Саморегулируемая межрегиональная ассоциация оценщиков
Создавая лучшее, объединяем вместе!
Электронная
приемная
Вход в личный кабинет оценщика
Карта сайта
Кадастровая
карта

Потенциальный ущерб от «слепых» госзакупок составил более 800 миллионов рублей

03.06.2013

Потенциальный ущерб от «слепых» госзакупок составил более 800 миллионов рублей

 

 

29 мая 2013 года состоялась презентация аналитического доклада «Слепые» закупки», подготовленного Национальной ассоциацией институтов закупок, некоммерческим партнерством «Информационная культура», Высшей школой экономики и экспертами Открытого правительства. 

В ходе мероприятия, в котором принял участие министр Российской Федерации Михаил Абызов, были представлены результаты исследования, посвященного сознательным искажениям информации о госзакупках со стороны заказчиков с целью ограничения участия в торгах посторонних поставщиков. 

Объектом исследования стали данные официального сайта zakupki.gov.ru о государственных и муниципальных закупках, проведенных в течение 2012 года. 

Механизмы нарушений 

Самыми популярными способами искажения информации о закупках стали: 

• Замена кириллических букв в названии закупки на аналогичные по написанию латинские; 

• Опечатки и ошибки в ключевых словах, определяющих предмет закупки;

• Использование в наименовании закупки только общих слов. Например, «Лот N15» или «закупка товаров»; 

• Разделение букв в составе слова пробелами или другими знаками; 

• Использование тире в корне слова, как при переносе текста; 

• Замена букв на похожие по написанию цифры. Например, буквы «о» и «б» заменяются на цифры ноль и шесть. 

В результате таких искажений информацию о закупке практически невозможно найти, если заранее не знать о ее проведении. Поэтому в таких торгах участвуют только «свои» поставщики. 

Объем нарушений 

Ошибки не всегда являются следствием злонамеренных действий заказчиков и влекут за собой ограничение конкуренции. Поэтому была проанализирована связь между умышленным искажением информации, предположительным сговором заказчика с одним из поставщиков, и ценой заключаемого контракта. 

В результате выборочного анализа за 2012 год было обнаружено: 

• 662 закупки, имеющие признаки умышленного сокрытия информации. В таких процедурах участвовал только один потенциальный поставщик; 

• около 2500 закупок, содержащие искажение информации; 

• около 9 000 закупок с единичными нарушениями – искажениями в одном слове. 

Наибольшее число нарушений приходится на следующие регионы РФ: 

1. Республика Дагестан; 
2. Город Санкт-Петербург; 
3. Новосибирская область; 
4. Московская область; 
5. Республика Башкортостан. 

Экономический ущерб 

В среднем снижение цены контракта от начальной (максимальной) цены по закупкам, имеющим признаки умышленного сокрытия информации, составило 0,79%. В аналогичных, но «прозрачных» торгах этот показатель составляет 5,83%. Объем финансирования по выявленным «слепым» закупкам c единственным участником составил около 2 млрд. 443 млн. руб. 

В случае соблюдения правил «честной игры» сумма дополнительно сэкономленных средств на торгах составила бы как минимум 96,82 млн. руб. 

В ходе исследования выявлено еще около 2500 «слепых» закупок с более чем одним участником торгов на общую сумму 15 млрд. 542 млн. руб. Потенциальный ущерб в этом случае составляет около 777,08 млн. руб. 

Таким образом, совокупный потенциальный ущерб от применения модели «слепых» закупок за 2012 год составляет 874 млн. рублей. 

Доля государственных закупок с искажениями информации незначительна по сравнению с их общим объемом. Потенциальные потери бюджета от подобных злоупотреблений не превышали в 2012 году 0,15% от общего объема средств, направляемых на госзакупки. Однако существование подобного явления эксперты назвали вопиющим фактом пренебрежения к закону со стороны государственных чиновников и поэтому, требующего полного искоренения. 

Рекомендации экспертов 

В ходе исследования эксперты разработали методические рекомендации по проверке соблюдения требований законодательства при размещении заказчиками информации о закупках на официальном сайте. 

Кроме того, они рекомендовали ФАС России внедрить в практику контрольной работы мониторинг информации о закупках на предмет возможного ее искажения. Федеральному казначейству - разработать и внедрить технические способы мониторинга искажения информации о закупках с возможностью немедленного уведомления контролирующих органов. 

При создании единой информационной системы новой контрактной системы авторы исследования предложили предусмотреть наличие внутренних алгоритмов поиска подобных искажений, не позволяющих публиковать информацию с ошибками или маркирующих ее для всеобщего ознакомления.
 
 

Источник: НАИЗ