Саморегулируемая межрегиональная ассоциация оценщиков
Создавая лучшее, объединяем вместе!
Электронная
приемная
Вход в личный кабинет оценщика
Карта сайта
Кадастровая
карта

Позиция Минэкономразвития России по вопросам, связанным с привлечением оценщика для определения рыночной стоимости цены размещения акций в случае, если единственным акционером общества является государство и все акции размещаются в пользу Российской Федерации

07.04.2010

Вопрос: Необходимо ли привлекать оценщика для определения рыночной стоимости цены размещения акций, в том числе в случае, если единственным акционером общества является государство и все акции размещаются в пользу Российской Федерации.

 

Ответ: В соответствии с абзацем 2 пункта 1 статьи 36 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (далее – Закон об акционерных обществах) оплата дополнительных акций общества, размещаемых посредством подписки, осуществляется по цене, определяемой советом директоров (наблюдательным советом) общества в соответствии со статьей 77 Закона об акционерных обществах.

 

Абзацем 1 пункта 1 статьи 77 Закона об акционерных обществах установлено, что в случаях, когда цена (денежная оценка) имущества, а также цена размещения или цена выкупа эмиссионных ценных бумаг общества определяется решением совета директоров (наблюдательного совета), они должны определяться исходя из их рыночной стоимости.

 

Согласно абзацу 1 пункта 2 статьи 77 Закона об акционерных обществах для определения рыночной стоимости имущества может быть привлечен оценщик.

 

Таким образом, Законом об акционерных обществах допускается, что совет директоров для определения рыночной стоимости имущества, в том числе цены дополнительных акций общества, размещаемых посредством подписки, вправе не привлекать оценщика.

 

Одновременно сообщаем, что абзацем 2 пункта 2 статьи 77 Закона об акционерных обществах установлены случаи обязательного привлечения оценщика для определения рыночной стоимости:

 

• для определения цены выкупа обществом у акционеров принадлежащих им акций в соответствии со статьей 76 Закона об акционерных обществах;
• в иных случаях, прямо предусмотренных Законом акционерных обществах (в частности, к примеру, при оплате акций неденежными средствами в соответствии с пунктом 3 статьи 34 Закона об акционерных обществах).

 
Однако абзацем 3 пункта 2 статьи 77 Закона об акционерных обществах предусмотрено исключение из установленных абзацем 2 пункта 2 статьи 77 Закона об акционерных обществах случаев: так, привлечение оценщика не является обязательным в тех случаях, когда определяется цена размещения ценных бумаг, цена покупки или цена спроса и цена предложения которых регулярно опубликовываются в печати.

 

Следует отметить, что в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее - Закон об оценочной деятельности) привлечение оценщика обязательно в случае вовлечения в сделку объектов оценки, принадлежащих полностью или частично Российской Федерации, субъектам Российской Федерации либо муниципальным образованиям.

 

Одновременно сообщаем, что, по мнению Минэкономразвития России, указанные нормы Закона об акционерных обществах не отменяют право совета директоров (наблюдательного совета) привлечь оценщика в инициативном порядке.

 

Вопрос: Какими критериями и подходами к оценке акций должен руководствоваться совет директоров при принятии решения об определении рыночной стоимости цены размещения акций без привлечения оценщика и возможно ли в данном случае примененять Федеральный стандарт оценки «Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценки (ФСО № 1)», утвержденный приказом Минэкономразвития России от 20.07.2007 г. № 256.

 

Ответ: Согласно пункту 1 ФСО № 1 стандарт определяет общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценки, применяемые при осуществлении оценочной деятельности.

 

В соответствии со статьей 3 Закона об оценочной деятельности под оценочной деятельностью понимается профессиональная деятельность субъектов оценочной деятельности, направленная на установление в отношении объектов оценки рыночной или иной стоимости. Субъектами оценочной деятельности согласно статье 4 Закона об оценочной деятельности признаются физические лица, являющиеся членами одной из саморегулируемых организаций оценщиков и застраховавшие свою ответственность в соответствии с требованиями Закона об оценочной деятельности.

 

Таким образом, по мнению Минэкономразвития России, нормы ФСО № 1 применяются оценщиками в рамках осуществления профессиональной деятельности.

 

Одновременно сообщаем, что, по мнению Минэкономразвития России, в случае, если акции общества допущены к обращению на фондовой бирже или через организаторов торговли на рынке ценных бумаг, то в качестве критериев и подходов к оценке акций, которыми может руководствоваться совет директоров при принятии решения об определении рыночной стоимости цены размещения акций без привлечения оценщика, могут использоваться цены акций, сложившиеся в рамках торговых сессий на рынке ценных бумаг.

 

В том случае, если акции общества не допущены к обращению на фондовой бирже или через организаторов торговли на рынке ценных бумаг, по мнению Минэкономразвития России, совету директоров общества представляется целесообразным рассматривать вопрос о привлечении для целей определения цены размещения акций оценщиков.

 

Вопрос: Возникают ли для третьих лиц правовые последствия в рамках применения норм пункта 6 протокола от 4 апреля 2008 г. № 12/п-11-3 совещания в Управлении имущества организаций коммерческого сектора Росимущества.

 

Ответ: Исходя из норм Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. № 432, Росимущество не наделено полномочия по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию, в том числе в области корпоративного управления, приватизации, а также оценочной деятельности.

 

Соответственно, по мнению Минэкономразвития России, указанный протокол не является нормативным правовым актом и, соответственно, имеет правовые последствия исключительно в рамках организации работы центрального аппарата Росимущества и его территориальных органов.

 

Источник: Минэкономразвития России