Саморегулируемая межрегиональная ассоциация оценщиков
Создавая лучшее, объединяем вместе!
Электронная
приемная
Вход в личный кабинет оценщика
Карта сайта
Кадастровая
карта

Контрольные пакеты двух дочерних компаний ОАО «РЖД» будут проданы по цене определенной на основании отчета независимого оценщика

02.03.2012

Контрольные пакеты (75% минус 2 акции) двух дочерних компаний ОАО «РЖД» – ОАО «Вагонреммаш» и ОАО «Желдорреммаш» – будут проданы. Соответствующие распоряжения подписаны правительством РФ. Какое значение для отрасли это будет иметь и насколько интересны данные активы для потенциальных инвесторов?
 

В конце января 2012 года Министерство экономического развития согласовало с Минтрансом и РЖД продажу на конкурсе 3,055 млрд и 11,372 млрд обыкновенных акций ОАО «Вагонреммаш» и ОАО «Желдорреммаш» соответственно. Пакеты бумаг должны быть проданы по цене не ниже рыночной, определенной на основании отчета независимого оценщика.

 

ОАО «Желдорреммаш» в качестве дочернего предприятия РЖД образовано в 2009-м на базе Дирекции по ремонту тягового подвижного состава в рамках реализации структурной реформы на железнодорожном транспорте. Сегодня компания представляет собой интегрированный ремонтный комплекс, распределенный по всей сети РЖД и включающий в себя 11 филиалов: 10 локомотиворемонтных заводов и инжиниринговый центр в Ярославле.

 

ОАО «Вагонреммаш» начало хозяйственную деятельность в середине 2008 года. Оно было образовано на базе имущества трех вагоноремонтных заводов – Воронежского, Новороссийского и Тамбовского.

 

«Продажа контрольных пакетов акций данных компаний запускает процесс структурных изменений в сфере ремонта локомотивов и пассажирских вагонов. Данные шаги являются практическим воплощением планов по повышению эффективности ремонтного комплекса ОАО «РЖД» и переходу на рыночные отношения между ремонтными предприятиями и заказчиками, включая определение финансовой ответственности за качество и своевременность ремонтов», – отмечает руководитель отдела исследований транспортного машиностроения Института проблем естественных монополий Константин Кострикин. Предполагается, что новые собственники будут инвестировать в модернизацию ремонтных производств, внедрение современных технологий ремонта локомотивов и пассажирских вагонов.

 

По мнению опрошенных нами экспертов, данные активы, безусловно, представляют интерес для инвесторов. «Несмотря на относительно небольшие обороты, «Желдорреммаш» является одним из основных игроков в сегменте сервисных услуг для тягового подвижного состава. Покольку компания оперирует не только в России, но и в странах СНГ (владеет активами на Украине, в Латвии и Узбекистане), то ее покупатель получит доступ не только на российский рынок, но и практически на все пространство колеи 1520 мм, – отмечает соруководитель аналитического отдела независимого аналитического агентства «Инвесткафе» Дмитрий Адамидов. – Что касается «Вагонреммаша», то эта компания является крупным игроком на рынке ремонта вагонов на Юге России».

 

Если «Желдорреммаш» в настоящее время обслуживает преимущественно ОАО «РЖД», то «Вагонреммаш» уже в основном ориентируется на независимых операторов и работает на конкурентном рынке. «Продажа их акций серьезно повлияет на отрасль только в том случае, если их приобретет кто-то из крупных железнодорожных операторов и тем самым изменит портфель заказов (например, переориентирует на обслуживание собственного подвижного состава). Во всех остальных случаях продажа серьезных пертурбаций не вызовет», – считает Д. Адамидов.

 

По его оценкам, исходя из уже имеющейся практики продажи акций дочерних и зависимых обществ ОАО «РЖД», оценка пакетов будет примерно в 1,8–2 раза превышать стоимость чистых активов компаний. Если отталкиваться от результатов 2010 года, то 100% акций ОАО «Желдорреммаш» оценят не ниже 30–31 млрд руб. Таким образом, пакет 75% минус 2 акции может стоить примерно 23 млрд руб. По ОАО «Вагонреммаш» – 8,6–8,7 и 6,5 млрд руб. соответственно.

 

«Другой вопрос – насколько потенциальные покупатели будут готовы внести такую сумму», – замечает аналитик. По его мнению, инвесторами в обоих случаях в основном могут стать крупные железнодорожные операторы, поскольку именно они имеют достаточно средств для того, чтобы заплатить цену, устраивающую ОАО «РЖД».

 

«Желдорреммаш» может быть интересен в свете ожидаемой либерализации локомотивного парка. «Идея эта, мягко говоря, спорная, но если она все же будет продавлена и РЖД вынудят на это пойти, то ремонтная компания, безусловно, будет привлекательна. Без либерализации локомотивной тяги покупка акций «Желдорреммаша» может быть осуществлена только по привлекательной цене (на уровне, примерно равном чистым активам), потому что много заработать исключительно на заказах РЖД вряд ли удастся, – полагает Д. Адамидов. – К слову, за 2010 год рентабельность по чистой прибыли составила менее 2%».

 

«Вагонреммаш» тоже не показывает высокую рентабельность (за 2010 г. по чистой прибыли – 1,2%), но покупка акций этой компании может быть интересна для управления рисками и отчасти конкурентной борьбы. «Оператор, приобретающий такой актив, получает свою ремонтную базу и в определенной степени может оказывать давление на конкурентов, если, конечно, они ремонтируют свой подвижной состав на его мощностях», – отмечает эксперт. Вариант покупки этих активов обычными, так сказать, инвесторами с целью получения дохода рассматривается как маловероятный.

 

В свою очередь, К. Кострикин подчеркивает, что стоимость пакетов акций двух ДЗО зависит от результатов оценки независимыми оценщиками. При таком подходе учитывается как рыночная стоимость активов, находящихся на балансе предприятий, так и их рыночные перспективы. «С учетом того, что основным заказчиком «Желдорреммаша» еще длительное время будет оставаться ОАО «РЖД», а заказчиком «Вагонреммаша» – ОАО «Федеральная пассажирская компания», можно констатировать, что рынок сбыта услуг этих заводов вполне стабильный, и это тоже должно быть учтено при определении стартовой цены пакетов акций», – отмечает К. Кострикин. На его взгляд, данные активы в первую очередь могут заинтересовать производителей локомотивов и пассажирских вагонов.

 

Источник: rzd-partner.ru