев одновременного представления заявления о государственной регистрации прав и заявления о государственном кадастровом учете;

 

- отмену требования о представлении кадастрового паспорта объекта недвижимости для целей государственной регистрации прав.

 

На втором этапе к 2012 году планируется разработка Единого закона, регулирующего осуществление кадастрового учета и регистрации прав. В связи с чем потребуется признание утратившими силу действующих Закона о кадастре и Закона о регистрации.

 

Однако само по себе объединение соответствующих органов не решает все проблемы в сфере учета и регистрации недвижимости. Необходимым условием для повышения качества услуг в сфере кадастрового учета и регистрации прав на недвижимость, а также снижения коррупциогенности таких услуг являются:

 

- повышение качества оказания услуг за счет перехода к оказанию услуг в электронном виде;

 

- повышение качества оказания услуг за счет перехода к внебюджетному финансированию системы через механизм автономных учреждений;

 

- развитие конкуренции на рынке кадастровых работ за счет перехода к новой системе регулирования кадастровой деятельности.

 

Нормы, регулирующие оказание государственных услуг в сфере учета и регистрации недвижимости в электронном виде, вступают в силу с 1 марта 2010 года. Росреестром уже завершается разработка необходимых информационных технологий, создан специальный портал государственных услуг. Реализованы пилотные проекты в  Московской, Тульской, Ростовской и Челябинской областях, Республике Татарстан и Чувашской Республике. Наибольшим спросом по нашим прогнозам будут пользоваться услуги по предоставлению сведений кадастра и реестра прав в электронном виде. Мы также рассчитываем, что переход к оказанию услуг в электронном виде значительно сократит очереди в офисах Росреестра.

 

Переход к внебюджетному финансированию учетно-регистрационной системы через механизм  автономных учреждений позволит значительно повысить профессиональный уровень сотрудников учетных органов, создать более комфортные условия приема граждан, и, кроме того, будет способствовать борьбе с проявлениями коррупции. Сегодня в системе Росрееста функционируют 84 бюджетных учреждения. В декабре прошлого года Правительством внесен в Госдуму законопроект, которым предусмотрено изменение правового положения бюджетных учреждений, позволяющее доход таких учреждений, полученный от оказания услуг, не перечислять в бюджет, а направлять на их развитие. В случае принятия этого закона, необходимость сложных преобразований учреждений Росреестра в автономные учреждения отпадет.

 

С 1 марта 2010 года вступают в силу новые правила осуществления кадастровой деятельности. Появляется возможность сдачи экзаменов и получения квалификационных аттестатов кадастровых инженеров. В этой связи необходимо особо подчеркнуть, что по Закону о кадастре аттестация кадастровых инженеров – это задача, которая возложена на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

 

В частности, 25 января 2010 года Министром подписан приказ, подробно регламентирующий порядок создания и работы квалификационных комиссий в субъектах Российской Федерации по приему экзаменов у кадастровых инженеров.

 

Сегодня доступ на рынок кадастровых работ для новых участников закрыт, что приводит к сохранению существующих монополий и высоким ценам. Появление на рынке большого количества кадастровых инженеров – физических  лиц повысит качество услуг и приведет к снижению цен на кадастровые работы.

 

Хотелось бы также отметить, что социально-экономический эффект от создания единой учетно-регистрационной системы заключается, с одной стороны, в снижении издержек граждан и организаций при оформлении прав, а также снижении рисков неправомерной утраты прав на недвижимость; с другой стороны, в возможности быстрого и эффективного решения ряда крупных государственных задач (таких как: строительство олимпийских объектов, объектов АТЭС, объектов инфраструктуры, строительство доступного жилья; реализация национальных проектов; введение налога на недвижимость).

 
Источник: Минэкономразвития России