Саморегулируемая межрегиональная ассоциация оценщиков
Создавая лучшее, объединяем вместе!
Электронная
приемная
Вход в личный кабинет оценщика
Карта сайта
Кадастровая
карта

Москва подготовила для инвесторов проекты на 700 млрд рублей

12.12.2011

Дорогостоящие проекты создания транспортной, инженерной и социальной инфраструктуры столичные власти решили осуществить с привлечением инвесторов. По информации РБК daily, Внешэкономбанк по заказу правительства Москвы уже подготовил 15 проектов стоимостью почти 700 млрд руб., которые планируется реализовать за счет инвесторов в рамках государственно-частного партнерства (ГЧП).

 

Портфель пилотных проектов ГЧП города Москвы, подготовленный Внеш­экономбанком, который является един­ственным уполномоченным инвестконсультантом субъектов РФ, сформировали 15 инвестпредложений стоимостью порядка 700 млрд руб. Они разбиты на четыре блока: транспорт, обращение с отходами, водоснабжение и водоотведение, а также социальная сфера. Об этих проектах знает партнер Ernst & Young Александр Ерофеев. «Мы как консультанты участвуем в предварительном обсуждении с Москвой ряда проектов», — отмечает он.

 

ВЭБ обязуется финансировать подготовку документации всех этих проектов в рамках программы ФСПР, которая рассчитана на пять лет, следует из презентации банка (также имеется в распоряжении РБК daily). Ежегодно ВЭБ будет выделять на эти цели 2 млрд руб. и пропускать через себя 30—40 проектов.

 

Для привлечения инвесторов столичные власти обсуждают три формы ГЧП — BOT, BOLT и BTO (концессия). В первом случае партнер государства осуществляет строительство и эксплуатацию объекта за свой счет, а по истечении срока договора, достаточного для окупаемости вложенных средств, объект передается государству. При модели BOLT построенный инвестором объект закрепляется за ним на праве собственности и передается в аренду госоргану для эксплуатации, а после полного возмещения инве­стиционных затрат право собственности переходит к муниципали­тету. В рамках концессионного соглашения (BTO) государство сразу становится владельцем построенного объекта, а концессионер в течение ряда лет осуществляет его эксплуатацию для возмещения издержек и получения прибыли.

 

Предлагаемые инвесторам инфраструктурные проекты имеют, как правило, долгую окупаемость — порядка 20—30 лет — и доходность для акционеров от 15%, отмечает Александр Ерофеев.

 

Наиболее капиталоемкими в Москве будут проекты ГЧП по созданию тран­спортной инфраструктуры и модернизации системы водоснабжения МГУП «Мосводоканал». Столица намерена предложить инвесторам построить за свой счет производства по сжиганию илового осадка на Люберецких очистных сооружениях (требует 10 млрд руб.) и глубокой очистке сточной воды на Курь­яновских сооружениях (20 млрд руб.), а также транспортную развязку с многоярусной парковкой на 1220 машиномест на площади Тверской заставы (13 млрд руб.) и 153 транспортно-пересадочных узла (60—90 млрд руб.). Город также рассчитывает задействовать бизнес в создании системы скоростного трамвая (500 млрд руб.).

 

Москва уже привлекала частных инвесторов в инфраструктурные проекты, напоминает г-н Ерофеев. Так, при участии бизнеса были построены станция метро «Мякинино», а также станции очистки сточных вод в Южном Бутове и Зеленограде. Теперь столичные власти хотят привлечь частный капитал в социальную сферу. В портфель пилотных проектов ГЧП Москвы вошли проекты строительства объектов здравоохранения и 113 детских садов.

 

Правительство Москвы в настоящее время прорабатывает банк инвестпредложений для частного капитала, которые будут рассматриваться на инвестиционной комиссии при мэре Москвы (была создана в октябре), сообщили РБК daily в комплексе экономической политики Андрея Шаронова. По словам собеседника РБК daily, столичные власти намерены отдать на откуп частным инвесторам строительство инженерной и социальной инфраструктуры.

 

Так, Москва надеется привлечь девелоперов на стройку физкультурно-оздоровительных комплексов (ФОК). В этом случае г-н Шаронов пообещал гарантировать операторам ФОКов выкуп абонементов на год для социальных категорий граждан. Чтобы обеспечить частным дет­ским садам доходность на уровне 10%, бюджет должен гарантировать концессионерам доплату разницы между социальной и рыночной стоимостью услуг, в противном случае эти проекты будут инвестиционно непривлекательными, предупреждают в Мосгордуме.

 

Проверить интерес инвесторов к социалке город намерен через неделю: 22 декабря состоятся земельные аукционы, на которых будут реализованы шесть площадок, в том числе два участка для строительства коммерческого детского сада площадью 1,24 тыс. кв. м (ул. Марьинский Парк, мкр. 42а, корп. 30) и медицинского центра на 3,88 тыс. кв. м (ул. Лескова, вл. 17а-19), сообщили РБК daily в департаменте по конкурентной политике. По словам начальника управления инвестторгов департамента Василия Калинкина, уже есть два претендента на детский сад, которые внесли задатки для участия в торгах.

 

По данным вице-президента Союза юристов Москвы Александра Толмачева, решение по концессионным соглашениям столичные власти примут в 2012 году. Активным пиаром и маркетингом проектов ГЧП город займется не раньше чем через полгода, уверены эксперты. Анонсирование проектов может начаться в ближайшее время, а весь процесс привлечения инвесторов — от подготовки проекта до его финансового оформления — займет полтора-два года, считает Александр Ерофеев. Только на процедуру концессионного конкурса уйдет около года. По данным эксперта, 15 проектов ГЧП Москвы находятся в разной степени проработки. Для детального структурирования готовы прежде всего проекты «Мосводоканала», замечает г-н Ерофеев.

 

Проект скоростного трамвая рассчитан на отдаленную перспективу: сейчас готовится предпроект, а начало строительства намечено на 2015—2016 годы, сообщили РБК daily в департаменте транспорта Москвы. Что касается создания береговой инфраструктуры, то конкретики в этом проекте тоже нет: сейчас готовится проект водного метро, пилотный маршрут которого — от Печатников до Китай-города — планируется запустить в 2012 году.

 

Москва пока технологически не готова к ГЧП и концессиям, считают в Мосгордуме. Столица должна подготовить и принять свой закон об участии в государственно-частном партнерстве, который даст старт процессу, уверены собеседники РБК daily.
 

Источник: РБК daily