Саморегулируемая межрегиональная ассоциация оценщиков
Создавая лучшее, объединяем вместе!
Электронная
приемная
Вход в личный кабинет оценщика
Карта сайта
Кадастровая
карта

И.Пушкарь: Страховые компании занижают выплаты, поскольку оценкой занимаются связанные с ними фирмы

29.06.2010

Страховые компании уходят с рынка, не справившись с кризисом, лишаются лицензий или затягивают до бесконечности процесс урегулирования убытка. Люди начали более осознанно выбирать страховую компанию, но те, кто владеет полисом разорившегося страховщика, сталкиваются с определенными сложностями.

 
Эксперты считают, что причина ситуации, сложившейся на рынке страхования, когда многие компании не справляются с объемом выплат, кроется в их демпинговых ценах на полисы в предыдущие годы. Таким компаниям сегодня не хватает страховых резервов для выполнения своих обязательств. Из числа членов Российского союза автостраховщиков (РСА) за 6 лет с рынка ушло более 30 компаний. Страховых компенсаций за них выплачено на сумму уже порядка 3,5 млрд. руб. Согласно прогнозам Российского союза автостраховщиков, в 2010 году рынок могут покинуть еще 22 компании, с начала года по июнь с рынка ОСАГО уже ушло шесть страховщиков.

  
По мнению президента Российского союза автостраховщиков Павла Бунина, возможный объем компенсационных выплат РСА за страховщиков в этом году может составить 4,94 млрд руб., что на 1,5 млрд руб. больше аналогичных выплат в прошлом году, сообщает агентство Прайм-ТАСС. 9 июня закончился резерв гарантий, из которого происходили выплаты по обязательствам страховщиков-банкротов, уточнил господин Бунин. Следующим источником станет резерв текущих компенсационных выплат РСА. «Получается, что за обанкротившиеся компании выплаты осуществляются из фондов РСА, то есть за ошибки недобросовестных страховщиков расплачиваются добросовестные», - отмечает tatcenter.ru.

 
Эксперты считают, что банкротства страховых компаний были ожидаемы. «Мы по методике Альтмана проанализировали финансовое состояние наших страховщиков, и выяснилось, что в зону риска банкротства попадает весьма значительное количество компаний», — рассказал РБК daily руководитель Федеральной службы страхового надзора Александр Коваль. Аналогичного прогноза придерживается заместитель генерального директора рейтингового агентства «Эксперт РА» Павел Самиев. По его мнению, еще порядка 15 - 20 страховых компаний могут покинуть рынок ОСАГО в этом году. Это, как правило, небольшие компании среднего эшелона, каждая из них сама по себе не оказывает существенной нагрузки на РСА. «Хорошо, что рынок «почистят», - говорит господин Самиев.

 

Источник проблем банкротства страховых компаний, по мнению экспертов, кроется в том, что вход на рынок ОСАГО изначально был излишне свободным и на него пришли как серьезные игроки, так и те, кто планировал собрать деньги и уйти. «Лидеры успешно справляются с ситуацией - виден рост портфелей и выплат, число жалоб к ним невелико», - считает первый заместитель генерального директора компании «Росгосстрах» Дмитрий Маркаров. Однако есть компании, которые, по мнению господина Маркарова, не справляются с выплатами, и объем претензий к ним превышает фонды РСА, несмотря на отчисления добросовестных членов ассоциации.

 
В будущем функции по организации изготовления бланков страховых полисов ОСАГО перейдут к РСА. Он же будет заниматься и контролем приобретения у организации - изготовителя этих бланков членами РСА. Цель инициативы – «защита интересов конечных потребителей страховых услуг». Предполагается, что возможность квотирования изготовления бланков и приостановления их отгрузки позволяют Союзу воздействовать на страховщиков, которые постоянно нарушают требования законодательства.

 

Кроме того, РСА сможет влиять на предотвращение негативных последствий от деятельности недобросовестных компаний, умышленно наращивающих объемы обязательств, исполнения которых не происходит. За период с 1 мая 2005 года по 1 мая 2010 года компании с отозванными лицензиями не вернули 2,49 млн бланков полисов ОСАГО. То есть ежегодно более 500 тыс. человек фактически могут оказаться владельцами недействительных бланков страховых полисов обязательного страхования.

 

«Сегодня некоторые страховые компании, находясь на грани банкротства, имеют возможность напоследок неплохо нажиться на распродаже полисов ОСАГО. Разумеется, это необходимо прекращать как можно скорее. Законопроект в случае его принятия существенно снизит риск покупки полиса компании, которая нарушает требования законодательства и правила профессиональной деятельности. Соответственно у автовладельцев будет гораздо меньше проблем с получением выплаты», - говорит генеральный директор страховой группы «Межрегионгарант» Евгений Потапов.

 
«Людям, купившим полисы разорившихся компаний, в первую очередь следует собрать полный комплект документов, связанный с урегулированием убытков. Это справка 748, копия постановления протокола на виновника ДТП. Желательно получить у виновника ДТП заверенную нотариусом копию оригинала страхового полиса. С этими документами следует обратиться в РСА. Они будут проверять легитимность данного бланка, то есть, был ли он продан компанией или уже после периода отзыва лицензии. Если лицензия на момент покупки была, автовладельцам помогут. Если нет, можно заводить уголовное дело на того, кто продал полис ОСАГО. Таких дел уже десятки, если не сотни тысяч. Искать будут долго. А машину, скорее всего, придется ремонтировать самому», - поясняют эксперты «Вести FM».

 
Для омичей проблема невыплат по ОСАГО стоит так же остро, как для многих российских автолюбителей. Как пишет «Ваш Ореол», омский пенсионер Николай Одиноков потратил больше трех месяцев, чтобы получить от страховой группы «УРАЛСИБ» 16 тыс. руб. Сначала пенсионеру отказали в выплате, и он пожаловался на действия компании в региональный надзорный орган в сфере страхования в Новосибирске. Через месяц ему перечислили деньги, отметив, что в выплате все равно отказали правильно.

 

Омские компании не только затягивают выплаты – они стараются максимально уменьшить их размер. «Комсомольская правда» рассказывает об омичке, попавшей в аварию в автомобиле Toyota. Расследование показало, что в аварии девушка не виновата. Она обратилась в страховую компанию «Ресо-Гарант», где оформляла ОСАГО. Компания заказала экспертизу. По ее заключению автовладелице должны были выплатить 33 тыс. 500 рублей. Но девушка не согласилась с таким решением – на ремонт машины ушло более 150 тыс. руб. Она подала иск в Кировский районный суд, который назначил независимую экспертизу. Эксперты установили, что на самом деле сумма ущерба составляет 163 тысячи. Суд обязал компанию «Ресо-Гарант» выплатить 120 тыс. руб. Остальную часть расходов на восстановление иномарки должен возместить виновник аварии.

 

Александр Тарасов, председатель комитета по вопросам жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и строительства Омского городского совета, руководитель компании «Полет и К»: «Я считаю, это обоюдоострый вопрос. Каждый застрахованный пытается найти возможность как можно больше получить от страховой компании, а те, в свою очередь, хотят заплатить меньше. Арбитром в этом вопросе может быть только государство. Нужно четче прописывать законы, положения, регламенты, чтобы не было двоякого толкования законов, разночтений. Это как запятая во фразе «казнить нельзя помиловать» – в зависимости от ее постановки смысл меняется на противоположный».

 

Игорь Пушкарь, руководитель общества по защите прав потребителей в сфере страхования: «Страховые компании сейчас занижают выплаты, поскольку оценкой занимаются связанные с ними фирмы. Юридически никакой связи нет, но по факту она очевидна. В России не существует единых стандартов оценки, поэтому даже добросовестные организации могут привести разную сумму ущерба. Но она не будет отличаться в 3-4 раза, как происходит сейчас в Омске при сравнении результатов независимых и заинтересованных оценщиков. Страховщики, занижая выплаты, рассчитывают, что человек не пойдет в суд. И некоторые действительно не обращаются туда, боясь волокиты. Но вероятность выиграть у компании такое дело – 99,9%. То же самое – с задержками выплат. Если прошло 30 дней, а денег не поступило, не нужно тратить время на переписку – лучше сразу обратиться в суд. Других эффективных способов решения проблемы пока нет».

 

Сергей Оркиш, председатель комитета по экономической политике и инвестициям Законодательного собрания Омской области, директор компании «Стройподряд»: «Необходимо ужесточать требования к страховым компаниям. С них нужно серьезнее спрашивать за нарушения законодательства. Автовладельцам, попавшим в ДТП, эффективнее всего обращаться в суд. Думаю, в перспективе Российский союз автостраховщиков пересмотрит требования к своим участникам, чтобы нарушающие законодательство компании не работали на этом рынке. Такая деятельность уже ведется – в частности, союз будет определять необходимое количество полисов ОСАГО».

 

Владимир Геворгян, исполнительный директор некоммерческого партнерства «Омское содружество автоперевозчиков»: «Бороться с этим очень просто: если человек уверен, что страховщики занизили выплату, ему нужно провести независимую оценку и с ее результатами обращаться в суд. Обращаться с претензиями к страховой компании и требовать компенсации морального вреда. Сейчас во всей стране вал этих исков, и в Омске их тоже много. Но, чтобы отсудить деньги у страховой компании, нужно, чтобы проведенная ими оценка действительно оказалась некорректной».

 

Дмитрий Балдин, директор адвокатского бюро «Правовая гарантия»: «Чтобы решить эту проблему, стоит ужесточить ответственность для страховщиков. Например, отзывать лицензии за нарушения и привлекать руководителей к административной ответственности. Если не поможет – дисквалифицировать их на определенный срок. Кроме того, сейчас, если страховщик затягивает выплаты, проценты за просрочку начисляются по ставке рефинансирования. Достаточно увеличить этот процент в несколько раз, чтобы страховым компаниям было невыгодно платить позже».

 

Источник: РИА ОмскПресс