Саморегулируемая межрегиональная ассоциация оценщиков
Создавая лучшее, объединяем вместе!
Электронная
приемная
Вход в личный кабинет оценщика
Карта сайта
Кадастровая
карта

Приняты поправки к закону о приватизации госимущества

11.06.2010

Приватизацию госимущества попытались перевести «на рыночные цены», сделав ряд исключений для неких компаний. Со ссылкой на какие-то будущие решения президента и правительства, кои предполагают особый статус таких юрлиц. Совет Федерации одобрил соответствующие поправки к закону «О приватизации государственного и муниципального имущества».

 
Председатель комитета СФ по экономической политике Оганес Оганян рассказал, что проект направлен на «оптимизацию приватизационных процедур и повышение эффективности приватизации государственного и муниципального имущества». Предлагается возможность утверждать прогнозный план приватизации госимущества сроком до 3 лет (точнее, на срок от одного до трех лет, сейчас - ежегодно). Считается, что такой срок соотносится с трехлетним периодом бюджетного планирования и позволит обеспечить среднесрочное планирование доходов от приватизации в госбюджет.

 

Правительство РФ утвердит перечень юрлиц для осуществления функций организатора продажи и продавца госимущества. Уточняется перечень сведений о составе приватизируемого имущества. А действующие нормы дополнятся положением о том, что внесение находящихся в госсобственности акций ОАО, созданных в результате преобразования ФГУПов, в качестве вклада в уставные капиталы ОАО осуществляется без изменений программы приватизации на плановый период, в соответствии с решениями президента или правительства РФ.

 

И это должно позволить оперативно создавать «вертикально интегрированные структуры, находящиеся под контролем государства». В частности, правительству РФ дается право поручать продажу конкретных объектов не Федеральному агентству по управлению госимуществом, а «иным юридическим лицам», например кредитным организациям, инвестбанкам или биржам. А также - право продавать объекты госимущества вне законодательно установленных конкурсных процедур - для реализации специальных инвестиционных программ. Например, путем организации IPO (публичной продажи акций).

 

Устанавливается порядок проведения аукциона с понижением цены, чтобы быстрее продавать «малоликвидное» имущество. Основная новация в том, что будущий закон отменит понятие «нормативной цены продажи государственного или муниципального имущества», которая не отражала его реальной стоимости. Начальная цена приватизируемого имущества определяется на основе отчета о его оценке, «составленного в соответствии с законодательством РФ об оценочной деятельности». Для участия в аукционе или конкурсе претендент будет вносить задаток - 10% начальной цены, указанной в сообщении о продаже (по сравнению с действующими нормами размер задатка будет одинаков для
всех претендентов). Устанавливается новый порядок продажи государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения. Для большей прозрачности и оперативности продавать будут «с использованием открытой формы подачи предложения о приобретении имущества в течение одной процедуры проведения такой продажи», тогда как сейчас покупатели могут подать заявку «в закрытой форме в течение определенных периодов времени снижения начальной цены». Базовый закон «О приватизации государственного и муниципального имущества» дополняется новой статьей, регулирующей проведение продаж в электронной форме, чтобы «снизить коррупционную составляющую при приватизации».

 

При обсуждении проекта депутат Владимир Федоткин (КПРФ) спросил, получится ли утвердить программу приватизации сразу на три года: «В прошлом году бюджет пересматривали семь раз за год. Как же мы можем программу приватизации, как один из источников пополнения бюджета, сразу на три года принимать?..» Его смутил еще один момент, касающийся, как он выразился, «необъявления цены» (отмены нормативной цены): «Продажа, приватизация муниципального имущества, как показывает анализ практики по многим областям, говорит о том, что резко сокращаются цена покупки имущества и поступления в бюджет. Как только государство или муниципальное образование не устанавливает какую-то цену, ниже которой отдавать вообще невыгодно, так всегда покупная цена ниже, и бюджеты - и муниципальный, и региональный - несут убытки».

 

Глава комитета ГД по собственности Виктор Плескачевский («ЕР») попытался развеять эти сомнения: «По трехлетке - проблема в том, что программа, прогнозный план составляется на год, и если предприятия не успели продать, то они выпадают из списка. И решили: чтоб избежать дополнительных процедур (это целый комплекс мероприятий со своей себестоимостью), пусть агентство, которое осуществляет продажи, само и решит, как оно построит процесс в пределах трехлетнего плана, пытаясь синхронизировать его с бюджетным процессом, чтобы не «перевносить» к продаже многократно те же предприятия.

 

По поводу нормативной цены: мы ее заменяем ценой рыночной, потому что нормативная цена устарела. Сегодня уже достаточно развита оценочная деятельность, и во многих случаях, мы анализировали, нормативная цена оказывается ниже рыночной. Поэтому и было предложено - и это нашло поддержку - заменить эту нормативную, абстрактную и чиновничью, цену, которая рассчитывается неизвестно как, той ценой, которая трактуется как рыночная, описана в законе (процедура, порядок) и действует уже на протяжении 10 - 15 лет в России. Практика показывает, что злоупотреблений в этом случае становится меньше хотя бы потому, что оценщик сегодня уже материально-ответственное лицо, и ему можно вменить, как частному лицу, эту матответственность, если любому заинтересованному лицу показалось, что тот в каком-то случае ошибся или злоупотребил».
 

Источник: www.solidarnost.org