Саморегулируемая межрегиональная ассоциация оценщиков
Создавая лучшее, объединяем вместе!
Электронная
приемная
Вход в личный кабинет оценщика
Карта сайта
Кадастровая
карта

Обсуждение законодательных инициатив, регулирующих вопросы корпоративного управления в России

16.06.2010

9 июня 2010 г. Ассоциация независимых директоров провела заседание Клуба директоров, посвященное теме: «Обсуждение законодательных инициатив, регулирующих вопросы корпоративного управления в России».

 
Отправной точкой дискуссии по данному вопросу послужили два законопроекта, разработанные ФСФР: Федеральные законы «О внесении изменений в Федеральный закон «Об акционерных обществах» (в части создания условий для избрания независимых директоров) и «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в части привлечения к ответственности членов органов управления хозяйственных обществ).
 

На мероприятии обсуждались следующие темы:

 
• Направления совершенствования «Закона об акционерных обществах»;
• Совершенствование порядка отбора и выдвижения кандидатов для избрания в советы директоров в компании с государственным участием;
• Вопрос об ответственности членов советов директоров;
• Результаты обсуждения законодательных инициатив профессиональным сообществом директоров (АНД); 
• Оценка международным сообществом тенденций развития российского законодательства, регулирующего корпоративное управление.

 

На мероприятии выступили:

 

В. Гусаков, вице-президент, член правления, ММВБ;
А. Иконников, председатель наблюдательного совета, Ассоциация независимых директоров;
Р. Кокорев, заместитель директора Департемента корпоративного управления, МЭР РФ;
С. Пахомов, начальник Отдела корпоративных и имущественных технологий, Росимущество;
А. Синенко, заместитель руководителя, ФСФР.

 

Модерировал дискуссию: А. Филатов, исполнительный директор, Ассоциация независимых директоров

 

Выступая перед участниками заседания, А. Иконников сказал: «Для реализации инициативы Президента РФ Д.А. Медведева по созданию в России международного финансового центра нам, прежде всего, надо принять глобальные рыночные правила и научиться играть по ним. Нам также предстоит провести значительные преобразования в законодательной сфере, поскольку законодательство – это отражение того, что у нас есть сегодня и где мы хотим себя видеть в будущем. Ассоциация независимых директоров стремится внести свой вклад в достижение поставленных Президентом РФ целей и активно участвовать в процессе преобразований.

 
Разработанные ФСФР законопроекты - большой шаг вперед, но при детальном их изучении мы выявили ряд моментов, требующих доработки. Приведу некоторые предложения.

 
Прежде всего мы предлагаем улучшить существующий механизм формирования совета директоров и дать этому органу управления возможность наравне с акционерами номинировать кандидатов в совет, особенно независимых директоров. Такая практика широко распространена за рубежом и позволяет не только привлекать с рынка первоклассных  специалистов с высокой репутацией, но также избегать ситуации, когда члены совета отстаивают только позицию  акционеров, которые их номинировали и не думают о долгосрочных интересах бизнеса и всех акционеров.

 

Такое законодательное решение может существенно повысить конкурентоспособность российских компаний  и советов директоров. Мы считаем необходимым повысить доверие к институту независимых директоров путем законодательного закрепления понятия «независимый директор». В международной практике уже существует четкое определение и нам не надо изобретать «колесо».

 
В законопроекте хорошо описывается ответственность члена совета директоров. Вместе с тем мы предлагаем расширить ответственность тех лиц, которые оказывают влияние на решения членов совета директоров  через директивы или указания. Это касается как государства, так и других акционеров. 

 
Мы считаем, что к обсуждению данных законодательных инициатив необходимо привлечь практиков, инвесторов и топ-менеджеров. Поэтому на сайте Ассоциации была проведена открытая дискуссия и по итогам ее организованно мероприятие. Результаты этого обсуждения мы обобщим, подробно изложим наши предложения и замечания к законодательным инициативам и направим их разработчикам».

 

 «Наилучшие стандарты корпоративного управления надо внедрять, используя все доступные инструменты. – Отметил А. Синенко в своем выступлении. - У нас более 70 % эмитентов торгуются вне списка, и это, тем не менее, не мешает инвесторам активно совершать операции на бирже с этими ценными бумагами. При выполнении требований бирж к корпоративному управлению ряд компаний попадает в листинги А и Б, т.н. высшей лиги. Но если вспомнить число дефолтов среди таких компаний, то мы увидим, что их присутствие в листинге высшей лиги не  гарантирует инвесторам того, что компания застрахована от сложных ситуаций в бизнесе.

 

Принадлежность к листингу высшего уровня свидетельствует только лишь о качестве и глубине раскрытия информации, а также о соблюдении ряда особых требований к организации корпоративного управления. Это необходимо регулярно разъяснять инвесторам, чтобы не вводить их в заблуждение относительно инвестиционной надежности и привлекательности тех или иных ценных бумаг».

 
Продолжая свое выступление, А. Синенко обозначил направления развития законодательства в сфере корпоративных отношений: «Вы знаете, какое количество споров возникало между владельцами и теми менеджерами, кому они доверили управление их собственностью. У нас нет, к сожалению четких правовых границ, действуя в которых менеджер мог бы сказать, что в рамках закона он сделал все, что мог и должен был сделать, а остальное -  это предпринимательский риск. Установить понятные пределы добросовестного поведения менеджеров при управлении хозяйственными обществами - это важнейшая задача проекта закона, разработанного ФСФР России».
 

А. Синенко также остановился на том, какие механизмы решения наболевших вопросов в сфере корпоративных отношений предложены в обсуждаемых законопроектах: «Следующий вопрос, какова правовая природа отношений между членом совета директоров и Обществом. Мы решили прекратить эту дискуссию, определив, что эти отношения имеют гражданско-правовую основу. 

 
Оформление правоотношений между исполнительным менеджментом и Обществом предоставлено на выбор компании – трудовой контракт или гражданско-правовой договор.

 
В части представителей государства в советах директоров  мы предлагаем установить, что государство такой же акционер как частные акционеры и к государству как к акционеру следует в равной мере применять те же нормы и принципы».

 

Комментируя инициативу Ассоциации независимых директоров закреплении в законодательстве понятия «независимый директор», Р. Кокорев сказал: «Большинство развитых стран обходится без законодательно закрепленного определения понятия «независимый директор» - это решается, например, через Кодексы корпоративного управления. Нам изначально эта идея казалась не очень правильной, поскольку институт независимых директоров в России эволюционировал снизу, и хотелось регулировать его поменьше. Но есть и аргументы в пользу этой идеи – например, закрепляя статус независимого директора законодательно, государство дает сигнал бизнесу о том, что это правильный и важный институт корпоративного управления.

 
Но при практическом решении данной задачи появляется ряд проблем. Чем более подробно мы зафиксируем требования к независимым директорам  в законе, тем сложнее будет, например, проводить проверку кандидатов на такую позицию в совете директоров. Как подтверждать отрицательные факты (что человек не был работником такой-то организации, и его родственники не были)? Каковы последствия, если в будущем обнаружится обман или ошибка в этих данных? Здесь нужно найти баланс между двумя крайностями: не дать расплодиться «псевдонезависимым» директорам и не отбить у реально независимых директоров охоту номинироваться из-за бюрократии и высоких транзакционных издержек доказывания своей независимости».

 
Особое внимание Р. Кокорев уделил инициативе АНД по совершенствованию механизма номинирования кандидатов в совет директоров: «В законопроекте предусматривается возможность для компании включить в свой устав норму о минимальном количестве независимых директоров в совете. Но по вопросу о том, как обеспечить их избрание, мы разошлись с ФСФР: они предлагали ввести, по сути дела, раздельное голосование за независимых и «зависимых», мы же считали, что это подрывает принципы кумулятивного голосования и может стать источником злоупотреблений.

 

Договорились о другом механизме: если в уставе эта норма есть, но независимых избрано слишком мало, то совет считается нелегитимным и нужно созывать новое собрание для переизбрания совета. Это, конечно, определенная нагрузка на акционеров, прежде всего мажоритарных, - но, если уж они такое положение в устав включили, пусть они и несут ответственность за его реализацию».

 

Выступая перед  участниками заседания, С. Пахомов начал свою речь с обращения к присутствовавшим членам советов директоров госкомпаний: «В 2010 г. мы хотим обеспечить ваш доступ к нашей корпоративной системе, всей информации, которая у нас есть о тех Обществах, в которые вы избираетесь. Вы сможете принять участие в подготовке директив, осуществляемой нашими кураторами. Все это станет возможно благодаря внедрению IT-системы межведомственного портала.

 
В 2010 г. мы хотим сформулировать целевые показателя для отраслей и компаний с государственным участием, работающих в них».

 
Затем С. Пахомов представил позицию Росимущества по ряду ранее обсуждавшихся инициатив: «Более подробно хотелось бы остановиться на идее продления сроков полномочий членов совета директоров до 3 лет. Мы считаем, что одного года недостаточно для эффективной работы в совете директоров и предлагаем предоставить возможность Обществу самому устанавливать срок полномочий членов совета.

 
Мы также поддерживаем идею профессиональной сертификации членов совет директоров».

 
Он также ответил на вопросы присутствовавших на заседании членов советов директоров госко
мпаний: «Вопрос с вознаграждением директоров описан в Методических рекомендациях по вознаграждению членов советов директоров компаний с  государственным участием, разработанном Росимущество совместно с МЭР РФ. Касательно компенсации – вопрос открыт. Мы считаем, что этот вопрос должен урегулироваться между членами совета директоров и Обществом».
 

Источник: Ассоциация независимых директоров