Саморегулируемая межрегиональная ассоциация оценщиков
Создавая лучшее, объединяем вместе!
Электронная
приемная
Вход в личный кабинет оценщика
Карта сайта
Кадастровая
карта

ВТБ прирос Транскредитбанком

06.12.2011

Присоединение Транскредитбанка (ТКБ) к ВТБ должно завершиться через три года и может стать хорошим примером, как с помощью покупки большой банк увеличил свою рыночную долю и решил часть внутренних проблем. Для этого ВТБ придется не просто удержать ключевых клиентов банка, но и сохранить его команду топ-менеджеров, от которых и зависит, покажет ли ТКБ ожидаемый от него рост бизнеса в ближайшие годы.

 

Капитал

 

Говорят, что идея купить опорный банк железнодорожников появилась у главы ВТБ Андрея Костина несколько лет назад. В середине 2007 года, когда его пригласили в совет директоров РЖД, Транскредитбанк уже интересовался возможностью привлечь внешних инвесторов для участия в своем капитале. На эту роль, например, рассматривался ЕБРР, но иностранцы уклонились от предложения.

 

Тогда поступило предложение продать ТКБ на аукционе. Собеседники РБК daily рассказывают, что автором идеи выступила глава Минэкономразвития Эльвира Набиуллина. Но поддержать ее предложение в РЖД не решились, поскольку тогда бы пришлось давать гарантии потенциальному покупателю, что госкорпорация останется клиентом банка.

 

Шло время, и проблема внешнего инвестора для ТКБ становилась все более острой: чтобы сохранить рост бизнеса, банку требовалось поддерживать норматив Н1 («Достаточность капитала»). В феврале 2008 года достаточность капитала ТКБ снизилась до уровня 10,61% (при минимальном нормативе ЦБ 10%). Проблему решили закрыть пенсионными деньгами. В июне 2008 года один из крупнейших фондов — НПФ «Благосостояние», учредителями которого также выступали структуры РЖД (в част­ности, ОАО «Торговый дом РЖД», Российский профсоюз железнодорожников и транспортных строителей и ТКБ), выкупил допэмиссию банка по 8 руб. за акцию, получив 20% акций ТКБ. Капитал банка достиг 2,25 млрд руб., а доля главного акционера РЖД в итоге снизилась до 55%. Остальным владели миноритарии и фонд под управлением УК «РВМ Капитал». Компания учреждена НПФ «Благосостояние» и ИГ «Росвагонмаш» (управляет закрытыми фондами).

 

По словам одного из банкиров, участвовавших в той сделке, фонду «Благосостояние» были готовы доверить и более значительную часть пакета акций ТКБ, что могло снять проблему с капиталом. «Но РЖД испугались утратить контроль за финансовыми потоками, поскольку сама структура НПФ несет определенные риски для собственника, — говорит собеседник РБК daily. — Таким образом, у ЦБ могли бы появиться вопросы к банку».

 

НПФ «Благосостояние» поддержал банк, не только выкупив часть пакета акций, но и разместив в банке субординированные займы (по российскому законодательству такие депозиты могут учитываться при расчете величины собственного капитала банка). Банк получил в виде длинных депозитов порядка 13 млрд руб. пенсионных денег.

 

В итоге если на 1 января 2007 года активы ТКБ составляли 71,8 млрд руб., а кредитный портфель достигал 53,3 млрд руб., то через год эти же показатели уже были на уровне 118,4 млрд и 85,7 млрд руб. соответственно. Данные же РСБУ по итогам 2008 года показывают более чем двухкратный рост основных показателей банка. При этом норматив Н1 удавалось поддерживать на уровне 11,4—11,8. В 2009 году он вырос до 13,68% (данные на 1 июля 2009 года), притом что чистая ссудная задолженность банка на ту же дату превышала уже 160 млрд руб.

 

Присоединить и удержать

 

Переговоры между акционерами ТКБ и ВТБ начались в середине 2010 года, но только этим летом руководители обоих банков стали открыто комментировать предстоящее объединение. В ВТБ не скрывали, что помимо обслуживания финансовых потоков основного клиента ТКБ — РЖД главным образом рассчитывали увеличить свою долю в сегменте корпоративного кредитования за счет компаний средней капитализации. «Примерно половина портфеля ТКБ сформирована заемщиками с выручкой менее 10 млрд руб., — говорит член правления ВТБ Екатерина Петелина. — Это очень важные для нас клиенты, поскольку, к сожалению, сегодня у нас доля рынка в этом сегменте значительно ниже, чем в сегменте крупных компаний». По ее словам, чтобы удержать этих клиентов, ВТБ готов дать им более широкую продуктовую линейку и предложить выгодные условия, например в части cash-management, кредитных продуктов, инвестиционно-банковских услуг.

 

Интерес к обслуживанию некрупных компаний у ВТБ в значительной степени связан с финансовой стороной вопроса. Благодаря ориентации на кредитование компаний средней капитализации коэффициент возврата на капитал у ТКБ гораздо выше, чем у корпоративного банка ВТБ. По некоторым оценкам, у ТКБ он в разное время достигал 30%, тогда как по группе ВТБ, по данным МСФО за шесть месяцев 2011 года, этот показатель был на уровне 18,1% (годом ранее — 9,7%). Столь значительное повышение эффективности бизнеса в 2011 году у ВТБ некоторые аналитики объясняют именно тем, что группа включила в отчетность результаты ТКБ.

 

Экс-зампред Банка России Сергей Алексашенко в своем блоге писал, что включение в отчетность группы ВТБ показателей Транскреда положительно сказалось на финансовых показателях группы. Действительно, опубликованная консолидированная отчетность по МСФО группы ВТБ за второй квартал  и за первое полугодие 2011 года отразила хороший финансовый результат. Чистая прибыль во втором квартале 2011 года составила 27,5 млрд руб., а за первое полугодие 2011 года — 53,6 млрд руб. Это существенно больше, чем за аналогичные периоды 2010 года (9,8 млрд и 25,1 млрд руб. соответственно).

 

«Средневзвешенная маржа у ТКБ не выше, чем по группе ВТБ в целом, но выше, чем у банка ВТБ, — признает г-жа Петелина. — Это связано с разницей в структуре бизнеса. У Транскредитбанка более 40% портфеля сформировано заемщиками с выручкой до 10 млрд руб., а это более маржинальный сегмент».

 

Что касается обслуживания ключевого клиента Транскредитбанка — РЖД, то заинтересованность ВТБ сосредоточена исключительно в получении контроля над финансовыми потоками монополии. Поэтому в соглашении между банками предусмотрено, что монополист не будет выводить счета в период интеграции ТКБ, а также не станет приобретать или открывать собственные банки.

 

При этом с точки зрения кредитования доля РЖД в портфеле Транскредитбанка не столь значима. По словам главы ТКБ Юрия Новожилова, она не превышает 13%: «Если раньше доля РЖД в бизнесе банка достигала 50—60%, то сейчас она не больше 30%».

 

Объединение поможет ВТБ расширить сеть офисов. По словам Юрия Новожилова, планируется, что в ходе интеграции 240 офисов ТКБ войдут в ВТБ24, а порядка 30 филиалов банка, ориентированных на корпоративный бизнес, вольются в состав сети ВТБ. Закрыто при этом будет около 10% всей филиальной сети ТКБ. «Уже сейчас мы не открываем новых отделений банка, — говорит банкир. — ВТБ и ВТБ24 также не открывают филиалы в городах, где есть сеть ТКБ».

 

Кадры решают все

 

В ВТБ уже предприняли усилия, чтобы удержать клиентов присоединяемого Транскредитбанка. Например, в ВТБ появился специальный департамент транспорта, который возглавил Андрей Бурлинов. В итоге новый акционер ТКБ рассчитывает, что кредитный портфель банка к 2013 году должен вырасти на 24% (480 млрд руб.), а средства клиентов на счетах — увеличиться на 22% (до 428 млрд руб.). Чтобы все это сбылось, прежде всего предстоит побороться за ключевых менеджеров, от которых зависит сохранение клиентской базы ТКБ.

 

«Сотрудники в ТКБ пока не в курсе, как им заплатят за участие в интеграции и заплатят ли вообще, — сказал РБК daily один из топ-менеджеров банка. — Поэтому не очень понятно, какой смысл развивать сейчас бизнес в ТКБ при отсутствии гарантий. Единственное, на что можно рассчитывать, это то, что при увольнении будет выплачен годовой доход». Между тем за сотрудниками ТКБ уже началась настоящая охота. Источники на рынке говорят, что интерес к персоналу ТКБ проявляют крупнейшие игроки, среди которых Газпромбанк, Сбербанк и Альфа-банк.

 

Проблема с кадрами может негативно сказаться на отношениях ВТБ и ключевого клиента Транскредитбанка — РЖД. «Вся эта система держится на региональных менеджерах банка, которые, понятно, вряд ли захотят пойти на вторые роли, ограничившись только корпоративным сегментом и став, скажем, замом у главы регионального подразделения ВТБ», — рассуждает собеседник РБК daily. По его словам, есть риск, что сработает система «свой-чужой». «Тогда кадровая реструктуризация пойдет не по принципу профессиональной компетенции или веса бизнеса в каждом конкретном филиале», — опасается эксперт, отмечая, что в итоге потери клиентской базы при интеграции ТКБ в ВТБ могут превысить 50%.

 

В ВТБ осознают проблему и сейчас рассматривают разные сценарии поощрения менеджмента. «Одним из вариантов может стать система отложенных бонусов, то есть когда премии ключевым сотрудникам выплачиваются через два-три года по итогам», — рассказал РБК daily источник, близкий к ВТБ. «Сейчас в ТКБ существует система мотивации для сотрудников, в соответствии с которой премии привязаны к чистой прибыли банка, — сообщила Екатерина Петелина. — Мы рассчитываем, что в ближайшее время будет принята опционная программа по группе ВТБ. В нее будут включены не только топ-менеджеры ВТБ, но и ключевые менеджеры «дочек», в том числе ТКБ».
 

Источник: РБКdaily