Саморегулируемая межрегиональная ассоциация оценщиков
Создавая лучшее, объединяем вместе!
Электронная
приемная
Вход в личный кабинет оценщика
Карта сайта
Кадастровая
карта

Частной собственности вернули вид на воду

06.10.2021

Приватизация земельных участков во втором поясе водоохранной зоны будет разрешена

Белый дом намерен отменить запрет на приватизацию участков в так называемом втором поясе зон санитарной охраны водоемов, введенный в 2007 году ради их защиты. Нормы об ограничении оборота участков де-факто признаны неэффективными — ожидается, что именно передача земель в собственность будет стимулировать граждан и бизнес к соблюдению природоохранного законодательства. Впрочем, основной причиной снятия барьеров выглядит стимулирование строительства на таких земельных участках.

 

Правительство внесло в Госдуму проект поправок к Земельному кодексу, призванных снять ограничения на оборот участков во втором поясе зон санитарной охраны (ЗСО) источников воды для питьевых и бытовых целей. Вокруг водоемов действует несколько поясов защиты. На территории первого (100 м от источника) может размещаться насосная станция и другие водопроводные сооружения — это охраняемая территория строгого режима.

Границы второго пояса индивидуальны (ширина пояса в некоторых случаях может превышать 2 км), поскольку он должен защитить источник воды от бактериального заражения.

Сейчас территории в границах второго пояса не подлежат приватизации, но их можно арендовать. Запрет на продажу участков появился в Земельном кодексе в 2007 году и объяснялся тогда необходимостью охраны водоемов.

В Росреестре сейчас считают эти ограничения необоснованными. «Запрет на приватизацию земельных участков во втором поясе ЗСО никак не связан непосредственно с охраной и защитой водных объектов. Соответствующие требования по их охране и защите распространяются в равной степени на собственников земельных участков, на арендаторов и землепользователей. С точки зрения законодательства запрет не выполняет природоохранных функций, а только направлен на ограничение вовлечения земельных участков в гражданский оборот»,— разъяснили “Ъ” в ведомстве.

По оценкам Росреестра, в целом по стране во втором поясе находится около 1,5 млн земельных участков.

В частности, ограничения распространяются на 35% площади Московской области — ее доходы от приватизации участков оцениваются в 4,5 млрд руб. ежегодно. Запрет сейчас распространяется на основные водоемы Москвы, Тверской и Смоленской областей, Поволжья и Сибири. При этом в границах второго пояса находятся крупные промышленные предприятия, транспортные и логистические центры, индивидуальные жилые дома. По оценкам экспертов, доходы регионов от продажи участков могут составить 100 млрд руб. Дополнительные поступления обеспечат и налоговые, и неналоговые доходы от передачи участков в собственность.

По словам главы «Опоры России» Александра Калинина, на многих участках во второй зоне «были построены к 2007 году здания, после изменения закона они просто повисли в воздухе - землю под ними оформить в собственность нельзя. Первый и второй пояса приравняли между собой, ограничив в обороте. Проект Росреестра должен восстановить справедливость». Сейчас граждане, которым в пользование предоставлены земельные участки в границах второго пояса, не могут воспользоваться «дачной амнистией» по переоформлению земли, лишены возможности продать, подарить или передать в наследство свои участки, указывают в Росреестре.

По сравнению с жесткими нормами о запрете приватизации передача объектов в собственность может также оказаться более действенным механизмом предупреждения нарушений природоохранного законодательства.

Эффективность привлечения к ответственности собственника выше, чем арендатора, из-за возможности изъятия участка или недвижимости в счет штрафа, указывают авторы проекта. Президент фонда «Институт экономики города» Надежда Косарева считает, что сохранение участков в госсобственности является более эффективным рычагом, поскольку в случае нарушений можно легко разорвать договор аренды, тогда как передача в частную собственность усложняет процедуру и требует затяжных судебных разбирательств. «Проект в ряду других правительственных инициатив способен снять барьеры для стимулирования строительства, в первую очередь жилищного. Однако, когда речь идет о качестве воды, послабления скорее нецелесообразны»,— отмечает она.

Источник: Коммерсантъ