Саморегулируемая межрегиональная ассоциация оценщиков
Создавая лучшее, объединяем вместе!
Электронная
приемная
Вход в личный кабинет оценщика
Карта сайта
Кадастровая
карта

Олимпийская лихорадка: О ходе реализации положений Олимпийского законопроекта

01.01.1970

5 декабря 2007 г. в "Российской газете" был опубликован федеральный закон "Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

Как напоминает Российская газета, "главным спорным моментом при обсуждении этого документа были правила по изъятию земельных участков для олимпийских строек".

"Проблема заключается в том, что ледовые дворцы, катки и стадионы в Сочи должны быть готовы минимум за год до проведения Игр, то есть сроки строительства крайне сжатые. В то же время часть земли, где будут расположены эти объекты, не находится в госсобственности, а по действующему законодательству порядок изъятия участков занимает слишком много времени. И в законе надо было найти баланс между олимпийскими нуждами и интересами граждан, проживающих на территориях будущих строек", - отмечается в издании. Во время обсуждения законопроекта "некоторые эксперты высказывали опасения, будто под "олимпийским прикрытием" кто-то стремится упростить общий порядок изъятия земли для госнужд".

"В принятом законе четко сказано, что упрощенный режим будет действовать только на территории Сочи, он касается исключительно участков, требующихся для олимпийских строек. Кроме того, "спецрежим" будет действовать только на период подготовки к Играм-2014", - уточняется в издании.

Как отмечается, согласно окончательному порядку изъятия земли под олимпийские нужды, собственники должны быть уведомлены об изъятии их участков в течение семи дней после того, как принято само решение об изъятии их участков. Параллельно в недельный срок информация о принятом решении публикуется в официальном печатном издании Краснодарского края и г. Сочи, а также на официальном сайте в Интернете. "В уведомлениях обязательно должно быть указано место и время приема граждан по вопросам изъятия в краевой или муниципальной администрации", - подчеркивается в издании.

Кроме того, указывается в газете, в семидневный срок после принятия решения об изъятии участков администрация Краснодарского края и госкорпорация "Олимпстрой" должны заключить договор с оценщиками для определения стоимости земли и суммы убытков землевладельцев. На оценку этого специалистам-оценщикам отводится 30 дней, а сам отчет оценщика должен быть направлен собственнику участка.

"В течение следующих 20 дней краевая администрация готовит проект соглашения с собственником. В этом документе должны быть указаны выкупная цена участка и размер убытков. А в случае если взамен будет предоставлен другой земельный участок, то и его рыночная стоимость. Собственнику на раздумье отпущено два месяца. Если же по истечении этого времени он не подписывает соглашение, то вопрос об изъятии участка решается уже в судебном порядке", - поясняет издание.

Оплачивают земли, изъятые под олимпийские нужды, и возникшие в связи с этим убытки, те организации, которые будут вести строительство, а поэтому гражданам "следует обратить внимание на то, что соглашение о выкупе должно быть заключено с их участием", подчеркивается в газете. Вместе с тем, пишет издание, пока никто не берется подсчитать, в какую сумму обойдется государству оплата "олимпийской земли", поскольку в настоящее время еще не готовы проекты всех объектов.

"Цены на землю в Сочи бьют все рекорды, стоимость одной сотки в прибрежной зоне доходит до 150 тысяч долларов. Но сумму компенсации частникам должны будут назвать независимые оценщики, аккредитованные при госкорпорации (госкорпорации "Олимпстрой" - прим. РИА Новости). Всего их будет 15", - отмечается в газете.

Помимо земельных вопросов, в опубликованном Олимпийском законе регулируются и другие отношения, возникающие в связи с организацией и проведением олимпийских игр - особенности размещения рекламы, использования олимпийской и параолимпийской символики, обеспечения безопасности и другие вопросы, говорится в издании.

Однако, к сожалению, Закон не урегулировал ряд неоднозначных норм российского законодательства, касающихся определения сумм возмещения при изъятии имущества для государственных нужд.

Например, в соответствии со статьей 39 Налогового кодекса Российской Федерации принудительное отчуждение имущества для государственных нужд признается реализацией товаров. Согласно статье 249 Кодекса выручка от реализации товаров (работ, услуг) признается доходом от реализации в целях главы 25 «Налог на прибыль организаций» Кодекса. Согласно статье 247 Кодекса объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком, которая для российских организаций состоит из полученных доходов, уменьшенных на величину произведенных расходов.

Таким образом, полученная компенсационная выплата, являющаяся возмещением за принудительное отчуждение имущества для государственных нужд, подлежит зачислению в доходы налогоплательщика от реализации по налогу на прибыль организаций, что в свою очередь свидетельствует о налогообложении указанной суммы компенсационной выплаты.

Кроме того, законодательство Российской Федерации о налогах и сборах не позволяет расценивать уплату налога как убыток для налогоплательщика, так как это противоречит его основам, закрепленным в статьях 3 и 8 Кодекса, а также статье 57 Конституции Российской Федерации.

Вместе с тем, анализ указанного в статье 35 Конституции Российской Федерации условия предварительного и равноценного возмещения принудительного отчуждения имущества для государственных нужд, позволяет считать, что компенсационная выплата налогоплательщику за отчужденное имуществе должна включать соответствующие суммы налогов. Именно в указанном случае толкования данного положения Конституции Российской Федерации в полной мере соблюдается принцип равноценности такой компенсационной выплаты.

Таким образом, остается не ясным, может ли полученная компенсационная выплата быть включена при проведении оценки в состав убытков, подлежащих возмещению.

Тем не менее, по информации газеты "Новости Сочи" Госкорпорация "Олимпстрой" уже провела первое выездное заседание, на котором была обсуждена программа строительства олимпийских объектов и развития Сочи как горноклиматического курорта.

Наряду с членами наблюдательного совета - министром регионального развития РФ Дмитрием Козаком, главой госкорпорации Семеном Вайнштоком, губернатором Кубани Александром Ткачевым, главой города Сочи Виктором Колодяжным - в его работе принял участие широкий круг руководителей и ведущих специалистов различных ведомств. Главный вопрос встречи касался государственной программы строительства олимпийских объектов.

Среди ключевых задач, по которым необходимо было принять принципиальное решение, был отбор инвесторов, желающих принять участие в строительстве олимпийских объектов и сопутствующей инфраструктуры.

"Принятие пакета проектов Олимпийского закона предъявляет к ранее очерченной программе дополнительные требования. В целом она одобрена. Мы приняли ее за основу, как и перечень объектов, которые вошли в программу, но при этом создали межведомственную рабочую группу для того, чтобы в течение недели привести программу в соответствие с проектом закона, который сейчас находится на подписи у президента", - рассказал глава Минрегионразвития.

Касаясь ближайших планов и практических шагов госкорпорации, президент "Олимпстроя" Семен Вайншток сообщил, что все предваряющие торги решения уже приняты, в ближайшее время пройдут конкурсные процедуры по отбору оценщиков. После этого можно будет приступить к резервированию и комплектации объектов земельными участками. Параллельно с этим ведется инвентаризация существующих проектных наработок, после этого и последуют первые торги по изысканиям и проектированию собственно олимпийских объектов. В числе первых проектов, готовых к реализации президент "Олимпстроя" Семен Вайншток назвал стадион и большую ледовую арену.

Подводя итоги заседания, Дмитрий Козак отметил, что необходимые решения были приняты также по всем другим вопросам повестки дня заседания. Это касается порядка отбора инвесторов, отбора оценщиков, создания ревизионной комиссии и прочих организационных вопросов.

Подготовлено СМАО по материалам РИА "Новости", газеты "Новости Сочи", appraiser.ru и собственным данным.