Саморегулируемая межрегиональная ассоциация оценщиков
Создавая лучшее, объединяем вместе!
Электронная
приемная
Вход в личный кабинет оценщика
Карта сайта
Кадастровая
карта

Минэкономразвития России изменит ставки аренды земли для российских аэропортов

11.03.2011

Минэкономики через изменение ставок аренды земли для российских аэропортов намерено расшевелить деятельность региональных аэропортов. Вместо общей ставки аренды на всю землю она будет дифференцирована: самым дешевым участком станет взлетно-посадочная полоса, самым дорогим — земля под зданием аэровокзала и парковками. Операторы аэропортов будут избавлены от лишних расходов по инфраструктуре, но будут вынуждены развивать аэропортовый сервис — это посодействует и проведению Олимпиады-2014 в Сочи, где ставки аренды упадут в целом, и чемпионату мира по футболу в 2018 году.

 

Предложения по изменению схемы аренды аэропортов изложены в проекте приказа Минэкономики "Об утверждении ставок арендной платы в отношении земельных участков, находящихся в собственности РФ и предоставленных (занятых) для размещения аэродромов и аэропортов". В соответствии с постановлением правительства N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в гос- или муниципальной собственности", арендная ставка для аэродромов сейчас составляет 1,5% от кадастровой стоимости участка. Общая кадастровая стоимость земель, на которых расположены аэропорты, согласно данным Минэкономики, составляет 146,3 млрд руб. (ежегодная арендная плата — 2,19 млрд руб.).

 

Но, как отмечает Минэкономики, существующая кадастровая оценка "во многом не отражает реальной доходности, а также не учитывает ряд публичных (административных) факторов в деятельности аэродромов". Финансирование аэропортов федерального значения (всего 51, включая московские Внуково, Домодедово, Шереметьево, аэропорты Сочи, Ростова-на-Дону, Салехарда) нередко носит дотационный характер.Размер кадастровой стоимости (и аренды, соответственно) варьируется от 0,1 руб. за 1 кв. м (в Анапе) до 13,733 тыс. руб. за 1 кв. м (в Сочи).

 

При этом разница в пассажиропотоке этих аэропортов значительно ниже: так, по итогам 2009 года, по экспертным оценкам, в Анапе он составил 511 тыс. человек, а в Сочи всего в три раза больше — 1,5 млн человек. Даже в московских аэропортах существует диспропорция между ставками аренды и трафиком: так, стоимость 1 кв. м аренды в аэропорту Внуково составляет 4,16 тыс. руб. (при трафике 9,4 млн человек в 2010 году), для Шереметьево — 283,3 руб. за 1 кв. м (19 млн пассажиров).

 

Наличие таких "существенных расхождений не позволяет говорить о возможности установления арендной платы в процентах от кадастровой стоимости", заключает министерство.В связи с этим Минэкономики предлагает не только зафиксировать арендную ставку для каждого федерального округа, но и установить ее в зависимости от рода деятельности на том или ином участке земли. Самой дешевой станет аренда взлетно-посадочной полосы: ее стоимость варьируется от 0,08 руб. за 1 кв. м (в Уральском федеральном округе) до 1,17 руб. за 1 кв. м (в Центральном федеральном округе). При своей низкой стоимости площадь именно аэродрома (в основном и состоит из взлетно-посадочных полос) составляет около 80% территории аэропорта.

 

Самыми дорогими с точки зрения аренды станут те участки, на которых и формируется основная выручка аэропортов: за аренду земли под зданием аэровокзала (от 12,07 руб. за 1 кв. м в Уральском округе до 175,59 руб. в Центральном) и участки под автостоянками (от 16,09 руб. за 1 кв. м в Уральском до 234,11 руб. в Центральном).Исходя из предлагаемых ставок арендные платежи, как минимум за здание аэровокзала, могут снизиться для аэропортов Сочи и Геленджика. Как отметил источник "Ъ" в Минтрансе, цель проекта — "стимулировать владельцев аэропортов к более активному развитию инфраструктуры, к большей экономической эффективности использования площадей".

 

Гендиректор новосибирского аэропорта Толмачево (входит в группу "Ренова") Евгений Чудновский отмечает: административные наземные учреждения аэропорта занимают существенную долю площадей, арендуемых у муниципалитета (ТЗК, аэровокзалы и пр.). "Если платить стандартные ставки за эту площадь, получаются гигантские суммы,— отмечает он.— Экономически обосновано учитывать назначение площадей". Самому Толмачево, по словам собеседника "Ъ", уже удалось достичь договоренностей с областью "о минимизации ставок на землю" (в том числе и из-за того, что аэропорт обладает статусом аэропорта двойного базирования).

 

Директор по инвестициям "Новапорта" Дмитрий Рыжов соглашается с тем, что к арендной ставке под сооружения в аэропортах необходимо применять "индивидуальный подход", аэропортовые сборы составляют в стоимости билетов не более 10%, а вот в экономике самих аэропортов арендная плата может достигать 30%.Анонсировало Минэкономики и дальнейшую перспективу развития аэропортов. Планируется возможность установления спецставок по земле в отношении аэропортов, включенных в заявку РФ о проведении в 2018 году чемпионата мира по футболу — очевидно, сниженных.

 

Источник: Коммерсантъ