Саморегулируемая межрегиональная ассоциация оценщиков
Создавая лучшее, объединяем вместе!
Электронная
приемная
Вход в личный кабинет оценщика
Карта сайта
Кадастровая
карта

Правовые коллизии мешают пополнять бюджеты за счет налогообложения торговых и офисных центров

05.06.2018
За четыре года консолидированный бюджет Свердловской области недополучил свыше миллиарда рублей за счет "несправедливого" налогообложения отдельных торгово-офисных объектов. Об этом "РГ" сообщил Сергей Черкасов, представившийся членом рабочей группы свердловского регионального отделения общероссийского общественного движения "Народный фронт "За Россию".

Разница на три порядка

Перечень "пятитысячников" на 2015 год включал в себя 41 здание, в 2018-м их уже 327. В том числе торгово-офисный центр на улице Вайнера, где Сергей Черкасов владеет помещением.Речь идет о так называемом списке "пятитысячников" - объектов коммерческой недвижимости площадью свыше 5000 квадратных метров, которые на Среднем Урале облагаются налогом, рассчитываемым исходя из кадастровой стоимости. Ежегодно перечень формирует министерство по управлению госимуществом Свердловской области (МУГИСО), а утверждает региональное правительство. Такое право субъектам РФ дано п. 7 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ. При этом налог для всех остальных объектов по-прежнему рассчитывается на базе инвентаризационной стоимости, которая, как известно, намного ниже.

- Нам не только налоговую базу поменяли в 2015 году, но и ставки налога на имущество подняли: для физических лиц она теперь равна двум процентам от кадастровой стоимости, для юридических - одному проценту. В результате налог для граждан вырос в 20-25 раз, для предприятий - в 10-12 раз, что стало для многих настоящим шоком. Допустим, в 2014 году у меня налог составлял 3492 рубля, а в 2015-м - уже 96 409 рубля, - рассказывает Черкасов.

Кроме того, по словам общественника, кадастровая стоимость квадрата в схожих торгово-офисных центрах города отличается в сотни и даже тысячи раз. Где-то его оценили в 56-60 копеек, а где-то - в 112-120 тысяч рублей.

Кадастровая стоимость квадрата в схожих торгово-офисных центрах города отличается в сотни и даже тысячи раз. Где-то его оценили в 60 копеек, а где-то - в 112-120 тысяч рублей

- Получая с одних мизерную сумму налога, с других дерут три шкуры, а предприниматели, работающие в таких объектах, разоряются, - возмущается Сергей Черкасов. - Трудно представить, что столь значительный разброс возможен без сговора между оценщиками и отдельными чиновниками. Считаю, здесь имеет место нарушение не только антимонопольного законодательства, но и базовых конституционных принципов равенства граждан РФ. Мой запрос в Госдуму перенаправили в Федеральную налоговую службу как не относящийся к компетенции законодателей.

Загадка списка


Формирование списка "пятитысячников" сотрудниками МУГИСО бизнес считает непрозрачным. В прежние годы этот документ публиковали в последний момент, в конце ноября-декабре, поэтому у предпринимателей не было возможности быстро пересчитать свою налоговую нагрузку. А она порой менялась кардинально: допустим, организация налог на имущество вообще не платила, находясь на "упрощенке", а тут ей выставляют требование на 11 миллионов рублей.- Налоговая база в отношении недвижимости, попавшей в перечень, не зависит от того, кто является собственником, физлицо или организация, а вот ставки налога на имущество муниципалитеты могут дифференцировать в зависимости от того, что берется за основу - кадастровая или инвентаризационная стоимость здания. К сожалению, в Екатеринбурге такой вариант не выбрали, существующий сегодня подход к определению налоговых ставок для ИП и организаций, владеющих аналогичными помещениями, носит дискриминационный характер, - прокомментировали "РГ" ситуацию в аппарате уполномоченного по защите прав предпринимателей в Свердловской области. - Ставки для физлиц утверждены только для имущества с инвентаризационной стоимостью. Поэтому для объектов из перечня автоматически применяется максимальная ставка - два процента (п. 6 статьи 406 НК РФ). В то же время для организаций ставка в 2015 составляла всего один процент, в 2016-м - полтора, и лишь начиная с 2017-го выросла до двух.

И лишь в 2017-м МУГИСО, вняв просьбам бизнес-омбудсмена, разместило в открытом доступе проект перечня на 2018-й заранее, в первом квартале. До утверждения он еще четыре раза корректировался, так что компании могли сориентироваться.

Закон декларирует независимость оценщика и не позволяет заказчику делать выводы о качестве, обоснованности оценки, корректности выбранной методологии, хотя цифры в отчетах порой сильно расходятся с рыночными

Кроме того, в прошлом году из списка исключили 19 строений, попавших туда неправомерно, в том числе три - на основании судебных решений, рассказали в аппарате уполномоченного. На корректировку по каждому центру уходило в среднем полгода, так, к примеру, произошло со зданием на углу улиц Ленина и Толмачева. Все это время малые компании, расположенные в нем, были вынуждены вносить завышенные авансовые платежи по налогу на имущество.

Кодексы в противоречии

- Конституционный суд разъяснил, что противоречий между статьей 378.2 Налогового кодекса и Конституцией РФ нет, однако ее реализация в действующей редакции демонстрирует, с одной стороны, бюджетную неэффективность, с другой - создает риск нарушения прав граждан на справедливые и обоснованные налоговые платежи, - пояснил "РГ" и.о. министра по управлению госимуществом Свердловской области Сергей Зырянов. - Суды все сомнения и противоречия в законодательных актах трактуют в пользу налогоплательщика, а поскольку перечень "пятитысячников" оспаривают массово, это влечет за собой сокращение поступлений в областной бюджет. Чтобы решить эту проблему, правительство региона систематически направляет в адрес федеральных органов власти предложения по совершенствованию законодательства.

Тем не менее все правовые коллизии в этой сфере новая оценка решить не сможет, рассуждают эксперты. Ко всему, в России отсутствует единый классификатор административно-деловых и торговых центров и классификатор наименований объектов недвижимости. Если в Налоговом кодексе офис и сопутствующая инфраструктура - это вид назначения и разрешенного использования помещения (поэтому в их число включаются централизованные приемные, комнаты для переговоров, оборудование и даже парковки), то в Градостроительном кодексе встроенные помещения вообще не считаются отдельными объектами капстроительства, а виды разрешенного использования зависят от территориальной зоны: жилая, общественно-деловая и т. п. Кроме того, сохраняются нестыковки между классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденным в 2014 году приказом Минэкономразвития, и данными из Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН).С подобными инициативами выступает не только Средний Урал, но и другие субъекты РФ. В ответ правовая база начинает меняться, но очень уж неспешно: так, в 2016 году был принят 237-ФЗ, который устанавливает новый порядок кадастровой оценки недвижимости. Перейти на него регионам предписывается до 1 января 2020 года. Чтобы выполнить требование, Свердловская область планирует провести новую массовую оценку объектов капстроительства в 2018-2019 годах. Чиновники надеются, что это поможет снять вопросы по экономической обоснованности кадастровой стоимости недвижимости. Сегодня закон декларирует независимость оценщика и не позволяет заказчику делать выводы о качестве, обоснованности оценки, корректности выбранной методологии, хотя цифры в отчетах порой сильно расходятся с рыночными. Пересмотреть данные может только профильная комиссия при Росреестре.

Источник: Российская газета