Саморегулируемая межрегиональная ассоциация оценщиков
Создавая лучшее, объединяем вместе!
Электронная
приемная
Вход в личный кабинет оценщика
Карта сайта
Кадастровая
карта

Постановление ФАС Поволжского округа от 09.12.2008 по делу №А65-22371/2006

08.06.2009
 
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
 
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 9 декабря 2008 г. по делу N А65-22371/2006
 
(извлечение)
 
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Казанский завод синтетического каучука", г. Казань,
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 02.04.2008 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.09.2008 по делу N А65-22371/06,
по заявлению открытого акционерного общества "Казанский завод синтетического каучука" к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 4 по РТ, г. Казань, о признании частично недействительным ее решения от 25.09.2006 N 237, с участием заинтересованных лиц - Территориального отдела Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по г. Казани, Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан, г. Казань, Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России по крупнейшим налогоплательщикам по РТ, г. Казань, Муниципального учреждения Комитет по земельным и имущественным отношениям Исполкома муниципального образования г. Казани, Федерального государственного учреждения Земельная кадастровая палата по Республике Татарстан, г. Казань,
 
установил:
 
открытое акционерное общество "Казанский завод синтетического каучука" обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 4 по Республике Татарстан о признании недействительным ее решения от 25.09.2006 N 237 в части доначисления земельного налога в сумме 4 980 757 рублей.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан 25.04.2007, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.08.2007, заявление Общества удовлетворено частично: пункт 2 оспариваемого решения признан недействительным в части зачета доначисленной суммы авансовых платежей за 1 квартал 2006 года в счет переплаты в сумме 403 642 руб., пункт 3 признан недействительным в части уплаты сумм авансовых платежей за 1 квартал 2006 г. в сумме 403 642 руб., пункт 4 признан недействительным в части необходимости внесения исправлений в бухгалтерский учет по сумме 403 642 руб. В остальной части в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 20.11.2007 решение суда первой инстанции от 25.04.2007 и постановление арбитражного апелляционного суда от 08.08.2007 отменены в части отказа в удовлетворении заявленных требований, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Судом кассационной инстанции указано на необходимость установления фактических обстоятельств дела, проверки правомерности привлечения к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ, проверки доводов заявителя и оценки правомерности заявленных требований.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 02.04.2008, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.09.2008, в удовлетворении заявления отказано.
В кассационной жалобе открытое акционерное общество "Казанский завод синтетического каучука" просит состоявшиеся по делу судебные акты отменить, мотивируя это нарушением судами норм материального права.
По мнению заявителя ответчиком неправильно применены результаты государственной кадастровой оценки земель по г. Казани, утвержденные Постановлением Кабинета Министров РТ от 05.10.2005 N 478: неверно определены кадастровая стоимость земельных участков и ставка налога под железнодорожными депо и путями, пожарной частью, поликлиникой в виду отнесения их к другим видам их функционального использования, а также под административно-производственными зданиями в кадастровом квартале под номерами 16:50:08030:0002 и 16:50:080530, поскольку их кадастровая стоимость существенно отличается от рыночной стоимости.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей сторон, судебная коллегия не находит правовых оснований для ее удовлетворения.
Как усматривается из материалов дела, решением налогового органа от 25.09.2006 N 237 по результатам акта камеральной налоговой проверки от 01.09.2006 N 237 уточненного налогового расчета по авансовым платежам по земельному налогу за 1 квартал 2006 года, Обществу доначислены авансовые платежи по земельному налогу за 1 квартал 2006 г. в счет имеющейся переплаты в сумме 4 561 273,98 руб., предложено уплатить сумму авансовых платежей за 1 квартал 2006 года в сумме 419 483,02 руб., обязав при этом внести исправления в указанной части в бухгалтерский учет.
Основанием для вынесения оспариваемого Обществом решения налогового органа послужили выводы ответчика о необоснованном уменьшении суммы авансового платежа по земельному налогу, подлежащей уплате за 1 квартал 2006 г., в сумме 4 980 757 руб. в результате неправомерного уменьшения заявителем кадастровой стоимости земельных участков (4 560 386 рублей), тогда как по данным Роснедвижимости кадастровая стоимость составила 8 592 928 рублей, а также выводы о невключении в налоговый расчет авансовых платежей по земельному налогу, перечисленных в решении и используемых Обществом земельных участков (427 698 рублей).
Коллегия выводы судов об отказе в удовлетворении заявления Общества находит правильными.
Установлено, что заявителю на праве собственности принадлежат земельные участки: 16:50:080520:0003 (под железнодорожным депо), 16:50:08 05 26:0002 (под зданиями и сооружениями военизированной пожарной части N 13), 16:50:0800503:0004 (под железнодорожными подъездными путями), 16:50:08 05 30:0002 (под административно-производственными зданиями), 16:50:08 05 30 (под производственными зданиями и сооружениями), расположенными по адресу: г. Казань, ул. Лебедева, д. 1; в пользовании Общества находится земельный участок: 16:50:08 05 30:0005 (под зданием поликлиники), отвод которого произведен на основании постановления главы Администрации г. Казани от 07.09.1998 N 1846, и другие объекты, правомерность исчисления авансовых платежей земельного налога по которым не оспаривается в рамках настоящего дела.
Заявитель считает, что согласно Постановлению Кабинета Министров Республики Татарстан от 05.10.2005 N 478 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель поселений г. Казани", земельные участки, занятые железнодорожным депо, железнодорожными путями, зданиями и сооружениями военизированной пожарной части, относятся "к прочим земельным участкам", в то время как ответчиком определена кадастровая стоимость земельных участков на основании удельного показателя кадастровой стоимости земель, соответствующего землям "под промышленными объектами"; земельный участок, занятый поликлиникой, относится к землям "под объектами оздоровительного и рекреационного назначения", в то время как Инспекцией определена кадастровая стоимость данного земельного участка на основании удельного показателя, соответствующего землям "учреждений и организаций образования". Кроме того, при определении кадастровой стоимости земельного участка под военизированной пожарной части неправильно определена ставка налога - 0,4 процента.
Коллегия считает, что суды данные доводы заявителя правомерно признали несостоятельными.
1. В соответствии с п. 1 ст. 388 НК РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
В силу п. 1 ст. 390 НК РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемая объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Кодекса.
Согласно Правилам проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316, государственная кадастровая оценка земель проводится для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения.
Государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования (п. 4 Правил).
Земли используются в соответствии с установленными для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных законов (п. 2 ст. 7 Земельного кодекса РФ).
Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 05.10.2005 N 478 утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель поселений г. Казани, в соответствии с которыми кадастровая стоимость земельных участков в кадастровых кварталах определена в зависимости от категории земель.
Решением представительного органа муниципального образования города Казани от 29.11.2005 N 2-3 "О земельном налоге" с 1 января 2006 года установлено взимание на территории муниципального образования города Казани земельного налога в соответствии с гл. 31 части второй НК РФ и п. 2 указанного решения установлены ставки земельного налога: 0,4 процента от кадастровой стоимости в отношении земельных участков под промышленными объектами, объектами коммунального хозяйства; объектами материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок, под объектами транспорта, под объектами связи; 0,3 процента от кадастровой стоимости в отношении прочих земельных участков.
Приказом Федеральной службы земельного кадастра России от 17.10.2002 N П/337 утверждена Методика государственной кадастровой оценки земель поселений, которой предусмотрено 14 видов функционального использования земель. При этом в шестую категорию отнесены земли учреждений и организаций народного образования, земли под объектами здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры и искусства, религиозными объектами, а в седьмую категорию - земли под промышленными объектами, объектами коммунального хозяйства, объектами материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок, под объектами транспорта (за исключением земельных участков под автозаправочными и газонаполнительными станциями, предприятиями автосервиса, гаражей и автостоянок), под объектами связи.
В Постановлении Кабинета Министров Республики Татарстан от 05.10.2005 N 478 данные категории названы сокращенно - земли "учреждений и организаций образования", земли "под промышленными объектами".
При отнесении указанных заявителем земельных участков к землям "учреждений и организаций образования" и к землям "под промышленными объектами" Территориальный отдел Управления Роснедвижимости по г. Казани Республики Татарстан руководствовался Техническими указаниями по государственной кадастровой оценке земель поселений, который включает в себя Типовой перечень видов функционального использования земель, установленный для ГКОЗ поселений, введенный в действие Приказом Госкомзема РФ от 22.11.1999 N 84 "О введении в действие документов по ведению государственного земельного кадастра".
В соответствии с данным Типовым перечнем по виду функционального использования к землям "учреждений и организаций народного образования, под объектами здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры и искусства, религиозными объектами" относятся земельные участки поликлиник, а к землям "под промышленными объектами, объектами коммунального хозяйства, объектами материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок, под объектами транспорта (за исключением земельных участков под автозаправочными и газонаполнительными станциями, предприятиями автосервиса, гаражей и автостоянок), под объектами связи" - земельные участки пожарных депо, земельные участки железных дорог, земельные участки железнодорожных депо.
Исходя из вышеизложенного суды правомерно пришли к выводу о том, что налоговым органом правомерно определена кадастровая стоимость земельных участков, занятых железнодорожным депо, железнодорожными путями, зданиями о сооружениями военизированной пожарной части на основании удельного показателя кадастровой стоимости земель, соответствующего землям "под промышленными объектами", и земельного участка, занятого поликлиникой, на основании удельного показателя, соответствующего землям "учреждений и организаций образования". В связи с чем налоговым органом также обоснованно применена ставка налога в 0,4 процента в соответствии с решением представительного органа муниципального образования города Казани от 29.11. 2005 N 2-3 "О земельном налоге".
2. Заявитель также считает, что кадастровая оценка земельных участков под кадастровыми номерами 16:50:080530:0002, 16:50:080530 (административно-производственные здания и сооружения) определена ответчиком неверно, поскольку не были использованы сведения о рыночных ценах. В обоснование правомерности заявленных требований заявителем представлены отчеты независимых оценщиков ООО "Юридическое агентство "Юнэкс", ООО "Оптимальная профессиональная оценка". Заявитель считает, что данное обстоятельство противоречит статье 3 НК РФ, ст. 66 Земельного кодекса РФ, Правилам проведения кадастровой оценки земель, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 08.04.2000 N 316, Методике государственной оценке земель поселений и приводит к необоснованному увеличению земельного налога и нарушению прав налогоплательщика.
Данные доводы заявителя суды обоснованно признали несостоятельными.
В соответствии со ст. 65 и п. 2 ст. 66 Земельного кодекса РФ использование земли в Российской Федерации является платным.
Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата. Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Кодексом и иными федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка путем проведения кадастровой оценки земель в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно п. 1 ст. 66 Земельного кодекса РФ рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с Федеральным законом об оценочной деятельности.
Земельный кодекс Российской Федерации различает два вида стоимости земельного участка - кадастровую и рыночную.
Согласно пунктам 1, 2 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель при государственной кадастровой оценке земель определяется кадастровая стоимость земельных участков различного целевого назначения для целей налогообложения и иных целей, установленных законом. Согласно стандартам оценки, обязательным к применению субъектами оценочной деятельности, существует рыночная стоимость объекта оценки как наиболее вероятная цена, по которой объект оценки может быть отчужден, и перечисленные в пункте 4 стандартов девять видов стоимостей, отличных от рыночной. В том числе в подпункте "е" пункта 4 стандартов указывается стоимость объекта для целей налогообложения: стоимость объекта оценки для целей налогообложения - это стоимость объекта оценки, определяемая для исчисления налоговой базы и рассчитываемая в соответствии с положениями нормативных правовых актов.
В соответствии с положениями ст. 65 Земельного кодекса РФ и ст. 390 НК РФ для целей налогообложения земельного участка определяется кадастровая стоимость земельного участка.
Федеральный закон "Об оценочной деятельности" содержит только определение понятия рыночной стоимости (ст. 3). Статьей 7 данного закона установлено, что рыночная стоимость объекта оценки устанавливается только в том случае, если в нормативном правовом акте, содержащем требование обязательного проведения оценки, не определен конкретный вид стоимости объекта оценки.
В данном случае нормативные правовые акты (п. 5 ст. 65 Земельного кодекса РФ, п. 1 ст. 390 Налогового кодекса РФ) устанавливают, что для целей налогообложения определяется именно кадастровая стоимость.
Перечисленные нормативные правовые акты не устанавливают тождества кадастровой стоимости земельного участка и его рыночной стоимости и не содержат указаний на возможность произвольной замены кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимостью.
Согласно указанным нормативным актам рыночная стоимость - наиболее вероятная цена продажи объекта (оценки, которая зависит от спроса и предложения на рынке и характера конкуренции продавцов и покупателей (принцип спроса и предложения), изменяется во времени и определяется на конкретную дату (принцип изменения).
Кадастровая стоимость - экономическая оценка, отражающая экономическую ценность территории в зависимости от целевого назначения и вида функционального использования.
Пункт 3 ст. 66 Земельного кодекса РФ не содержит указаний на то, что кадастровая стоимость земельного участка не должна превышать его рыночную стоимость.
Также в Земельном кодексе РФ не указано, что кадастровая стоимость земельного участка должна быть максимально приближена к его рыночной стоимости.
Нормативными правовыми актами, указанными выше, презумпция такого равенства не установлена. Таким образом, несоответствие показателей кадастровой стоимости рыночным ценам, не является доказательством не соответствия оспариваемого решения ответчика Налоговому кодексу РФ и Земельному кодексу РФ, федеральным нормативным документам, регулирующим вопросы государственной кадастровой оценки земельных участков.
При таких обстоятельствах коллегия судебные акты находит законными и обоснованными.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции
 
постановил:
 
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 02.04.2008 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.09.2008 по делу N А65-22371/2006 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.