Саморегулируемая межрегиональная ассоциация оценщиков
Создавая лучшее, объединяем вместе!
Электронная
приемная
Вход в личный кабинет оценщика
Карта сайта
Кадастровая
карта

УФНС России по Московской области даны ответы на «горячие вопросы» о порядке администрирования имущественных налогов, включая земельный налог

16.10.2012

 

УФНС России по Московской области обобщило типовые вопросы, поступающие от налогоплательщиков о порядке администрирования имущественных налогов в 2012 году, и опубликовало следующие разъяснения.

 

1. В сентябре текущего года налоговые органы Московской области завершили кампанию по направлению гражданам налоговых уведомлений для уплаты имущественных налогов за 2011 год. Какой прогноз поступлений по земельному налогу и налогам на имущество физических лиц в консолидированный бюджет Московской области?

По итогам мероприятий, проведённых налоговыми органами Московской области по расчёту налоговых обязательств граждан в отношении указанной группы налогов, УФНС России по Московской области сформирован следующий прогноз налоговых поступлений в консолидированный бюджет Подмосковья:
- по земельному налогу в отношении более 1,867 млн. налогооблагаемых земельных участков планируется мобилизовать в муниципальные бюджеты 2 млрд. 529 млн. рублей по обязательствам более 1 млн. 710 тыс. налогоплательщиков-физических лиц, что на 50,5% больше аналогичных налоговых поступлений прошлого года;
- по налогам на имущество физических лиц в отношении порядка 2 млн. 178 тыс. строений, помещений и сооружений планируется мобилизовать в бюджеты 2 млрд. 204 млн. рублей по налоговым обязательствам более 2 млн. 424 тыс. налогоплательщиков, что в 6 раз больше налоговых поступлений прошлого года.
Основные тенденции, с которыми связан такой прогноз касаются:
- применения с 1 января 2011 г. актуализированных результатов кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений, утверждённых распоряжением Минэкологии Московской области от 23.12.2009 № 121-РМ;
- применения в соответствии с Постановлением Правительства Московской области от 12.10.2010 № 871/47 коэффициентов перерасчёта восстановительной стоимости строений и помещений граждан;
- результатов верификации и актуализации баз данных налоговых органов на основе обработке «годовых» сведений, поступивших в налоговые органы из территориального информационного ресурса Росреестра;
- дополнительного вовлечения в налоговый оборот недвижимого имущества, которое ранее не привлекалось к налогообложению.
Напомним, в прошлом году в связи с принятием Федерального закона от 27.07.2010 № 229-ФЗ были перенесены и максимально сближены сроки уплаты имущественных налогов физическими лицами за 2011 год, что позволило обеспечить формирование в 2012 году единых налоговых уведомлений для уплаты гражданами сразу всех имущественных налогов (земельного налога, налога на имущество физических лиц и транспортного налога).
Всего налоговыми органами Московской области сформировано и обеспечено централизованное направление налогоплательщикам 4,3 млн. налоговых уведомлений.

 

2. Каковы основные причины роста величины земельного налога и налогов на имущество физических лиц в Московской области за 2011 год?

 
  •  Налоговым законодательством предусмотрено определение размера имущественных налогов в зависимости от налоговых ставок и величины налоговой базы.
Ставки земельного налога и налогов на имущество физических лиц в пределах, предусмотренных нормами статьи 394 Налогового кодекса Российской Федерации и статьи 3 Закона Российской Федерации от 09.12.1991 № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц» устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.
Налоговая база представляет собой стоимостную характеристику объекта налогообложения, определённую в соответствии с налоговым законодательством.
а) В отношении земельных участков
Налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения. Кадастровая стоимость – стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки земель (далее – ГКОЗ) либо рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости в суде или комиссии по рассмотрению таких споров. Результаты ГКОЗ утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, сведения о кадастровой стоимости используются для целей налогообложения с момента их внесения в государственный кадастр недвижимости (в Московской области полномочиями по утверждению результатов ГКОЗ наделено Министерство экологии и природопользования Московской области).
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 № 316 «Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель» государственная кадастровая оценка земель проводится не реже одного раза в 5 лет.
Налоговая база по земельному налогу за 2011 год определяется на основании следующих результатов ГКОЗ:

 

 

 

Для определения налоговой базы по налогу за 2011 год были актуализированные результаты ГКОЗ для земель садоводческих, огороднических и дачных объединений (утверждены распоряжением Минэкологии Московской области от 23.12.2009 № 121-РМ).
б) В отношении жилых домов, квартир, комнат, дач, гаражей, иных строений, помещений и сооружений
Налоговая база определяется как суммарная инвентаризационная стоимость объектов налогообложения. Инвентаризационная стоимость – восстановительная стоимость объекта с учётом износа и динамики роста цен на строительную продукцию, работы и услуги. Суммарная инвентаризационная стоимость – это сумма инвентаризационных стоимостей строений, помещений и сооружений, признаваемых объектами налогообложения и расположенных на территории представительного органа местного самоуправления, устанавливающего ставки по данному налогу.
Определение восстановительной стоимости строений и сооружений производится по Сборникам укрупнённых показателей восстановительной стоимости с ее последующим пересчетом в уровень цен 1991 года по индексам и коэффициентам, введённым постановлениями Госстроя СССР, а затем в уровень цен года оценки по коэффициентам, утверждаемым органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (в Московской области полномочиями по установлению указанных коэффициентов наделено Правительство Московской области).
Для определения налоговой базы по налогам за 2011 год Постановлением Правительства Московской области от 12.10.2010 № 871/47 утверждены коэффициенты перерасчёта восстановительной стоимости строений, помещений и сооружений, принадлежащих гражданам на праве собственности.
Ознакомиться с нормативными правовыми актами Московской области, определяющими налоговую базу за земельные участки, строения, помещения, сооружения граждан, начиная с налогового периода за 2010 г. и последующие годы, можно воспользовавшись Интернет-сервисом УФНС России по Московской области«Интерактивная приёмная по вопросам налогообложения имущества физических лиц», рубрика «Узнай налоговую базу (стоимость) недвижимого имущества»;.
 
3. Прокомментируйте возможные действия налогоплательщика в случае, если он не получил налоговое уведомление для уплаты земельного налога либо в полученном уведомлении содержатся некорректные сведения о периоде владения землёй?

 
  • Напомним, по состоянию на 01.09.2012 налогоплательщикам Московской области было направлено 4 млн. 315 тыс. налоговых уведомлений. Формирование уведомлений проводилось налоговыми инспекциями Московской области, а их массовая печать и рассылка заказными письмами налогоплательщикам – через Межрегиональную инспекцию ФНС России по централизованной обработке данных.
Если Вы не получили налоговое уведомление за недвижимое имущество, которым Вы владели в 2011 году (и при этом не относитесь к лицам, имеющим право на налоговые льготы), либо полученное уведомление содержит некорректную информацию (например, объект налогообложения, сведения о котором содержатся в уведомлении, в соответствующем налоговом периоде не принадлежал Вам; в уведомлении отсутствуют сведения об объектах налогообложения, которыми Вы владели в соответствующем налоговом периоде, в уведомлении приведены иные некорректные данные) для сообщения об этом налоговым органам можно воспользоваться специальной формой заявления, прилагаемой к каждому уведомлению.

 
Направить такое Заявление в налоговый орган можно в электронном виде, воспользовавшись официальным Интернет-сервисом УФНС России по Московской области «Интерактивная приёмная по вопросам налогообложения имущества физических лиц», либо почтовым сообщением в налоговые инспекции Московской области.

 
После обработки указанного заявления (в т.ч. посредством направления запросов в иные федеральные органы исполнительной власти и их территориальные органы (организации), предоставляющие информацию для налогообложения в соответствии со статьёй 85 Налогового кодекса Российской Федерации), при наличии оснований налоговые органы произведут расчёт (перерасчёт) суммы налога с направлением Вам корректного налогового уведомления либо информации о том, что соответствующее уведомление будет направлено в следующий налоговый период (если истекли сроки направления уведомления в текущем налоговом периоде).

 
Веб-сервис УФНС «Интерактивная приёмная по вопросам налогообложения имущества физических лиц»  дополнительно позволяет ознакомиться с перечнем категорий граждан, которым предоставляется право на использование льгот по имущественным налогам в Московской области, направить в налоговый орган заявления об использовании таких льгот, зарегистрироваться в «Личном кабинете налогоплательщика для физических лиц», получить информацию о ставках по имущественным налогам, узнать налоговую задолженность.
 
4. Каковы основные изменения в процессе налогового администрирования по имущественным налогам по сравнению с 2011 годом? В чём содержание механизма «обратной связи» с налогоплательщиками, внедрённого налоговыми органами Московской области в текущем году?

 
Основные изменения в процессе налогового администрирования по имущественным налогам касаются следующих вопросов:

 
1) Направление единого налогового уведомления

 
В текущем году формирование налогового уведомления производится в зависимости от наличия у гражданина объектов налогообложения по нескольким налогам, подлежащим уплате (земельный налог, транспортный налог, налог на имущество физических лиц). Новая форма налогового уведомления, утверждённая приказом ФНС России от 05.10.2010 № ММВ-7-11/479@, позволяет в одном уведомлении отразить все обязательства налогоплательщика по указанным выше налогам, а не направлять как было ранее по каждому налогу отдельное уведомление. Данная мера позволила налоговым органам Московской области сэкономить на рассылке налоговых уведомлений минимум 52 млн. рублей по сравнению с 2010 годом.

 
Однако из каждого муниципального образования по месту нахождения объекта налогообложения должно прийти налоговое уведомление отдельно, если такие муниципальные образования администрируются разными налоговыми инспекциями. Например, если земельный участок находится в Истринском районе, а квартира – в Одинцово, Вы должны получить два уведомления, соответственно из ИФНС по г. Истра и МРИ № 22;

 
2) Сроки уплаты налогов

 
На основании новой редакции пункта 9 статьи 5 Закона Российской Федерации «О налогах на имущество физических лиц», действующей с 01.01.2011, налог за 2011 год физические лица должны будут уплатить на основании налоговых уведомлений не позднее 1 ноября 2012 года.

 
Что касается сроков уплаты земельного налога, на основании статьи 397 Налогового кодекса Российской Федерации срок уплаты для налогоплательщиков-физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, устанавливается муниципальными правовыми актами в отношении земель на соответствующей территории (в Московской области, как правило, муниципалитетами установлен срок уплаты налога – не позднее 1 ноября года, следующего за истекшим налоговым периодом, т.е. срок уплаты налога за 2011 год – не позднее 1 ноября 2012 г.).

 
Рассылка налоговых уведомлений и платёжных документов производилась налоговыми органами не менее чем за 30 дней до наступления срока платежа по налогу. Поэтому получив налоговое уведомление, мы рекомендует не откладывать уплату налогов и исполнить Вашу обязанность по их уплате, предусмотренную статьёй 57 Конституции Российской Федерации, до наступления предельных сроков налоговых платежей.
В случае, неисполнения налогоплательщиком-физическим лицом обязанности по уплате налога налоговый орган после выставления требования об уплате налоговых платежей обращается в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счёт имущества данного лица и о привлечении его к налоговой ответственности.

 
3) Реализация принципа «обратной связи с налогоплательщиками»

 
В этом году впервые с каждым налоговым уведомлением налогоплательщики получили форму заявления в налоговый орган о некорректной информации, содержащейся в уведомлении. В заявлении предусмотрено три раздела: «Объект налогообложения, сведения о котором содержатся в налоговом уведомлении, не принадлежат мне на праве собственности, владения, пользования»; «В налоговом уведомлении отсутствуют сведения об объектах налогообложения»; «В налоговом уведомлении приведены иные некорректные данные».

 
Налогоплательщик может направить заявление в налоговые органы любым способом: через Интернет-сайты УФНС (cервис Интерактивная приёмная по имущественным налогам) или ФНС России (сервис Обратиться в ФНС ) почтовым сообщением; через специализированный ящик-накопитель для корреспонденции в любой налоговой инспекции.

 
Налоговые органы, получая заявления, рассматривают их в общем порядке. В первую очередь, уточняется информация по базе данных налоговых органов. В случае, если произошла техническая ошибка, она исправляется, о чем сообщается налогоплательщику. Если ошибка повлияла на сумму налога, налоговые органы делают перерасчёт и направляют новое налоговое уведомление в адрес налогоплательщика.

 
С мая текущего года УФНС России по Московской области проводилисьинформационно-просветительские акции «Выездные приёмы садоводов Подмосковья» (совместно с Управлением Росреестра по Московской области, филиалом ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Московской области, ГУП МО «МоБТИ»), и «Выездной патруль-2012» (совместно с органами гостехнадзора Минсельхоза Московской области). Целью выездных приёмов было помочь налогоплательщикам в оформлении документов для уточнения налоговых обязательств, получении консультаций, подачи заявлений о выполнении кадастровых процедур, регистрации прав на недвижимое имущество, регистрационно-учетных действий в отношении самоходных транспортных средств, без посещения офисов налоговой службы и регистрирующих органов. В настоящее время в Акциях приняло участие более 79 садоводческих, огороднических и дачных объединений. Результаты Акций постоянно освещаются на официальном Интернет-сайте УФНС.

 
В рамках реализации принципов клиентоориентированного взаимодействия с налогоплательщиками УФНС был внедрён новый Интернет-сервис «Интерактивная приёмная по вопросам налогообложения имущества физических лиц». Обращение в УФНС, направленное через «Интерактивную приёмную…» (в т.ч. по вопросам содержания налогового уведомления, предоставления налогоплательщику налоговых льгот, расчёта налогов и т.п.), не требует представления налогоплательщиками каких-либо документов и непосредственного посещения офиса налогового органа. 
 


5. Какие мероприятия проводятся в Московской области для дополнительного привлечения к налогообложению тех объектов недвижимости, на которые раннее налоги не исчислялись?

 
  • С учётом предложений УФНС России по Московской области 21.08.2012 Вице-губернатором – Председателем Правительства Московской области был утверждён План мероприятий по мобилизации доходов консолидированного бюджета Московской области на 2012-2015 годы, предусматривающий меры по массовому привлечению к налогообложению:

 
- порядка 230 тыс. объектов капитального строительства, права граждан на которые зарегистрированы в «упрощённом» порядке (без проведения технической инвентаризации и определения инвентаризационной стоимости объектов);
- более 71,5 тыс. земельных участков, находящихся в собственности, постоянном (бессрочном) пользовании или пожизненном наследуемом владении, в отношении которых не была рассчитана кадастровая стоимость по причине отсутствия в государственном кадастре недвижимости и в базе данных налоговых органов сведений о категории и (или) виде разрешённого использования земельных участков либо в отношении которых, установленное разрешённое использование не позволяет их отнести к определённой оценочной группе, принятой для расчёта кадастровой стоимости.

 
Так, в отношении указанных объектов капитального строительства (в т.ч. жилые строения, объекты вспомогательного использования, созданные на предназначенном для ведения дачного хозяйства или садоводства земельном участке, гаражи, иные объекты, если для их строительства или реконструкции не требуется выдача разрешения на строительство) налоговыми органами совместно с Минмособлимуществом, областным БТИ и муниципалитетами разработана «Дорожная карта» вовлечения объектов в налоговый оборот, предусматривающая:

 
- определение инвентаризационной стоимости объектов в соответствии с приказом Минстроя России от 04.04.1992 № 87 «Об утверждении Порядка оценки строений, помещений и сооружений, принадлежащих гражданам на праве собственности» в рамках соглашений БТИ с муниципальными образованиями Московской области с учётом выделенного бюджетного финансирования на выполнение данных работ;

 
- формирование БТИ сведений об объектах и передача их в налоговые органы в соответствии с приказом ФНС России от 11.02.2011 № ММВ-7-11/154@ и соглашением между УФНС и ГУП МО «Московское областное бюро технической инвентаризации» от 14.01.2011 № 01-19-08/3;

 
- дальнейшее налогообложение объектов, начиная с налогового периода 2012 года в соответствии с Законом Российской Федерации от 09.12.1991 № 2003-1 и Инструкцией МНС РФ от 02.11.1999 № 54 по применению Закона Российской Федерации «О налогах на имущество физических лиц». Что касается земельных участков: в заинтересованные муниципальные органы направлены пообъектные списки и обращения об уточнении характеристик земель (категории земель, вида разрешённого использования) с целью определения кадастровой стоимости земельных участков по результатам принятия соответствующих муниципальных актов. По итогам этой работы на 01.10.2012 удалось дополнительно привлечь к налогообложению более 2,6 тыс. земельных участков.

 

 

 

Источник: УФНС МО