Второй этаж и выше: в чем преимущества торговых помещений не на первых этажах бизнес-центров и смогут ли они однажды затмить стрит-ритейл?
Традиционно с понятием «торговые помещения в бизнес-центре» связан стрит-ритейл. Рестораны, магазины, сервисы — востребованная инфраструктура обычно размещается на уровне земли. Тенденцию легко объяснить поведенческим паттерном жителей мегаполиса: горожане покупают кофе по пути к метро утром, а вечером заходят в супермаркет или отделение банка. Логично разместить такие объекты на первом этаже.
Однако в реалиях 2024 года привычки людей меняются. Все чаще потребители ищут ритейл через онлайн-карты или рекомендации в социальных сетях, обращая больше внимания на информацию в смартфоне, чем на окружающие здания. Обнаружив интересный ресторан или необходимый сервис, человек обязательно туда зайдет, независимо от того, на каком этаже он расположен. Это формирует новый рыночный тренд — популярность торговых площадей выше или ниже первого этажа бизнес-центров.
Эксперты констатируют, покупательский трафик в Москве и других крупных городах России становится более локальным. Люди все чаще предпочитают совершать покупки и получать услуги в шаговой доступности от офиса или дома. На этом фоне торговые помещения в составе бизнес-центров становятся новыми точками притяжения и альтернативой привычным торговым центрам.
Наиболее востребованы в бизнес-центрах компании, деятельность которых направлена на удовлетворение базового ежедневного спроса офисных сотрудников в ключевых сервисах и услугах.
Невозможно представить современный бизнес-центр без широкого разнообразия точек общепита: столовых, пекарен, кофеен, брендовых ресторанов. Они закрывают потребность как в питании, так и в местах для проведения встреч за пределами офисов.
Необходимость в физическом и психологическом восстановлении для офисных сотрудников повышает интерес к бизнес-центрам со стороны фитнес-клубов, спортивных студий, медицинских клиник, салонов красоты. Кроме того, должны быть предусмотрены банки, турагенства, постаматы, банкоматы, вендинговые аппараты.
Вид ритейла зависит от этажа размещения. Верхние этажи бизнес-центров обычно отданы под фуд-корты, фитнес-центры и медицинские центры площадью от 1 тыс. кв. м. Трафик здесь может составлять до 2 тыс. человек в день. При этом такие крупные арендаторы также обеспечивают клиентским потоком своих соседей — небольшие торговые помещения, которые расположены в непосредственной близости от них.
Преимущества не первого этажа
Специалисты по недвижимости сходятся во мнении, что расположение на первом этаже пока обеспечивает ритейлу более высокий трафик. Однако есть множество факторов, почему торговые площади на других этажах могут обладать сопоставимо высокой ликвидностью.
Увеличению внешнего трафика посетителей второго и выше этажей способствуют современные планировочные решения, которые применяются при строительстве качественных бизнес-центров. Например, в новых бизнес-центрах свободный доступ в торговую галерею обеспечивается как из лобби, так и с улицы. При этом стоимость таких площадей заметно ниже.
В локациях с повышенной проходимостью чаще всего возводят офисные здания высокого класса. Благодаря своему расположению в сложившейся или динамично развивающейся локации бизнес-центр генерирует двойной трафик для ритейла за счет сотрудников бизнес-центра и жителей района, где расположен объект. Торговая инфраструктура в современных бизнес-центрах, как правило, не превышает 10% от общего объема площадей в проекте. Таким образом, минимизируется внутренняя конкуренция и каждое помещение найдет своего клиента со стороны как внутреннего, так и внешнего трафика.
Нестандартная архитектура как фактор успеха
Грамотный подход к строительству позволяет девелоперам уравнивать ликвидность торговых помещений на разных этажах. В первую очередь за счет характеристик самих пространств. Коммерческие площади на разных этажах оснащены витринным остеклением, продвинутыми инженерными системами, здесь высокие потолки. Если они отвечают всем требованиям арендаторов и качественно ничем не отличаются от помещений под ритейл на первом этаже, то второй или третий этаж навяжет конкуренцию привычному уровню земли.
Еще один фактор, влияющий на трафик, — доступность. Стрит-ритейл предполагает, что посетителю достаточно открыть дверь, чтобы получить необходимую услугу. Однако торговые площади на других этажах не менее доступны и даже более привлекательны в бизнес-центрах высокого класса. К торговым галереям ведут просторные стильные лобби, светлые коридоры, подняться на этаж можно на скоростных лифтах или эскалаторах. Благодаря открытому и удобному доступу торговые помещения в составе бизнес-центров привлекают внимание не только сотрудников, но и жителей района, где расположен объект.
Торговые помещения на уровнях, отличных от первого, притягивают покупателей, если через них проходит пешеходный путь, например, на участках транспортно-пересадочных узлов, переходах над землей через дорогу.
Еще один тренд, который наблюдается в последнее время — стремление локальных арендаторов сметить старый фонд на современные торговые помещения в качественных объектах по доступной цене.
Источник: rbc.ru