Саморегулируемая межрегиональная ассоциация оценщиков
Создавая лучшее, объединяем вместе!
Электронная
приемная
Вход в личный кабинет оценщика
Карта сайта
Кадастровая
карта

7 декабря 2009 г. в пресс-центре РИА «НОВОСТИ» состоялась on-line-конференция заместителя Министра экономического развития Российской Федерации И.Е. Манылова на тему: «Создание единой федеральной системы государственной регистрации прав на недвижимость и государственного кадастрового учета недвижимости»

17.12.2009

 

Стенограмма конференции:

 

Заместитель экономического развития Российской Федерации Игорь Манылов:

 
Добрый день, дорогие участники он-лайн конференции, я очень благодарен всем, кто откликнулся на тему нашей конференции, задает вопросы. Действительно, проводимая реформа системы учета и регистрации недвижимости создает почву для таких вопросов и ответы на них и в теоретическом плане и на практике важны не только для тех, кто спрашивает, но и для тех, кто в этой системе работает.

 
Вопрос: Какова цель создания единой федеральной системы государственной регистрации прав на недвижимость?

 
Игорь Манылов: Целью создания единой системы является, прежде всего, снятие административных барьеров на пути собственника недвижимости. Также важно создание условий для использования той информации, которая собирается в едином федеральном ресурсе и может быть использована для реализации большого количества как государственных задач (национальные проекты, территориальное планирование), так и для житейских потребностей граждан, например, получение кредита под залог недвижимости.

 
- Какие изменения предусматривает одобренная Правительством Российской Федерации 11 июня 2009 года Концепция законодательства в сфере учета и регистрации?

 
Игорь Манылов:
Во-первых, указанная концепция предполагает создание единой законодательной и нормативной базы в сфере учета и регистрации. И сегодня это два отдельных блока закона нормативных актов, что порождает дублирование в процедурах учета и регистрации и не позволяет эффективно использовать получаемую информацию. Во-вторых, концепция предусматривает реализацию принципа зависимости материального содержания службы и ее сотрудников от качества и скорости работы учетно-регистрационного органа. В-третьих, предусматривается создание возможности использования сведений реестра и кадастра широким кругом пользователей от государственного органа до любого гражданина РФ.

 
- Какие самые большие проблемы, с которыми Вы столкнулись при создании единой федеральной системы государственной регистрации прав на недвижимость?

 
Игорь Манылов:
Основной проблемой является сам масштаб объединяемых структур: более 40 тысяч государственных служащих и более 5 тысяч офисов по всей стране. Кроме того, серьезной проблемой стало формирование у сотрудников регистрационных и учетных органов восприятия их работы как государственной услуги, как услуги. Поскольку прежде такая работа воспринималась больше как административно-надзорная функция государства. Но и первое, и второе обстоятельство не являются препятствием для реализации задуманной реформы и улучшения качества работы системы.

 
- Планируете ли Вы создание единого электронного кадастра, когда любой гражданин РФ может взять справку или выписку по интересующему его объекту недвижимости независимо от места и региона нахождения этого объекта?

 
Игорь Манылов: Именно это (создание единого электронного ресурса) и является основой проводимых преобразований. Принятый 4 декабря во втором чтении Государственной Думой законопроект теперь создает юридическую возможность для этого. Что касается возможностей пользователей подключения к этому электронному ресурсу, то это будет реализовано постепенно, начиная с 1 марта 2010 года до 1 января 2013 года, как это предусмотрено программой. Однако, уже сегодня, организована опытная эксплуатация электронной системы подготовки документов, обеспечено внедрение автоматизированной системы взаимодействия с клиентами Росреестра в 22 субъектах РФ.

 
- Как проводимая реформа решит проблему «теневых посредников», особенно в сфере инвентаризации (БТИ) и землеустройства?

 
Игорь Манылов:
Реформа делает систему оборота недвижимости более открытой и доступной для заявителей. Именно закрытость системы часто вынуждает граждан обращаться к теневым посредникам. Открытость информации обеспечивается сейчас путем размещения сведений о государственных услугах на портале Росреестра и на подготавливаемом Правительством едином портале государственных услуг. Кроме того, в ближайшее время вступает в силу ряд нормативных актов, регулирующих деятельность кадастровых инженеров. Известно, что во многом проблемы учета и регистрации прав возникают как последствие ошибок или недоработок в части землеустройства и технической инвентаризации.

 
- Каковы требования к профессиональной квалификации кадастровых инженеров и как будет оцениваться их профессиональная подготовка?

 
Игорь Манылов: С 1 марта для того, чтобы работать в качестве кадастрового инженера необходимо будет пройти квалификационную аттестацию, комиссии которой создаются в каждом субъекте РФ. Требования квалификации кадастровых инженеров устанавливаются приказом Минэкономразвития. В дальнейшем в случае нарушения требований законодательства кадастровым инженером, он может быть дисквалифицирован. При этом для обеспечения качества работы кадастровых инженеров могут создаваться так называемые СРО (саморегулируемые организации), которые устанавливают единые стандарты и требования к качеству подготовки документов кадастрового учета. Наличие большого круга кадастровых инженеров позволит избавиться от искусственно созданной монополии на рынке оказанных услуг.

 
Вопрос: 1. Для чего нужен кадастровый паспорт в случае создания единой системы, если в соответствии с законом о гос. кадастре он выдается только для регистрации права? 2. Почему в результате объединения 3 систем процедура кадастрового учета усложнилась? одни специалисты принимают документы, другие - обрабатывают и готовят к выдаче, третьи - принимают решения и удостоверяют выдаваемые документы? 3. Предполагается ли создание единого информационного массива объединенной службы?

 
Игорь Манылов: Действительно, кадастровый паспорт, составленный на основе сведений государственного кадастра, дублирует информацию, содержащуюся в ЕГРП. И проводимые преобразования исключают необходимость в предоставлении кадастрового паспорта правообладателям. Эта задача теперь возлагается на Росреестр. Более того, принятый 4 декабря законопроект предусматривает возможность подачи одновременно заявления на государственный кадастровый учет (если ранее он не был произведен) и государственную регистрацию прав.

 
- Как будут решаться вопросы сохранения не руководящих кадров при присоединении Роснедвижимости к Росреестру в Санкт-Петербурге путем сокращения? Когда будет утверждена структура, штатное расписание по Санкт-Петербургу и будут ли они в открытом доступе?

 
Игорь Манылов: Спешу успокоить, что численность сотрудников объединенного органа, утвержденная Росреестром по согласованию с Минэкономразвития и Минфином, соответствует численности сотрудников объединяемых ведомств. Таким образом, «технического» сокращения сотрудников не будет. Объединение территориальных органов в Санкт-Петербурге запланировано на период 01.06.2010-01.09.2010. Именно к этому моменту будет подготовлено и утверждено новое штатное расписание. Эта информация опубликованию не подлежит.

 
Вопрос: 1. С какого времени предполагается введение платы за предоставление сведений государственного кадастра недвижимости? 2. С какого времени предполагается создание федеральных автономных учреждений? 3. Когда будут утверждены параметры сведений государственного кадастра недвижимости для передачи органам местного самоуправления в порядке информационного взаимодействия?

 
Игорь Манылов: С 1 марта 2010 года вступает в силу норма закона, предусматривающая введение платы за предоставление сведений ГКН. Размер платы будет устанавливаться в Минэкономразвития. 2. Для создания федеральных автономных учреждений в этой сфере необходимо принятие ряда поправок в действующее законодательство, которые, предполагается, будут приняты в весеннюю сессию 2010 года. 3. Правовых препятствий для информационного обмена между Росреестром и органами местного самоуправления на сегодняшний день не существует. Во многом эта работа сдерживается уровнем технического оснащения органов и необходимостью взаимного согласования стандартов информационного взаимодействия.

 
- С приходом на государственный кадастр недвижимости наша компания, занимающаяся кадастровыми работами, получает более 50 % отказов от постановки на кадастровый учет, тогда как в прошлые годы этот процент был не более 1 %. Причем замечания к кадастровому паспорту каждый раз находятся новые. Государство потратило огромные деньги на создание государственного кадастра недвижимости, а итоге граждане и юридические лица получили только увеличение сроков. А вся электронная база сводится к банальному сканированию документов, требующего громадного дискового пространства, а, следовательно и затрат. Вопрос: для чего было тратить сотни миллионов бюджетных рублей, если это привело только к увеличению сроков постановки на кадастровый учет, как земельных участков, так и зданий строений и тем более сооружений? Почему такой большой процент отказов от постановки на кадастровый учет и с чем связан его рост с 1 % до 50 %?

 
Игорь Манылов: Для такой ситуации есть объективные и субъективные причины. Сам по себе переход к кадастровому учету, в соответствии с новым законом о государственном кадастре недвижимости не может приводить к такому существенному росту отказов. Думаю, что здесь дело во взаимодействии вашей организации и территориального органа Росреестра. Что касается сотрудников территориального управления, то проводимая Росреестром реорганизация как раз снимает возможность чиновника создавать так называемое «узкое горлышко» (искусственное ограничение приема документов от кадастровых специалистов). К сожалению, такие случаи в последнее время имели место. Однако, действия предпринимаемые Минэкономразвития и Росреестром, требуют не только чистоты рядов наших сотрудников, но и пересмотра подходов самих землеустроителей и инвентаризаторов к качеству и стандартизации своей работы. Нормативные основания для этого есть, в частности мы рассматриваем создаваемые сегодня СРО в качестве институтов, способных выработать общие стандарты, приемлемые как для кадастровых инженеров, так и для Росреестра.

 
- В законе «О государственном кадастре недвижимости» уже давно предусмотрена норма о подаче заявления и необходимых для кадастрового учета документов в орган кадастрового учета в форме электронных документов с использованием сетей связи общего пользования, в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений. Необходимо не много усилий для достижения серьезного эффекта, как для органа кадастрового учета, так и для кадастровых инженеров. В результате введения этой нормы снижаются сроки и трудозатраты, повышается качество. Почему Минэкономразвития РФ до сих пор не установило этот порядок и уже давно тормозит данный процесс?

 
Игорь Манылов: Действительно, указанный закон предусматривает возможность взаимодействия с кадастром в электронном виде. Однако подготовленные проекты нормативных актов для его реализации необходимо было скорректировать с учетом требований, утвержденной концепции. Кроме того, такой информационный обмен должен учитывать не только технологию осуществления кадастрового учета, но и давать возможность в дальнейшем использовать документы для регистрации прав. В противном случае принцип одного окна реализован не будет.

 
- Какую роль в упрощении взаимодействия с заявителями при оформлении прав на недвижимость и повышения эффективности предоставления услуг по регистрации прав играет интернет-сайт Росреестра?

 
Игорь Манылов: Безусловно, играет очень большую роль. Сегодня во многом благодаря сайту удается информировать заявителей о появляющихся новшествах, отслеживать динамику преобразований в зависимости от территории. Причем возможности, которые предоставляет сайт клиентам Росреестра, расширяются очень стремительно. В частности, буквально на прошлой неделе начался процесс «раскрытия» видеонаблюдения, которое уже не первый год осуществляется в офисах приема документов. Раньше эту возможность использовали для координации работы сами руководители наших ведомств. Сегодня же любой посетитель сайта может с помощью этого сервиса посмотреть своими глазами, что происходит в офисах, есть ли очереди, каков режим работы офисов и получить другую полезную информацию. Это не только удобно пользователям, но и дисциплинирует наших сотрудников. Сама эта функция сейчас постепенно распространяется на все залы Росреестра. Кроме того, активно внедряется сервис по отслеживанию стадии рассмотрения заявлений. Также появилась актуальная на сегодня возможность в онлайновом режиме предоставлять и получать сведения о коррупционных проявлениях. Любой заявитель может разместить информацию в специальном разделе о конкретном факте такого рода и получить реакцию соответствующих подразделений, призванных бороться с коррупцией.

 
- Обозначенные ранее проблемы ведения ЕГРОКС остаются не решенными, внедрение изменений в правила считается не целесообразным. Имеет ли смысл продолжать эксперимент по созданию ЕГРОКС в нескольких областях, если порядок кадастрового учёта по Федеральному закону от 24.07.2007 №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» иной?

 
Игорь Манылов: Действительно, эксперимент по созданию ЕГРОКС (Единый государственный реестр объектов капитального строительства) в нескольких областях не оправдал себя в полной мере. Однако это не значит, что проделанная работа не дала результатов. Сегодня Росреестр проводит работу по интеграции этой информации в единый федеральный ресурс.

 
- Кто отвечает в нашем государстве за мониторинг земель? У кого надзорные функции? И какими правами этот орган обладает по отношению к местной власти?

 
Игорь Манылов: В настоящее время за мониторинг земель отвечает несколько органов государственной власти: Минприроды, Минсельхоз и Росреестр. И, к сожалению, в этой сфере нет единства. По мере формирования единой системы Росреестра функции каждого контролера в этой сфере будут уточняться. В частности за Министерством сельского хозяйства и его подведомственными структурами останутся, прежде всего, функции, связанные с использованием именно сельхозземель. Соблюдение общих требований к использованию земель различных категорий останутся за Росреестром.

 
- В Европе я могу по цене пять евро за ГА свободно приобрести в местной кадастровой палате сведения на любой участок земли. В виде точной цифровой карты и сведений о землепользователях, рельефе, коммуникациях, целевом назначении, ценовой зоне участка. Эта информация является открытой без ограничений. Можно даже все получить в интернете. Только плати. На Ваш взгляд, Россия уже достигла того возраста демократии, чтобы иметь подобный платный ресурс? Справка Оборот мирового капитала в области геоинформации и технологий к 2010му году достигнет триллиона долларов США. У нас этого рынка нет, потому что нам нефти и газа хватает? Или мы выше таких

«мелочей» ?

 
Игорь Манылов: Следует учитывать, что процесс создания той информации, продажа которой, по-вашему, может конкурировать с рынком нефти и газа, в Европе занял не одно десятилетие. Мы же с вами в России активно формируем этот информационный ресурс лишь в последние 3-5 лет. Причем, что касается пространственных данных, то к их открытости мы только-только приступили.

 
- Каковы перспективы создания и использования опорной межевой сети в субъектах РФ в условиях активного внедрения космического мониторинга территории? В одном из выступлений Вы сказали, что через 2 года законы о госрегистрации и кадастре недвижимости планируется отменить. А что вместо них?

 
Игорь Манылов: Действительно, я об этом говорил. Сегодня законы о государственной регистрации и закон о кадастре недвижимости это два самостоятельных федеральных закона, принятых в разное время и регулирующих сферу учета и сферу регистрации как две независимые области оборота недвижимости. Я имел в виду, что при создании единой федеральной системы учета и регистрации основные принципы регулирования ее деятельности и процедуры должны быть универсальными, поэтому взамен двух разрозненных законов предполагается создание единого акта, обеспечивающего такое единство.

 
Источник: Минэкономразвития РФ