Саморегулируемая межрегиональная ассоциация оценщиков
Создавая лучшее, объединяем вместе!
Электронная
приемная
Вход в личный кабинет оценщика
Карта сайта
Кадастровая
карта

20 марта 2008 г. на заседании Правительства Российской Федерации были рассмотрены, в том числе, вопросы приватизации федерального имущества и формирования интегрированных структур

01.01.1970
Об итогах приватизации федерального имущества в 2007 году и дополнениях в прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества на 2008 год

Программа приватизации является важным инструментом выполнения решений Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации по формированию интегрированных структур в стратегических отраслях экономики. Исходя из основных направлений социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу, а также в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации основными задачами государственной политики в сфере приватизации являются: - приватизация федерального имущества, которое не обеспечивает выполнение государственных функций и полномочий Российской Федерации; - сокращение числа федеральных государственных унитарных предприятий; - обеспечение формирования интегрированных структур; - формирование доходов федерального бюджета.

Общая характеристика прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества на 2007 год В прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества на 2007 год, утвержденный Правительством Российской Федерации, включено 920 федеральных государственных унитарных предприятий, акции 1759 акционерных обществ, доли в уставных капиталах 13 обществ с ограниченной ответственностью, а также 232 объекта, недвижимого имущества, составляющего казну Российской Федерации. В указанном количестве учтены 672 хозяйственных общества и 447 федеральных государственных унитарных предприятий, ранее включенных в программы приватизации прошлых лет, но в отношении которых приватизационные процедуры не были завершены. Отраслевой состав объектов, предложенных к приватизации в 2007 году, весьма разнообразен. По количеству включенных в программу приватизации организаций выделяются акционерные общества агропромышленного комплекса, издательской и полиграфической сферы, непроизводственной сферы, топливно-энергетического комплекса, а также федеральные государственные унитарные предприятия агропромышленного комплекса, автомобильного и воздушного транспорта, дорожного хозяйства, строительного комплекса, гражданской авиации и других отраслей. Плановое задание на 2007 год по перечислению в федеральный бюджет доходов от продажи имущества, находящегося в федеральной собственности, и пакетов акций акционерных обществ (доходы от приватизации) установлено в размере 41 млрд. руб.

Приватизация федеральных государственных унитарных предприятий В прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества на 2007 год было включено 920 федеральных государственных унитарных предприятий, 112 из которых подлежали приватизации в рамках решений о создании интегрированных структур. Вместе с тем 364 унитарных предприятий не могли быть приватизированы по следующим причинам:
- 248 предприятий в силу неблагополучного финансово-экономического состояния (в отношении 162 уже инициированы ликвидационные процедуры);
- приватизация 84 унитарных предприятий была приостановлена на основании поручения Президента Российской Федерации в рамках подготовки программы реформирования предприятий Минобороны России;
- 8 предприятий были исключены из программы приватизации соответствующими решениями Правительства Российской Федерации;
- 11 предприятий в связи с осуществлением реорганизационных процедур;
- 3 унитарных предприятия - на основании решений Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации;
- 5 унитарных предприятий - в силу законодательно установленных ограничений на приватизацию существенной части их имущественных комплексов (ФГУП "Брянскспецремонт", ФГУП "Спецпредприятие ГО "Защита", ФГУП "Специализированное предприятие по техническому обслуживанию защитных средств и сооружений гражданской обороны "Экран", ФГУП "Дендрологический парк "Лесостепная опытно-селекционная станция").
Таким образом, из 920 унитарных предприятий, включенных в программу приватизации, могла быть осуществлена приватизация только 556 предприятий. По итогам года не завершена приватизация 179 унитарных предприятий, Росимуществом приняты решения об условиях приватизации 377 унитарных предприятий. Таким образом, в результате приватизационных процедур продолжается сокращение числа федеральных государственных унитарных предприятий. Одновременно используются инструменты оптимизации состава предприятий, в том числе посредством ликвидационных процедур. Из 377 унитарных предприятий, в отношении которых Росимуществом приняты решения об условиях приватизации:
- 274 унитарных предприятия приватизируются посредством преобразования в открытые акционерные общества;
- 103 унитарных предприятия приватизируются посредством продажи имущественных комплексов.
Необходимо отметить, что в отношении предприятий, по которым приняты решения об условиях приватизации, государственная регистрация открытых акционерных обществ, создаваемых посредством их приватизации, осуществляется в I, II квартале 2008 года. Федеральные государственные унитарные предприятия, в отношении которых в 2007 году приватизационные мероприятия не завершены, подлежат включению в прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества на 2008 год для завершения преобразования их в открытые акционерные общества.

Приватизация акций (долей в уставных капиталах) хозяйственных обществ В соответствии с программой приватизации федерального имущества на 2007 год, подлежали приватизации акции 1759 акционерных обществ и доли в уставных капиталах 13 обществ с ограниченной ответственностью. Из числа акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью, подлежавших приватизации в 2007 году, не могли быть приватизированы акции (доли в уставных капиталах) 339 обществ, так как соответствующие акционерные общества были ликвидированы или находились в стадии ликвидации, находились в стадии банкротства, не вели хозяйственную деятельность либо имелись иные причины, препятствующие проведению предпродажной подготовки. Таким образом, было возможно осуществить приватизацию акций (долей в уставных капиталах) 1420 хозяйственных обществ, из которых подлежали продаже акции (доли в уставных капиталах) 1288 обществ, 132 акционерных общества - внесению в уставный капитал соответствующих интегрированных структур на основании принятых решений Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации либо в случае принятия такого решения. В 2007 году в соответствии с решениями об условиях приватизации, принятыми Росимуществом, Российским фондом федерального имущества опубликовано 823 информационных сообщения о продаже, из которых проданы акции (доли в уставных капиталах) в 2007 году 179 акционерных обществ. В I, II квартале 2007 года осуществлена продажа акций еще 100 акционерных обществ, информационные сообщения о проведении торгов, по продаже которых были опубликованы в 2006 году, что повлияло на показатели выполнения бюджетного задания в 2007 году. Кроме того, 97 пакетов акций (долей) хозяйственных обществ были проданы в 2008 году в соответствии с информационными сообщениями о продаже, опубликованными в 2007 году. В уставные капиталы интегрированных структур внесены акции (доли в уставных капиталах) 98 обществ (из них 55 обществ оборонно-промышленного комплекса). Таким образом, в 2007 году осуществлена приватизация акций (долей в уставных капиталах) 377 хозяйственных обществ, что на 6% превышает показатели исполнения программы приватизации предшествующего года. Вместе с тем в течение II квартала запланировано подведение итогов торгов еще по 426 хозяйственных обществам из числа объектов, включенных в программу приватизации на 2007 год. На аукционах и в порядке реализации преимущественного права приобретения акций (долей) в уставных капиталах хозяйственных обществ продано 155 объектов (41% состоявшихся продаж). Способы приватизации "второго эшелона" - продажи посредством публичного предложения и без объявления цены, которые предполагают возможность снижения цены в процессе продажи и ориентированы на реализацию низколиквидного имущества, активно использовались преимущественно при продаже миноритарных пакетов акций. Одной из задач приватизации федерального имущества является сокращение участия Российской Федерации в акционерных обществах, в которых она является миноритарным акционером. Количество таких обществ в программе приватизации 2007 года было достаточно велико и составляло 595 обществ (34% от числа включенных в программу приватизации). Нахождение контрольного пакета акций в собственности одного лица или группы аффилированных лиц снижает заинтересованность "сторонних" инвесторов в приобретении акций. В целях приватизации соответствующих акций применялись, в том числе способы приватизации, предусматривающие возможность снижения цены продаваемого имущества в ходе торгов (публичное предложение, без объявления цены). В 2007 году Росимуществом успешно была продолжена практика предложения федерального имущества на продажу повторно, без изменения способа приватизации. В 2007 году впервые в истории российской приватизации Росимуществом апробирована практика продажи федерального имущества посредством публичного предложения с установлением начальной цены продажи выше начальной цены несостоявшегося аукциона и установлением цены отсечения выше нормативной. В результате в 25 случаях федеральное имущество продано посредством публичного предложения по цене, превышающей минимальную, а в 13 случаях по цене, превышающей начальную цену несостоявшегося аукциона. Только от указанных 38 продаж в доход федерального бюджета дополнительно получено порядка 300 млн. руб. Анализ продажи акций на аукционах показал, что в 77 случаях (56%) цена продажи была равна или менее чем на 5% превысила начальную цену, что также свидетельствует об относительно невысоком уровне конкуренции среди покупателей на аукционах за обладание приватизируемым имуществом, что, в свою очередь, является следствием невысокой ликвидности реализуемых акций. В то же время необходимо усиление информационного, сопровождения продаж, что позволит дополнительно привлечь потенциальных покупателей. Анализ продажи акций посредством публичного предложения показал, что в большинстве случаев (69%) имущество продано по цене, составляющей не менее чем 75% цены несостоявшегося аукциона. При этом почти третья часть имущества продана по цене, равной либо превышающей цену несостоявшегося аукциона. Указанные результаты кардинально отличаются от практики продаж предшествующих лет и стали возможными благодаря передаче в соответствии с решением Правительства Российской Федерации Росимуществу полномочий по определению ценовых условий приватизации федерального имущества посредством публичного предложения и внедрению практики продажи приватизируемого имущества с ценой отсечения, превышающей нормативную. Анализ продажи акций без объявления цены показал, что в большинстве случаев (68%) имущество продано с дисконтом от 75% до 95% к начальной цене несостоявшегося аукциона. Однако в ряде случаев имущество продано по цене, превышающей минимальную цену продажи посредством публичного предложения и даже начальную цену аукциона. Указанное обстоятельство может свидетельствовать о том, что в момент продажи соответствующих акций на аукционах и посредством публичного предложения не до всех потенциальных покупателей была доведена информация о приватизируемом имуществе. В целом при наличии положительных тенденций в приватизации акций (долей) хозяйственных обществ, темпы и объемы выполнения плановых заданий остаются относительно невысокими. Это свидетельствует о необходимости продолжения совершенствования технологии проведения приватизационных процедур главным образом в части расширения информационного обеспечения продаж и сокращения сроков предпродажной подготовки. По результатам выполнения программы приватизации доходы бюджета от приватизации федерального имущества в 2007 году составили 19264,8 млн. руб. Следует отметить, что на объем полученных бюджетных доходов существенно повлияло отсутствие крупных и инвестиционно-привлекательных объектов приватизации, имеющих известные "бренды".

Формирование интегрированных структур В рамках исполнения прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества на 2007 года, на основании решений Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации Росимуществом осуществлялось формирование 29 интегрированных структур, решениями, о создании которых предусматривалось внесение в уставные капиталы головных компаний акций 132 акционерных обществ, преобразование в открытые акционерные общества 117 унитарных предприятий, реорганизация посредством присоединения еще 8 унитарных предприятий. Сроки завершения мероприятий по созданию ряда интегрированных структур установлены на 2008 и 2009 годы. В формировании вертикально-интегрированных структур в 2007 году достигнут существенный прогресс. Всего в 2007 году Росимуществом приняты решения о внесении в качестве вклада в уставные капиталы интегрированных структур акций 98 акционерных обществ, осуществлена приватизация 60 унитарных предприятий, завершена реорганизация посредством присоединения еще 8 унитарных предприятий. Следует отметить, что в целях формирования интегрированных структур Росимуществом осуществлялось оформление и регистрация прав на каждый из принадлежащих соответствующим унитарным предприятиям объект недвижимого имущества и земельный участок, проводились аудиторские проверки, выявлялись, оценивались и согласовывались с уполномоченными федеральными органами исполнительной власти принадлежащие предприятиям результаты научно-технической деятельности. Во исполнение Указа Президента Российской Федерации и постановления Правительства Российской Федерации полностью завершен первый этап создания открытого акционерного общества "Атомный энергопромышленный комплекс" в части внесения в уставный капитал указанного общества находящихся в федеральной собственности акций 31 акционерного общества и имущественных комплексов 3 федеральных государственных учреждений. До конца 2007 года завершено акционирование 20 федеральных государственных унитарных предприятий.

Изменение структуры федерального имущества Осуществление приватизационных процедур, а также мер по ликвидации не ведущих финансово-хозяйственную деятельность федеральных государственных унитарных предприятий и акционерных обществ, акции которых находятся в федеральной собственности, оказывает положительное влияние на изменение структуры федерального имущества, что в полной мере соответствует основным задачам в сфере государственного управления, определенным Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации. По состоянию на 1 января 2008 г. в федеральной собственности находится 5709 федеральных государственных унитарных предприятий, 26713 федеральных государственных учреждений, 60 федеральных казенных предприятий, пакеты акций (доли в уставных капиталах) 3674 хозяйственных обществ. В течение последних 4 лет сокращается количество федеральных государственных унитарных предприятий, причем наиболее быстрыми темпами в непроизводственном секторе экономики. Также за последние 4 года кардинальным образом изменилась структура принадлежащих Российской Федерации акций (долей в уставных капиталах) хозяйственных обществ. Так, доля акционерных обществ, в которых Российская Федерация владеет 100% уставного капитала общества в общем количестве акционерных обществ возросла с 4% до 54%, а доля акционерных обществ, в которых Российская Федерация не владеет контрольным пакетом акций, наоборот, сократилась с 81% до 39%. В течение последних четырех лет в 2 раза сократилось количество акционерных обществ, в отношении которых применяется специальное право Российской Федерации на управление ими. Приведенные данные свидетельствуют о положительных тенденциях оптимизации структуры государственного имущества.

О дополнениях в прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества на 2008 год Минэкономразвития России представлен в Правительство Российской Федерации проект распоряжения Правительства Российской Федерации о внесении изменений в прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества на 2008 год, предусматривающий дополнение прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества на 2008 год объектами федерального имущества, приватизация которых не была завершена в соответствии с прогнозным планом (программой) приватизации федерального имущества на 2007 год. Указанным проектом распоряжения Правительства Российской Федерации предлагается перенести в программу приватизации 2008 года 294 федеральных государственных унитарных предприятий, находящиеся в федеральной собственности акции 1293 хозяйственных обществ, 10 долей в уставном капитале обществ с ограниченной ответственностью и 230 находящихся в федеральной собственности объектов недвижимого имущества казны Российской Федерации.