Как отмечают участники рынка, 2010 год и начало 2011 года были для операторов АЗС очень непростыми. В первую очередь речь идет о независимых операторах топливного рынка. Практически у всех проекты развития были заморожены. Рыночная стоимость АЗС за этот же период увеличились в среднем на 10 %.
Как отметил источник dp.ru в одном из независимых операторов АЗС, пожелавший остаться неизвестным, после ряда административных решений в феврале 2011 года вертикально интегрированные нефтяные компании (ВИНК) снизили розничные цены на своих заправках на 4 рубля, а оптовые цены — на 2 рубля. Объемы нефтепродуктов, которые ранее продавались независимым операторам по прямым договорам, были переведены на биржу со стартовой ценой на 2 - 3 тыс. дороже, чем по прямому договору. В такой ситуации независимые операторы должны или покупать нефтепродукты по завышенным относительно конкурентов из ВИНК ценам и работать в убыток, или останавливать свои АЗС.
Руководители обеих петербургских бирж не согласны с такой позицией. Сергей Леонтьев, заместитель генерального директора департамента товарного рынка биржи "Санкт-Петербург", подчеркнул, что в 2011 году на бирже не было продано ни одного килограмма бензина, поставленного ВИНК. Тимур Хакимов, вице-президент Петербургской Международной товарно-сырьевой биржи (на нее ВИНК поставляют топливо), отмечает, что биржевая комиссия СПбМТСБ составляет всего 0,06 %, включая НДС от суммы сделки, что абсолютно не отражается на цене товара.
"Вход на биржу также очень низок и составляет всего 50 тыс. рублей за 6 месяцев (около 8,5 тыс. рублей в месяц). У биржи нет данных, по какой цене ВИНК продают продукты для "дочек", — говорит он. — Цена, которая складывается в результате биржевых торгов, является рыночной и полностью зависит от спроса и предложения".
Представители ВИНК от комментариев на эту тему отказались. Руководитель федеральной антимонопольной службы по Петербургу Олег Коломийченко подчеркнул, что всеми вопросами с ВИНК занимается федеральная ФАС. Правда, в пресс-службе ФАС РФ было предложено обратиться с вопросами в территориальное управление ФАС. По словам старшего научного сотрудника Леонтьевского центра Льва Савулькина, причиной проблем на рынке топлива является его излишняя зарегулированность.
№ | Собственник АЗС | Марка | Рыночная оценка сети АЗС в 2011 г. | Количество АЗС в СПб | Поставщик топлива |
1 | ООО "Лукойл - Северо - Западнефтепродукт" | Лукойл | около 5,5 млрд руб | 115 | ОАО "Лукойл" |
2 | ЗАО "Петербургская топливная компания" | ПТК | 4,35 млрд руб | 90 | ОАО "Сургутнефтегаз" |
3 | ХК "Фаэтон" | Аэро, Фаэтон, Норма | около 1,98 млрд | 40 | "Газпромнефть, "Сургутнефтегаз", "Лукойл" |
4 | ООО "Несте СПб" | NESTE | около 1,8 млрд руб | 39 | разные, часть поставляется из Финляндии |
5 | ЗАО "Газпромнефть Северо-Запад" | Газпром нефть | 1,75 млрд | 35 | НК "Газпромнефть" |
6 | OOO "ТНК - BP Северная столица" | ТНК, ВР | около 1,5 млрд | 30 | "ТНК ВР Холдинг" |
7 | ООО "Шелл АЗС" | Shell | около 1,1 млрд | 22 | разные |
8 | ООО "Киришиавтосервис" | Киришиавтосервис | около 780 млн руб. | 16 | ООО "КИНЕФ" |
9 | ООО "РН-Трейд" | Роснефть | около 400 млн руб | 8 | "НК "Роснефть" |
10 | ООО "Татнефть АЗС-Запад" | Татнефть | около 300 млн руб. | 6 | ОАО "НК "Татнефть", может приобретать продукцию у других поставщиков |
Источник: dp.ru