Саморегулируемая межрегиональная ассоциация оценщиков
Создавая лучшее, объединяем вместе!
Электронная
приемная
Вход в личный кабинет оценщика
Карта сайта
Кадастровая
карта

Российская «Альфа-групп» установит контроль над крупнейшим в Турции сотовым оператором Turkcell

22.07.2011
Две компании турецкой группы Cukurova — Cukurova Financial International Ltd.(CFI) и ее материнская Cukurova Holdings AS нарушили условия кредитного соглашения с «дочкой» «Альфа-групп» Alfa Telecom Turkey (ATT). К такому выводу пришел в среду апелляционный суд Британских Виргинских островов (BVI), рассматривавший жалобу ATT. Значит, «Альфа» имеет право на залог по кредиту — акции холдинга, дающие контроль над сотовым оператором Turkcell.
 
У Turkcell хорошие перспективы роста как в Турции, так и в других странах, куда компания могла бы совершить экспансию, убежден вице-президент Altimo Евгений Думалкин. Turkcell стабильно удерживает 55% сотового рынка Турции, констатирует управляющий партнер AC&M-Consulting Михаил Алексеев. Контроль над европейским телекоммуникационным бизнесом — давняя мечта основного владельца «Альфы» Михаила Фридмана. Еще в 2006 г. он заявил, что хотел бы быть пусть мелким, но акционером глобальной телекомкомпании вроде Vodafone.
 
Отчасти эта мечта сбылась весной 2011 г., когда Vimpelcom Ltd. объединилась с Wind Telecom Нагиба Савириса. Объединенная компания, в которой Altimo принадлежит 24,99%, работает в 19 странах мира. Но еще в ноябре 2009 г. Altimo заключила соглашение с TeliaSonera об объединении долей в российском «Мегафоне» (в совокупности 68,9%) и Turkcell. Сливать акции «Мегафона» партнерам запретил российский суд. А в части, касающейся Turkcell, соглашение продолжает действовать, говорит представитель TeliaSonera Сесилия Эдстрем, и его условие — завершение судов с Cukurova и установление контроля над турецким оператором.
 
В ноябре 2005 г. ATT предоставила CFI шестилетний заем на $1,707 млрд, обеспеченный 51%-ной долей в Cukurova Telecom Holdings (CTH). По сути, в залоге оказалась возможность контролировать Turkcell, крупнейшего сотового оператора Турции: у CTH 53% Turkcell Holding, а та владеет 51% самой Turkcell. Часть займа ($574,4 млн с учетом процентов) Cukurova погасила еще в ноябре 2006 г. А пять месяцев спустя Altimo потребовала досрочного возвращения остатка — $1,45 млрд, ссылаясь на нарушения кредитного соглашения. Хотя заемщик нарушения отрицал, чтобы не лишиться заложенных акций, он в мае 2007 г. решил погасить остаток долга. Однако «Альфа» требовала именно залог, а деньги принять отказалась под предлогом опоздания платежа.
 
Кредит был лишь частью сделки «Альфы» с Cukurova — российская компания приобрела 49% CTH за $1,59 млрд. И получение залоговых акций дает российской компании контроль над 51% Turkcell. Но для этого нужно было последовательно доказать в суде факт неисполнения обязательств по кредиту (дефолта), а затем — права на взыскание залога в случае этого неисполнения обязательств.
 
То, что ATT вправе перерегистрировать на себя 51% CTH в случае дефолта, коммерческий суд BVI подтвердил еще 22 апреля 2008 г. А вот с доказательствами самого дефолта поначалу возникли проблемы. В мае 2010 г. суд не нашел его признаков и отказал «Альфе» — признав, впрочем, что, требуя досрочного погашения кредита, она не действовала злонамеренно (как это пыталась представить Cukurova).
 
Этот вердикт обжаловали обе стороны. Из решения апелляционного суда от 20 июля 2011 г. (с ним ознакомились «Ведомости») следует, что CFI допустила по меньшей мере два нарушения кредитного соглашения. По его условиям обязательство досрочного погашения кредита возникает, когда происходит событие или складываются обстоятельства, создающие риск материального ущерба для кредитора («Альфы»).
 
Такой риск возник в январе 2007 г., когда Женевский арбитражный трибунал подтвердил действительность договора между Cukurova и шведско-финской TeliaSonera от марта 2005 г. о продаже скандинавам тех самых акций Turkcell, которые восемь месяцев спустя Cukurova продала ATT. В результате у ATT возникли основания предполагать, что Cukurova придется возмещать ущерб TeliaSonera от несостоявшейся сделки (впоследствии суд оценил его в $1,8 млрд), потому она и потребовала досрочного погашения кредита, объяснила «Альфа» суду, и тот с ней согласился.
 
Вторым нарушением стал отказ CFI от досрочного погашения в ситуации, когда объем ее обязательств ($1,924 млрд на конец 2006 г.) превышал стоимость ее активов ($1,707 млрд), — с этим доводом ATT суд также согласился. Кроме того, ATT ссылалась еще на несколько нарушений, допущенных CFI, но судья апелляционного суда Иэн Кавали счел, что достаточно и уже доказанных, ведь кредитное соглашение разрешает ATT требовать досрочного возврата средств, даже если заемщик допустит одно-единственное нарушение.
 
Решение апелляционного суда вступает в силу сразу с момента принятия, говорит партнер юридической компании «Джон Тайнер и партнеры» Валерий Тутыхин. Истребовать заложенные акции для ATT скорее всего не составит труда: и CFI, и CTH зарегистрированы в той же юрисдикции, в которой принято судебное решение, — на BVI. Но у Cukurova еще остается право обратиться в высшую судебную инстанцию Великобритании — Privy Council (Тайный совет при палате лордов), напоминает менеджер Altimo (управляет телекоммуникационными активами «Альфы»). Правда, для этого еще придется доказать, что дело подсудно Privy Council, замечает Тутыхин.

Источник: ВЕДОМОСТИ