Саморегулируемая межрегиональная ассоциация оценщиков
Создавая лучшее, объединяем вместе!
Электронная
приемная
Вход в личный кабинет оценщика
Карта сайта
Кадастровая
карта

ОПОРА России предложила сенаторам отложить принятие поправок в Налоговый кодекс об использовании кадастровой стоимости при расчете налоговой базы

31.10.2013

ОПОРА России предложила сенаторам отложить принятие поправок в Налоговый кодекс об использовании кадастровой стоимости при расчете налоговой базы

 

 

Общероссийская общественная организация малого и среднего предпринимательства "ОПОРА России" предложила Совету Федерации отложить принятие поправок в Налоговый кодекс об использовании кадастровой стоимости объектов недвижимости при расчете налоговой базы по налогу на имущество организаций и доработать новый порядок расчета этого налога. Соответствующее письмо /есть в распоряжении ИТАР- ТАСС/ направлено от имени президента ОПОРА Александра Бречалова председателю Совета Федерации Валентине Матвиенко.
 
Представители общественной организации предлагают сенаторам при рассмотрении законопроекта 30 октября 2013 года инициировать детальную проработку законопроекта, который был принят Госдумой 25 октября 2013 года. Предприниматели настаивают на необходимости выработать четкий, прозрачный, единый подход к оценке кадастровой стоимости.
 
В ОПОРА добавляют, что проект не прошел обсуждение с бизнес-сообществом.
 
По оценке организации, после вступления в силу закона затраты бизнеса по налогу на имущество возрастут в 7-8 раз. Прежде всего, это скажется на малом и среднем бизнесе, эксплуатирующем здания или помещения на праве собственности или аренды.
 
Издержки новой схемы
Закон в случае его принятия вводит новый порядок расчета налога на имущество организаций исходя из оценки кадастровой стоимости недвижимости, а не из балансовой стоимости, как сейчас.
 
Между тем, оценка кадастровой стоимости недвижимости в настоящее время проведена и утверждена лишь в некоторых субъектах РФ. В результате, подчеркивается в письме ОПОРА, появятся существенные расхождения между субъектами России в определении принципов уплаты и величины налога на недвижимость в 2014 году. "Отсутствие единых подходов к формированию налоговой базы в разных субъектах РФ является несправедливым", - считают авторы обращения.
 
Однако в регионах, где результаты кадастровой оценки объектов недвижимости утверждены, наблюдаются случаи ее превышения в разы /иногда в десятки раз/ над рыночной стоимостью. В результате превышены и основанные на кадастровой стоимости арендные платежи за землю.
 
Причина такой ситуации, считают в ОПОРА, связана с несовершенством и непрозрачностью существующей методики оценки кадастровой стоимости имущества. Так, сегодня оценщики используют три способа оценки: сравнительный, затратный и доходный. Причем, оценщики сами по их усмотрению выбирают способ оценки. В ОПОРА считают, что сам механизм расчета кадастровой стоимости непрозрачен — предприниматели не имеют доступа к данным оценки, и узнать об этом могут лишь уже в суде.
 
Например, для стандартного ресторана в пределах Третьего транспортного кольца Москвы примерно в 500 кв м площадью кадастровая стоимость объекта оценена в 70 млн рублей, т.е. налог составит 1,05 млн рублей в год, тогда как до этого организация платила 30 тыс рублей в год.
 
К тому же под новую схему расчета налога попадают помещения, в которых под офисы предусмотрено 20 процентов площадей. Проверять это соотношение будет инспекция по недвижимости. Таким образом, расположенные в здании другие организации с меньшим доходом, как например, службы быта, а также находящиеся на гособеспечении /например НИИ/, подпадут под рост налога. Это может привести к попыткам избавится от "непрофильных" арендаторов, среди которых могут быть предприятия общественного питания, сервисные организации. Этот приведет к общему рост ставок аренды на недвижимость и снижению доступности городских услуг.
 
Логика закона
Госдума приняла закон о переходе с 2014 года к использованию кадастровой стоимости при определении налоговой базы по налогу на отдельные виды имущества организаций 25 октября 2013 года.
К таким объектам, согласно документу, относятся административно-деловые центры, торговые центры /комплексы/ и помещения в них, нежилые помещения, предназначенные или используемые под офисы, торговые объекты, объекты общепита и бытового обслуживания, а также объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в РФ через постоянные представительства.
 
При этом устанавливаются критерии отнесения недвижимости, в отношении которой предусматривается переход к уплате налога по его кадастровой стоимости. Таким образом, для собственников производственных помещений сохранятся действующие правила расчета налога на имущество - по балансовой стоимости.
 
В отношении налоговой базы, определяемой как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества, налоговая ставка налога не должна превышать для Москвы в 2014 году 1,5 проц, в 2015 году - 1,7 проц, в 2016 году и последующие годы - 2 проц. Для других регионов ставка налога составит 1 проц, в 2015 году - 1,7 проц, в 2016 году и последующие годы - 2 проц.
 
Билет в один конец
Председатель думского комитета по бюджету и налогам Андрей Макаров ранее пояснял, что это предельные ставки, и у "каждого региона есть право снижения и установления льгот".
 
Решение об использовании кадастровой стоимости при определении налоговой базы как кадастровой стоимости имущества может быть принято региональным законом только после утверждения субъектом РФ результатов определения кадастровой стоимости имущества. На сегодняшний день такой закон принят только в Москве. Любой регион может принять свой закон, но, как подчеркивал глава бюджетного комитета, "это билет в один конец". Регионы, которые захотят перейти к использованию кадастровой стоимости, вернуться к балансовой стоимости не смогут.
 
Налог будет уплачиваться по месту нахождения имущества.
 
Правительство РФ поддержало данный законопроект. Однако в заключении правительства было указано, что не ясны основания для определения с 2020 года в качестве объекта налогообложения по налогу на имущество организаций амортизируемого движимого имущества, поставленного на баланс до 2013 года. Также были вопросы к определению налоговой базы в отношении объектов недвижимого имущества, относящихся к железнодорожным путям общего пользования, магистральным трубопроводам, линиям энергопередачи. Часть вопросов в доработанной ко второму чтению версии была снята, в том числе по налогу на землю под промышленными объектами.
 
В департаменте городского имущества Москвы считают, что нормативная база города Москвы для определения ставок арендной платы за земельные участки приведена в соответствие с требованиями федерального законодательства. К тому же реализован комплекс мер по обеспечению равных условий доступа к использованию земельных ресурсов в городе Москве. При этом городом предусмотрен с 2013 года комплекс мероприятий по совершенствованию нормативно-правового регулирования вопросов, связанных с администрированием и установлением ставок арендных платежей. Также власти Москвы рассчитывают, что сработают формы государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, что не приведет к проблемам для этой категории предпринимательства при пересмотре налога на недвижимость.
 
Позицию Минфина по законопроекту оперативно получить не удалось.
 
 
 
 
Источник: ИТАР-ТАСС