Саморегулируемая межрегиональная ассоциация оценщиков
Создавая лучшее, объединяем вместе!
Электронная
приемная
Вход в личный кабинет оценщика
Карта сайта
Кадастровая
карта

Интервью с генеральным директором ГУП «ГУИОН» А.Чупраковым

10.08.2010

2 августа 2010 г. городскому управлению инвентаризации и оценки недвижимости Санкт-Петербурга исполнилось 15 лет. Без кадастрового паспорта на объект, которые выдает организация, нельзя стать законным владельцем недвижимости и совершать с ней сделки.

 

Кроме того, ГУИОН ведет реестр всех петербургских построек, разрабатывает по заказу города методики массовой оценки арендных ставок и налоговой базы для самых разных объектов. Несмотря на вполне чиновничьи задачи, эта организация, являясь государственным унитарным предприятием, функционирует на коммерческих принципах и кормит себя сама.

 

Поэтому и в юбилейном интервью с генеральным директором ГУП «ГУИОН» Александром Чупраковым (в прошлом — предпринимателем) речь шла больше не о теории оценки и нюансах технической инвентаризации, а о конкурентоспособности и дополнительных услугах для клиентов.

 

– С лета 2009 года ГУИОН — не единственная структура, которая занимается технической инвентаризацией в Петербурге. Как вам живется в условиях конкуренции? И не грозит ли реформа «двойными» регистрациями?

 

– В России действительно происходит реформа в сфере технической инвентаризации и учета. С 2013 года эти услуги будут оказывать на конкурентном рынке кадастровые инженеры — универсальные специалисты, способные подготовить все технические документы, которые необходимы для регистрации прав и на участки, и на другую разнообразную недвижимость.

 

ГУП «ГУИОН» будет работать в этой сфере наряду с организациями, в штате которых должно числиться не меньше двух кадастровых инженеров. Более того, наш сотрудник — руководитель отдела землеустройства ГУИОН Виктор Куценко — уже возглавил петербургское отделение СРО «Кадастровые инженеры». На прошлой неделе наши специалисты принимали участие в тестовом экзамене, который проводил Росреестр среди будущих кадастровых инженеров во многих регионах России. К слову сказать, мы сдали этот тест на «отлично».

 

Пока же — на время переходного периода — в субъектах РФ сохраняются прежние правила инвентаризации и кадастрового учета. Для Петербурга это особенно важно, поскольку у нас эта система давно отлажена. Поэтому, когда в июле 2009-го Росреестр аккредитовал ФГУП Ростехинвентаризация для работы на территории нашего города, он был заинтересован в том, чтобы у нас сложилось нормальное взаимодействие.

 

В начале этого года мы подписали с коллегами соглашение о сотрудничестве и безвозмездном информационном обмене. Поскольку пока именно ГУИОН является держателем архива и постоянно актуализирует сведения о технических характеристиках городской недвижимости, мы договорились с Ростехинвентаризацией о том, что ее сотрудники получают у нас необходимые материалы, а потом передают нам результаты текущей и первичной инвентаризации.

 

Это позволяет сохранить единую базу данных и не допустить тех самых «двойных» регистраций, которые есть в других субъектах РФ, когда права на один и тот же объект могут оформляться по несколько раз — достаточно по-разному описать его технические характеристики. Кстати, нашу схему взаимодействия положительно оценили на федеральном уровне и решили тиражировать в других регионах.

 

– В выигрыше или в проигрыше участники рынка от того, что инвентаризаторы раздвоились?

 

– У Ростехинвентаризации есть сложившийся круг клиентов. Это прежде всего федеральные предприятия, у которых филиалы разбросаны по стране. Наши коллеги — единственная организация, аккредитованная на территории всего государства. Поэтому у них есть все шансы на такие контракты. Параллельно Ростехинвентаризация начала работать и с петербургскими застройщиками. Но пока, насколько мне известно, девелоперских компаний, которые подписали с ней договоры, немного.

 

Мы, в свою очередь, заключили соглашение со строителями, в рамках которого предлагаем им систему накопительных скидок на работы по первичной инвентаризации. Чем больше заказ, тем значительнее дисконт. Если компания вышла на объем 500 000 кв.м, скидка достигает 30%. Это очень существенно для рынка.

 

Мы также сократили на 15% сроки работ для участников соглашения. Кроме того, некоторые процессы происходят параллельно, чтобы застройщики могли быстрее оформить свои права и права дольщиков на квартиры. Так, чтобы сдать дом в эксплуатацию, компании надо получить справку о его технико-экономических показателях.

 

Мы ее составляем по материалам проведенной инвентаризации и одновременно приступаем к подготовке кадастровых паспортов. Когда заказчик предъявит нам разрешение на ввод дома в эксплуатацию, мы практически сразу можем выдать ему кадастровые паспорта на помещения. Тем самым экономится время подготовки документов для регистрации собственности.

 

Так что рынок, по-моему, уже ощутил преимущества конкуренции в нашей сфере. Думаю, борьба за клиента будет происходить прежде всего за счет сервиса.

 

Например, в ГУИОН есть специальный отдел, который занимается корпоративными заказчиками. За девелоперской компанией может быть закреплен персональный менеджер, задача которого — оптимально организовать работу внутри предприятия, чтобы быстрее и качественнее выполнить заказ.

 

– Для создания более дружественного интерфейса ГУИОН затеял масштабный ремонт и переоборудование районных ПИБов. В какой стадии сейчас эта программа? Тратятся ли на нее бюджетные деньги?

 

– Все ремонты мы делаем за свой счет. После того как ГУИОН стал ГУПом, городского финансирования у нас нет.

 

Сейчас приводим в порядок филиалы в Адмиралтейском и Невском районах. Полным ходом идут работы на ул. Белинского, где кроме центрального ПИБа располагаются отдел по работе с корпоративными заказчиками, группа адресного реестра и проектный отдел. Со временем сюда с ул. Зодчего Росси переедет весь блок инвентаризации. Это будет очень удобно для заказчиков.

 

1 июля мы открыли отделение в Едином центре документов на ул. Красного Текстильщика — на том же этаже, где находится Управление ФРС. Там можно заказать технические документы по любому объекту независимо от того, в каком районе он расположен. Это удобно, например, для риэлторов, которые ведут несколько сделок и, оформив доверенности от правообладателей, могут получить кадастровые паспорта в одном месте.

 

Пока в новом офисе мы принимаем заявки только по квартирам. Но с 1 сентября будем предоставлять все услуги, в том числе и по оценке, и перейдем на тот же режим, в котором функционирует весь центр, — с 9 утра до 9 вечера, без выходных.

 

К сожалению, не во всех районных ПИБах можно все так обустроить. Многие филиалы расположены в жилых домах, у них небольшая входная группа, коридорная система и т.п.

 

Одно из решений проблемы — запись на прием через Интернет. Такую услугу мы запустили в июле. На нашем сайте можно выбрать дату и время визита, прийти в ПИБ в назначенный срок и сдать документы без очереди. Хотелось бы довести этот сервис до логического завершения: чтобы заказчик появлялся у нас только для того, чтобы забрать готовые бумаги. Правда, есть правовые сложности.

 

– Из-за электронной подписи?

 

– Да, это первая проблема. Кроме того, нужно решить вопрос о подтверждении статуса клиента (по закону документы может заказать только правообладатель). Но, думаю, все это преодолимо.

 

– Какие еще новые сервисы у вас появились?

 

– На сайте ГУИОН можно записаться на платную консультацию (ее стоимость - 500 рублей), кратко обозначить цель визита в ПИБ, распечатать квитанцию и прийти в назначенное время в районный филиал ГУИОН - тоже без очереди.

Недавно мы стали оказывать услугу по подготовке (а при необходимости — и по подаче) документов на регистрацию. Ведь в конечном счете клиентов, которые заказывают у нас работы по инвентаризации, интересует оформление прав на недвижимость. Соответствующий договор с Управлением ФРС подписан. Этот сервис наиболее востребован гражданами. ГУИОН также готов взять на себя подготовку заключений об объектах учета и подсказать оптимальные варианты формирования объектов.

 

Кроме того, мы развиваем проектный отдел, чтобы готовить документы для перепланировки не только квартир и небольших нежилых встроек, но и по более серьезным объектам. Это часть нашей комплексной услуги застройщикам.

 

– ГУИОН — это доходное предприятие?

 

– Конечно. Причем непростой 2009 год завершился с лучшими финансовыми показателями за все время существования ГУИОН. Если бы мы не были доходным предприятием, я бы задал себе вопрос: «А чем я, собственно, здесь занимаюсь уже почти два года?»

 

Кроме коммерческой деятельности у ГУИОН есть и публичные функции. Мы ведем городской архив, который сейчас переводится в электронный вид, а также адресный реестр, рассчитываем инвентаризационную стоимость недвижимости и передаем эти сведения в налоговые органы, регулярно отвечаем на запросы правоохранительных органов, суды привлекают нас как консультантов и т.п.

 

Задача ГУИОН заключается в том, чтобы, не привлекая средств из бюджета, за счет активной финансово-экономической деятельности выполнять исторически возложенные на нас публичные функции. Это чрезвычайно интересная работа.

 

Источник: NSP.ru