Саморегулируемая межрегиональная ассоциация оценщиков
Создавая лучшее, объединяем вместе!
Электронная
приемная
Вход в личный кабинет оценщика
Карта сайта
Кадастровая
карта

Итоги II Международной конференции «Практическое саморегулирование»

25.11.2014

В Торгово-промышленной палате Российской Федерации 20 ноября 2014 года состоялась Вторая международная конференция «Практическое саморегулирование». Мероприятие было организовано ТПП РФ и Советом ТПП РФ по саморегулированию профессиональной и предпринимательской деятельности. Конференция состояла из пленарного заседания и секций «Стратегия развития саморегулирования», «Финансовые и правовые аспекты деятельности СРО», «Практика информационной открытости в системе саморегулирования», «Деятельность национальных объединений СРО», «Корпоративные отношения и процедуры принятия решений органами СРО». 
 

Для обсуждения на Конференции были предложены актуальные вопросы, такие как, разработка Стратегии развития саморегулирования, функционирование национальных объединений, финансовая политика СРО, вопросы налогообложения и информационная открытость. Главная тема конференции – это консолидация усилий Сообщества по обобщению положительного опыта, выявление и устранения отрицательных явлений, налаживание коммуникаций между Обществом, Бизнесом и Властью. Все это необходимо для закрепления и формирования эффективных практик саморегулирования.
 

На Пленарном заседании был проведен некоторый анализ текущей ситуации в саморегулировании и обозначены основные проблемы – несовершенство законодательства, отсутствие единого правового поля, отсутствие здоровой конкуренции между СРО и членами СРО.  И как следствие – саморегулирование не рассматривается обществом как гарант получения качественных услуг.  Создаваемые отраслевые законы существенно отклоняются от базового ФЗ №315 «О саморегулируемых организациях» от 01.12.2007 года и таким образом, размываются базовые принципы саморегулирования. Как результат, СРО воспринимаются обществом, как недостаточно эффективные. Очевидно, что модель саморегулирования в настоящее время нуждается в доработке. По мнению Вице-президента Торгово-Промышленной Палаты РФ, Дмитрия Курочкина, для «калибровки» модели саморегулирования, необходимо сформировать рабочую группу с участием представителей государственной власти и профессиональных сообществ, проанализировать причины недостаточной результативности СРО в различных отраслях, изучить лучшие практики и доработать проект Стратегии развития Саморегулирования, который мог бы стать основой будущей модели СРО в Российской Федерации. 
 

На секционных заседаниях внимание было уделено обсуждению проблемных вопросов, возникающих в практической деятельности саморегулируемых организаций.  Наиболее яркой стала секция «Практика информационной открытости в системе саморегулирования». Модератор секции, Артур Трапицын заявил, что «Информационная открытость – важнейшее условие и фактор развития системы саморегулирования». Основными докладчиками стали представители Росреестра России, которые отметили, что в 2014 году существенно расширились полномочия Росреестра в части привлечения СРО к административной ответственности за нарушения требований к информационной открытости. В связи с этим, Росреестр начал проводить активную работу по мониторингу официальных сайтов СРО в части контроля за выполнением требований к раскрытию информации. Были разъяснены некоторый вопросы раскрытия информации о физических лицах, членах СРО и далее эта тема тщательно обсуждалась в дискуссии. Аналогичный мониторинг проводится также и Министерством экономического развития России. Были рассмотрены также и практические стороны обеспечения «информационной открытости»: обсуждался вопрос автоматизации управления деятельностью СРО и рассматривался проект хартии информационной открытости профессионалов и предпринимателей, объединяющей субъектов различных отраслей общественных и экономических отношений и ставящей своей целью унифицировать поток сбора, хранения и распространения объективной информации о профессиональной деятельности участников рынка. 
 

К «практической» можно отнести также и секцию «Корпоративные отношения и процедуры принятия решений органами СРО». Несмотря на то, что СРО являются некоммерческими организациями, особый интерес вызывает их внутриорганизационная деятельность, регулируемая нормами корпоративного права. В связи с вступлением норм ФЗ №100 от 07.05.2013 и ФЗ № 99 от 05.05.2014 порядок организации деятельности СРО был изменен. Нововведения предусматривают новые организационно-правовые формы СРО и их нацобъединений, порядок формирования органов управления СРО, прав и обязанностей членов СРО и руководителей СРО. Особое внимание отводилось также обсуждению создания внутренних документов СРО, которые, по словам участников секции, могут стать конкурентным преимуществом и гарантом установления прозрачных, не допускающих конфликтов, отношений между членами СРО и широкого круга пользователей. Стандарты и правила профессиональной деятельности, правила деловой этики, положения и методические указания – все многообразие корпоративного нормотворчества СРО в настоящее время поднялось на новый качественный уровень, по сравнению с тем, что мы имели в первые годы перехода к саморегулированию. Однако, впереди еще много работы.
 

Тематически схожей стала секция Финансовые и правовые аспекты деятельности саморегулируемых организаций», на которой обсуждались вопросы формирования компенсационных фондов и финансовой политики в СРО, а также деятельности специализированных органов, таких как, контрольные и дисциплинарные комитеты.  В течение 2014 года многие коммерческие банки, на счетах которых СРО держали свои фонды, лишились лицензий, а вместе с ними члены СРО – права на ведение деятельности.  На секции было отмечено, что компенсационные фонды – далеко не единственный механизм обеспечения профессиональной ответственности. В ходе правоприменительной практики специализированных органов возникают практические вопросы организационного и правового характеры, которые не всегда получают разрешение при помощи внутренних документов СРО и законодательства. Очевидно, что дисциплинарные и контрольные институты требуют дальнейшего развития при участии профессионального сообщества.  Именно для этих целей Совет ТПП по саморегулированию поручил Рабочей группе по вопросам деятельности специализированных органов СРО разработать Дисциплинарный кодекс саморегулируемых организаций. 
 

На одной из секционных площадок обсуждался также и вопрос разработки Стратегии развития саморегулирования в Российской Федерации.  Саморегулирование в России состоялось, однако, понимание дальнейшего развития отсутствует. Поэтому, в рамках обсуждения был проведен анализ текущей ситуации в саморегулировании и международного опыта саморегулирования. В развитых странах переход к саморегулированию происходил не на основе государственных инициатив, а через рыночные процессы, побуждающие субъектов профессиональной и предпринимательской деятельности к сотрудничеству. Россия выбрала свой путь. Сейчас мы пришли к тому, что необходимо определять вектор развития, формулирования требования к СРО, определять критерии эффективности. 
 

Итогом мероприятия стала резолюция Второй международной конференции «Практическое саморегулирование», принятая ее участниками. Основной тезис резолюции – необходимость реформирования подходов к управлению рыночными отношениями через механизмы регулирования профессиональной и предпринимательской деятельности.  В заключение обширной программы мероприятия состоялась торжественная церемония подведения итогов Национального конкурса «Практическое саморегулирование – 2014».  
 

С подробной информацией о проведенной конференции можно ознакомиться на сайте - http://2014.tppsro.ru

Подготовлено Оксаной Тевелевой, журнал «Оценочная деятельность»

<#gallery_content_scroll(178);#>