Саморегулируемая межрегиональная ассоциация оценщиков
Создавая лучшее, объединяем вместе!
Электронная
приемная
Вход в личный кабинет оценщика
Карта сайта
Кадастровая
карта

Инвесторам предлагают застроить Москву-реку

19.12.2011

 

Столичные власти, похоже, нашли потенциального партнера для развития транспорт­ной и коммерческой инфраструктуры на Москве-реке. Организовать водное метро, а также построить плавучие гостиницы, паркинги и развлекательные комплексы намерена Московская речная компания (МРК), созданная летом при участии Русской финансовой корпорации Андрея Киселева. МРК уже готовит для правительства Москвы концепцию проектов стоимостью более 1 млрд долл.

 

РФК и Хулио

 

Планы развития коммерче­ской и транспортной инфраструктуры Москвы-реки восходят к эпохе Юрия Лужкова, который предлагал запустить соответствующие проекты еще десять лет назад. Возглавив в 2010 году столичную мэрию, Сергей Собянин изучил идеи своего предшественника. В марте этого года комиссия по административной реформе в городе Москве приняла решение разработать отраслевую схему размещения объектов инфраструктуры на Москве-реке, которая упорядочит освоение водного пространства столицы и позволит организовать в акватории регулярные пассажирские перевозки.

В этом проекте намерены участвовать ряд профильных игроков, в том числе Национальная ассоциация судовладельцев (НАС), Поволжская логистиче­ская ассоциация («Логопром»), Столичная судоходная компания (входит в ОАО «Московское речное пароходство» Романа Троценко), судоходная компания «Золотой остров», производст­венно-инжиниринговая компания «Модернизация речного транспорта», а также «Флотилия Radisson» предпринимателей Года Нисанова и Зараха Илиева.

 

Эти организации озвучили городу свое видение будущего Москвы-реки. Последнее «водное» совещание у мэра состоялось 16 мая. Тогда была презентована концепция организации регулярных пассажирских перевозок и транспортной инфраструктуры Москвы-реки, подготовленная НАС (объединяет 87 членов). Столичные власти отнеслись к ней благосклонно и предложили ассоциации подготовить концепцию и ТЭО пилотного маршрута речного метро.

 

Для этих целей в июне было создано ЗАО «Московская речная компания». Его учредителями, согласно ЕГРЮЛ, выступили члены ассоциации судовладельцев: Русская финансовая корпорация (РФК, контролирует 69% МРК), Речная строительная компания («Речстройком», 30%) и гендиректор МРК Александр Хулио (1%). Сегодня состав акционеров речной компании меняется: 55% МРК консолидирует РФК, а 45% — «Речстройком». Эту информацию подтвердил директор по маркетинговым коммуникациям РФК Дмитрий Бузаев.

 

От Печатников до Китай-города

 

В августе в департамент транспорта Москвы была представлена концепция маршрута от Печатников до Китай-города, подготовленная совместно с канад­ской Vision Transportation Group, сообщил РБК daily гендиректор МРК Александр Хулио. Департамент учел ее при разработке столичной госпрограммы «Развитие транспортной системы на 2012—2016 годы», что вызвало протест у ряда профильных игроков, отмечает источник, знакомый с ходом обсуждения транспортной стратегии.

 

Согласно пятилетней гос­программе на Москве-реке планируется организовать регулярные и таксомоторные перевозки пассажиров. До 2014 года москвичей будет обслуживать один интермодальный маршрут с четырьмя судами, а в 2015 году — три маршрута с 30 судами. Иначе выглядит динамика развития речного такси: в 2012 году планируется запустить одно плав­средство, а в 2015-м — уже 39. По данным РБК daily, на базе речных пассажирских терминалов могут быть созданы транспортно-пересадочные узлы, которые объединят не только наземный и водный транспорт, но и воздушный. Так, Ассоциация вертолетной индустрии рассчитывает получить разрешение на полеты вертолетов над акваторией Москвы-реки, в том числе для организации воздушного такси.

 

Запустить речное метро от Печатников до Китай-города планируется в 2012 году, сообщили РБК daily в департаменте транспорта правительства Москвы. В настоящее время проект детализируется, готовится его бизнес-план.

 

МРК надеется стать оператором проекта организации регулярных пассажирских перевозок по Москве-реке, который будет строить всю необходимую инфраструктуру (многофункциональные причальные комплексы, места обслуживания, заправки и стоянки судов) и управлять ею. Таким образом акционеры МРК, прежде всего РФК, смогут загрузить свои производственные мощности. Принадлежащая Андрею Киселеву Русская финансовая корпорация (бизнесмен владеет 71% РФК) контролирует три судостроительных и один машиностроительный завод, проектное бюро и лизинговую компанию.

 

По словам г-на Хулио, в качестве управляющей компании МРК может заняться привлечением в проект инвестиций. Для создания водной транспортной системы, которая должна увеличить ежегодный пассажиропоток с нынешних 850 тыс. до 9 млн человек, в ближайшие пять лет Москва намерена привлечь из внебюджетных источников 14,9 млрд руб. Порядка 8,6 млрд руб. инвестиций столица планирует привлечь в рамках государственно-частного партнерства (см. РБК daily от 12.12.11).

 

Москва еще не определилась со схемой реализации пилотного проекта. Альтернативой ГЧП может стать совместное предприятие правительства Москвы с инвестором либо создание специализированного МУП, которое будет привлекать финансирование и подрядчиков, говорит Александр Хулио. По его словам, срок окупаемости транспортного проекта может достигать 16 лет, а норма внутренней рентабельности — 11%.

 

Жизнь на воде

 

МРК не намерена ограничиваться девелопментом исключительно транспортной инфраструктуры. Летом столичные власти объявили о планах по­строить вдоль берегов Москвы-реки 50 плавучих гостиниц на 5 тыс. номеров, а также рестораны и парковки. Программа освоения береговой линии будет готова к 2013 году, заявил в августе глава московского стройкомплекса Марат Хуснуллин. В настоящее время МРК готовит комплексную концепцию развития инфраструктуры Москвы-реки на протяжении 75 км, которая включает организацию водного транспорта и строительство коммерческой недвижимости. Эта концепция окончательно оформится после утверждения отраслевой схемы, что может произойти в феврале 2012 года, замечает г-н Хулио.

 

МРК предлагает организовать четыре маршрута речного метро от ММДЦ «Москва-Сити» до Печатников (32 км), на которых будут работать 68 новых судов, а также построить на базе дебаркадеров причальные комплексы, гостиницы, автомобильные парковки (на 150 машино-мест каждая), магазины, рестораны, деловые и культурно-развлекательные центры. Инвестиции в этот мегапроект, по предварительным оценкам, могут составить порядка 35 млрд руб., отмечает Александр Хулио. Так, строительство одного судна требует до 40 млн руб. По словам собеседника РБК daily, у акционеров МРК и участ­ников НАС есть лицензии на водопользование 30 участками Москвы-реки в пределах исторического центра (от «Киевской» до «Павелецкой»). На каждом участ­ке можно возвести за 100—300 млн руб. объект полезной площадью от 2,5 тыс. до 6 тыс. кв. м.

 

Эксперты неоднозначно оценивают инвестпривлекательность проектов на воде. Организовать регулярные пассажирские перевозки без госучастия довольно сложно, особенно при такой короткой навигации (с апреля по октябрь), отмечает партнер Ernst & Young Александр Ерофеев. В круглогодичном режиме сегодня работает лишь флотилия Года Нисанова и Зараха Илиева, которые организовали прогулки по Москве-реке на пяти яхтах-ледоколах стоимостью 2 млн долл. каждая. «Весной на воду будут спущены еще две усовершенствованные яхты ледового класса», — сообщила РБК daily пресс-секретарь предпринимателей Надежда Спиридонова.

 

По словам г-на Ерофеева, чтобы регулярные пассажирские перевозки не были убыточными, государство обычно компенсирует перевозчикам разницу между социальной и рыночной стоимостью проезда. Обойтись без дотаций на воде можно лишь в том случае, если оператор сможет создавать на базе причальных станций и судов коммерческую инфраструктуру, замечает Александр Хулио. На Москве-реке можно реализовать эффективный девелоперский проект, соглашается управляющий партнер компании Blackwood Константин Ковалев. По его словам, большая часть русла реки проходит через центр столицы, где на суше сегодня практически невозможно начать новое строительство. На воде целесообразно размещать рестораны, отели и развлекательные комплексы, уверен эксперт.

 

История вопроса

 

Будучи мэром Москвы, Юрий Лужков в 2003 году утвердил концепцию развития внутреннего водного транспорта московского бассейна до 2020 года (см. постановление №219-ПП). В 2005 году вышло постановление №397-ПП «О реабилитации и развитии объектов природного комплекса города Москвы на инвестиционной основе», которое было конкретизировано спустя два года в концепции комплексного благоустройства набережной Москвы-реки (№619-ПП).

 

В декабре 2006 года был дан старт проекту развития водного такси (№1055-ПП). В 2009 году он вылился в целевую программу «Создание системы интермодальных пассажирских перевозок с использованием внутреннего водного транспорта на 2011—2013 годы» (№13-ПП). Однако эти масштабные проекты остались на бумаге. «В связи с создавшейся финансовой обстановкой работы были временно приостановлены», — заявили РБК daily в департаменте транспорта Москвы летом 2010 года.
 

Источник: РБК daily