Саморегулируемая межрегиональная ассоциация оценщиков
Создавая лучшее, объединяем вместе!
Электронная
приемная
Вход в личный кабинет оценщика
Карта сайта
Кадастровая
карта

Об интеграции кадастра недвижимости и ЕГРОКС, и о будущем БТИ

14.12.2010

Дискуссия на эту тему прошла в рамках 15-й конференции, проведенной ГИС-Асоциацией 8 декабря 2010 г. Представители АНО БТИ присутствовали на дискуссии, но слов не просили. Не знаем куда свои девать…

 

Об интеграции ГКЗ и ОКС.

 

По интеграции государственного земельного кадастра (ГКЗ) и Единого государственного реестра объектов капитального строительства (ЕГРОКС) нет никаких проблем, в силу отсуствия и ГКЗ, и ЕГРОКС.

  

Нельзя не согласиться с первым руководителем Госкомзема Хлыстуном В.Н. , который в своем недавнем интервью 22 ноября 2010 г. открыто признал, что в России нет земельного кадастра. Отдельные фрагменты земельного кадастра содержат бесцельные сведения примерно о 25% участков имеющихся в натуре.

 

А о ЕГРОКС можно говорить только как о мираже миража. Действительно, о каком реестре может идти речь, если нет даже формы этого реестра? В такой ситуации, постановка вопроса о единице учета ОКС звучит насмешкой.

Кто хоть немного имел дело с профессиональным учетом недвижимости, тот отлично понимает, что любой кадастр, и любой реестр начинаются с постановки цели и определения соответствующих целевых единиц учета, совокупность которых образует предмет учета.

 

Ни в законе о ГКН, ни в приказах об ЕГРОКС нет даже намеков на цели их ведения.

 

Нет цели - нет и целевого результата. Отрицать обратное нет оснований, так как цель - это мысленное предвосхищение результата.

  

Будущее института ТИ.

 

Тему о будущем БТИ можно раскрыть рассмотрением вопроса о том, что такое БТИ.

 

За аббревиатурой "БТИ" может стоять и Федеральное БТИ, с численностью работающих около 14 тыс. чел., и отдел муниципальной администрации численностью 2-3 человека.

 

Бюро технической инвентаризации, или сокращенно БТИ, - это обобщенное название структурного элемента в системе контроля технического состояния зданий и сооружений (строений) в сфере ЖКХ для целей управления (как регулирования) и учета (как основы контроля). Эта цель достигается решением шести основных задач: определение и фиксация наличия, местоположения, состава, технического состояния, стоимости и принадлежности строений и сооружений.

 

БТИ создавались в период с 1923 по 1933 годы, на волне муниципализации имущества, вначале как отделы или подотделы бюджетных коммунальных предприятий при местных (муниципальных) администрациях1. Главной задачей их деятельности был учет имущества местных Советов, в первую очередь жилых домов с служебными строениями и соружениями. А так как местные администрации выполняли роль нынешних управляющих компаний на всей подведомственной территории, то в сферу учета попали жилые дома, здания гражданского назначения и все обслуживающие их сооружения, вне зависимости от форм собственности.

 

Три слова, Бюро технической инвентаризации, в пословной расшифровке, можно представить так:

 

1. Инвентарзация - это метод, который применяется во всех областях деятельности людей. Суть метода проста как зубочистка: периодическая проверка в натуре.

 

Без периодических проверок в натуре не обходится ни физик, отслеживающий поведение микрочастиц, ни лирик, периодически возвращающийся к излюбленной теме.

Нет периодичности - нет и инвентаризации. И, в равной мере, если нет натуры - то нет и инвентаризации.

 

В этом своем методологическом естестве, инвентаризация была, есть и будет.

 

2. Техническая составляющая инвентаризации, т.е. техническая инвентаризация (ТИ), выделяет физическую область применения метода, без указания конкретного предмета. Техническая инвентаризация имеет место и в энергетике, например периодически осмотры котлов и турбин, и на железнодорожном трансплорте, например периодические осмотры путей, и в строительстве, например периодический контроль уровня незавершенки.

 

ТИ как система периодических проверок технического состояния объектов, зародилась на железнодорожном транспорте. Методические материалы по ТИ ЖД, в т.ч. труды Пестрякова , достаточно известны. Путевой обходчик- это один из первых профессиональных технических инвентаризаторов.

 

3. И наконец слово "Бюро" является символом принадлежности к определеной сфере деятельности, а именно в сфере местного хозяйства и ЖКХ. Рассмотрение будущего БТИ вне сферы хозяйственной или иной деятельности, беспредметно и лишено смысла, т.к. такое рассмотрение будет сведено к перспективам инвентаризации как метода.

 

Постановка вопроса о будущем БТИ предполагает не перспективы метода (инвентаризация), и не категорию области деятельности (техника), а конкретную сферу деятельности. Вне этой сферы говорить о будущем БТИ не имеет предметного смысла.

 

К примеру, нет формальных оснований говорить о будущем ФГУП "Федеральное БТИ" в целом, т.к. оно находится в ведении Росрестра, интересы деятельности которого далеки от местного хозяйства и ЖКХ. То, что филиалы и отделения ФГУП, созданные на базе бывших МУП БТИ, еще имеют достаточно прочные связи и с местным управлением, и с сферой ЖКХ, позволяет говорить о них как о самостоятельных структурных элементах, которые в перспективе могут вновь занять свое рабочее место не только по существу, но и по форме, формально.

 

Вместе с тем, есть функции, от которых государство не может избавиться. В первую очередь это управленческий госучет и налогообложение.

 

Учет муниципального имущества, в т.ч. недвижимого, вроде бы возложен на комитеты по имуществу. Как КУМИ ведут такой учет без ТИ можно представить заглянув в их реестры, где в качестве имущества фигурируют юридические лица, а не имущественные комплексы. А периодчиность вообще исклбючена как метод. Профессиональный подход к учету муниципального имущества безусловно потребует проведения технической инвентаризации.

То, что БТИ в ряде регионов находятся в ведении КУМИ, указывает на один из возможных вариантов структуры, а не системы БТИ: БТИ могут быть структурными элементами и в системе налогообложения, и в системе регистрации "прав", и в системе статистического учета, и в иных системах, где используется документация БТИ (градостроительство, судебная система, страхование и др.).

 

Как полагают многие специалисты БТИ, в условиях передела собственности, т.е. в условиях современной России, можно говорить только о ближайшей перспективе, не более чем на 3-4 года, от выборов до выборов. Если же вы намерены смотреть подальше, то увидеть такую перспективу можете только вы сами, на основе собственной базы данных.

 

Мы можем только пополнить эту базу данных. Слегка.

 

Вот, к примеру кое-что из опыта соседей по рубежам:

 

Инвентаризаторы в поисках коллег побывали на всех континентах, но тщетно: такого комплекса функций (мониторинг наличия, определение местоположения, определение состава единиц учета, определение комплексного показателя технического состояния (сумма и процент износа), определение стоимости (для налогообложения и планирования ремонтов), регистрация документов об обязательствах по содержанию единиц учета, не имеет ни одна зарубежная организация. Эти функции выполняются или разрозненно, или по отношению только к отдельным объектам хозяйственного управления. Кстати, мнение зарубежных коллег о БТИ и результатах деятельности БТИ очень высокое, и за ним скрывается удивление, восхищение и даже профессиональная "белая" зависть.

 

В муниципалитетах многих штатов в США также имеются оценщики (выборные лица), которые периодически проверяют и оценивают недвижимость для налогообложения.

Периодические сплошные обследования строений и сооружений в натуре в технических целях на государственном уровне не проводятся нигде, в т.ч. и в России. Эти функции выполняются либо самими собственниками, либо Управляющими организациями, либо эксплуатационными организациями. Проводятся в интересах собственника и за его счет.

 

Единичные (непериодические) обследования строений и сооружений в натуре проводятся коммерческими структурами, на договорной основе.

 

Единственная область где встречается столь высокий уровень комплексной специализации - это учет и охрана памятников истории, градостроительства и архитектуры.

 

В Великобритании, государственный учёт памятников градостроительства и архитектуры был установлен Законом о планировании городского и сельского строительства 1947 года (до этого существовала регистрация памятников старины в целом).

 

Первым законом об охране памятников истории в США стал Закон 1906 года "О древностях", наделивший Президента полномочием относить к категории охраняемых памятников объекты, находящиеся на земле, принадлежащей федеральной администрации.

 

Сохранение памятников - это их идентификация, оценка, составление описи и документации, приобретение, охрана, управление, реабилитация, реставрация, использование, реконструкция.

Ответственность за сохранение национальных памятников истории и культуры возложена на Министра внутренних дел.

 

Требование дирекции АНО БТИ к краткости статей не позволяет многословия, в связи с чем данная публикация может быть дополнена информацией из архива сайта АНО БТИ, где подобных статей различных автров десятки, если не сотни.

 

Источник: АНО «БТИ»