Саморегулируемая межрегиональная ассоциация оценщиков
Создавая лучшее, объединяем вместе!
Электронная
приемная
Вход в личный кабинет оценщика
Карта сайта
Кадастровая
карта

«Клад века» оценили почти в 190 миллионов рублей

24.12.2013

«Клад века» оценили почти в 190 миллионов рублей

 

Завершена экспертиза более двух тысяч предметов, принадлежавших семье Нарышкиных, которые были найдены в тайнике при реставрации особняка на ул. Чайковского, 29, в Санкт-Петербурге. Эксперты оценили стоимость клада почти в 190 млн. руб. Самыми дорогим в коллекции были признаны парные канделябры – 2 млн. 200 тыс. руб., а наименьшая стоимость у частично беззубой расчески – 500 руб.
 
Впервые в новейшей истории России был обнаружен столь масштабный клад. «Поэтому чуть больше года понадобилось на то, чтобы определиться с организацией-оценщиком, составом экспертов и провести экспертизу, – рассказал на пресс-конференции  Александр Новиков, заместитель генерального директора ООО «ИНТАРСИЯ». – Организатором экспертиз выступило АНО «ЭКОН» (Центр экспертизы и контроля объектов наследия и культурных ценностей) – единственная на сегодняшний день организация, получившая государственную аккредитацию в сфере охраны культурного наследия и одобренная Министерством культуры РФ для проведения экспертизы предметов клада Нарышкиных. В изучении клада были задействованы эксперты по художественным ценностям, искусствоведы, оценщики и геммологи (специалисты по ювелирным камням). Для оценки стоимости находки специалистами были исследованы количественные и качественные характеристики входящих в нее предметов, произведен анализ совершенных сделок и цен на аналогичные предметы на аукционах Sotheby’s, Christie’s, Bonhams, «Гелос», а также изучены прейскуранты торговых домов братьев Грачевых, Хлебникова и Фаберже».
 
После проведения оценки каждого из предметов, общая стоимость клада составила 42 млн. руб. Однако, на окончательную рыночную стоимость существенное влияние оказали характеристики, отличающие состав клада Нарышкиных от аналогичных позиций, представленных на антикварном рынке. «Во-первых, на подавляющем большинстве предметов нанесен герб семьи Нарышкиных, что позволяет, несмотря на большое количество разнородных элементов, рассматривать содержимое клада как единое целое, а именно как коллекцию, – пояснил Александр Гагарин, эксперт-оценщик, президент НП «Коллегия экспертов и оценщиков ювелирных изделий и антиквариата». – При этом очень важно, что данная коллекция имеет подтвержденный провенанс, то есть историю владения предмета антиквариата, его происхождение. Во-вторых, все элементы, относящиеся к определенному назначению, выполнены в одинаковом стилевом решении, несмотря на разных производителей, работавших в разное время. В-третьих, в собрании серебра Нарышкиных, помимо русских ювелиров, достойно представлены европейские марки. Причем часть коллекции изготовили французские мастера (фирмы Aucoc, Тouron, Harleux и др.), а часть русские (братья Грачевы, И. Сазиков, Ф. Варыпаев, К. Фаберже, И. Хлебников, П. Овчинников). В-четвертых, одним из основных факторов, повлиявших на окончательную стоимость клада, является беспрецедентный по сравнению со всеми аналогами состав коллекции, объединенный принадлежностью к одной семье и выполненный на высочайшем уровне мастерства». И наконец, оцениваемая коллекция является эталонной с исторической точки зрения. Она дает представление о таких «тонких материях», как господствующие вкусы той эпохи в целом и семьи Нарышкиных в частности, а также демонстрирует взаимовлияние европейских и русских традиций не только в сфере высокого искусства, но и в быту. Таким образом, после применения всех соответствующих повышающих коэффициентов общая рыночная стоимость клада составила 189 млн. 542 тыс. руб.
 
В «кладе века» – лучшие фирмы-производители серебряных и ювелирных изделий 19 столетия, так как все представленные в коллекции марки были поставщиками монарших дворов России и западноевропейских стран. Временные рамки коллекции весьма широки – с конца 18 и до начала 20 веков. Наибольшее впечатление производит огромный набор серебряной посуды в «русском стиле» производства фирмы Сазиковых. Это единственный отечественный столовый сервиз в коллекции, и он весьма многочислен – свыше 540 предметов. Отличительной особенностью этой утвари является «национальный» декор: традиционная орнаментика, мотивы народного искусства и  привычные для крестьянского быта формы предметов. Судя по пробирным клеймам, основная часть комплекта была исполнена в 1870-1873 годах в Петербурге, на всех вещах стоит клеймо предприятия Сазикова. Варианты написания различны: «Сазиковъ» или «И.С.» (как правило, на некрупных предметах), хотя, как известно, самого Игнатия Павловича в эти годы уже не было в живых, но наследники продолжали работать с его именным клеймом. Учитывая, что некоторые из образцов утвари «в русском стиле» находят себе близкие или косвенные аналогии в различных собраниях, можно предполагать, что «русский сервиз» – пример  стандартной продукции предприятия Сазиковых, однако это не умаляет его историко-культурной ценности, поскольку ни в одном музее России подобного по полноте комплекта посуды нет.
 
Особенный интерес представляют собой десять солонок-стульчиков, по форме повторяющих традиционные деревянные крестьянские солоницы, удивляющие тонкостью и богатством литого и чеканного декора. Сохранились они безупречно – металл нисколько не потемнел, и стеклянные вкладыши в каждой емкости не имеют никаких дефектов. Розничная стоимость всего комплекта была оценена в 700 тыс. руб.  Чуть дороже стоил бы на антикварном рынке самовар из этого сервиза – 750 тыс. руб. Примыкают к нему по своей художественной направленности и времени создания исключительные образчики интерьерной скульптуры из серебра производства Сазиковых. Это два сюрту-де-табля  (стоимость каждого 450 тыс. руб.) и парные канделябры (оценены в 2 млн. 200 тыс. руб.), объединенные общей темой крестьянского жанра и оформленные одинаковым орнаментом. Фирма славилась подобными многофигурными композициями еще со времени первой всемирной выставки 1851 года, где высшей наградой был отмечен представленный И.П. Сазиковым  канделябр, изображавший Дмитрия Донского в окружении бояр.
 
Сюжет одного из настольных украшений, служивших основанием для ваз, – крестьяне, занятые на строительстве железной дороги, вокруг аллегорического рога изобилия, должного символизировать, вероятно, процветание России благодаря железнодорожному сообщению. Не менее оптимистична и вторая композиция – благодарные крестьяне на поле с полновесными снопами сжатых колосьев. Тему продолжают канделябры в виде дубов, в основании которых крестьяне водят хоровод. Все элементы этих скульптурных групп отличает весьма натуралистичная трактовка и поразительное по совершенству качество обработки металла. Трудно сказать, были ли такие композиции серийными или делались на заказ, поскольку аналоги этим канделябрам и настольным украшениям пока неизвестны. Не исключено, что эти сложные интерьерные украшения дополняли «русский сервиз» и были приобретены как часть цельного ансамбля. Но однозначно можно утверждать, что они одни из самых редких и ценных  в коллекции.
 
Творчество не менее прославленного, чем Сазиков, производителя – Павла Овчинникова – иллюстрируют всего два экспоната. Это очень простой серебряный рифленый футляр для флакона с завинчивающейся крышкой, а также сделанная в 1875 году из серебра 91 пробы замечательная по тонкости работы чайница, украшенная перегородчатой эмалью. Как известно, именно высочайшего уровня исполнения эмалевыми изделиями и славилась фирма Овчинникова. Чайница из клада Нарышкиных – произведение значительной художественной и музейной ценности (ее рыночная стоимость – 200 тыс. руб.). Наличие в эмалевом медальоне вензеля «ТН», указывающего на владелицу, Тебро Павловну Нарышкину, делает этот предмет единственным в своем роде.
 
Не менее громкое имя – Карла Фаберже – также представляют всего два предмета, эмалевая миниатюрная солоночка с ложкой (общая стоимость – 96 тыс. руб.) и небольшой серебряный призовой кубок (15 тыс. руб.) за первое место, выигранное в скачках конем Делибашем 102 года назад.
 
В «европейской» части клада Нарышкиных в основном представлено французское серебро 19 – начала 20 столетия, а также в небольшом количестве английское. Самым представительным и цельным можно считать столовый серебряный сервиз с клеймом Aucoc-aîné. Ныне фирма «Окок» уже не существует, но еще в начале двадцатого века этот ювелирный Дом был солидным семейным предприятием с почти столетними традициями.  Столовый комплект в коллекции серебра Нарышкиных был сделан в период расцвета фирмы «Окок». На всех предметах стоит фирменное клеймо – вдавленная надпись «Aucoc-aîné». Помимо этого, на большинство вещей  нанесено именное клеймо в ромбическом щитке с изображенными в нем инициалами LA, над ними – петуха, а под буквами – пятиконечной звезды, владельцем которого был Луи Окок-старший. Кроме того, на всех вещах стоит французское пробирное клеймо – голова Минервы в профиль с цифрой 1 в щитке со срезанными углами, обозначающее 950 – 1000 пробу серебра. Этот знак был введен в 1838 году, и ставится на вещах французского производства, не предназначавшихся для экспорта. Помимо них, никаких иных проб нет – значит, заказчики приобрели  этот сервиз во Франции, и в Россию он был ввезен позднее как их собственность.
 
 «Собрание серебра Нарышкиных дает богатейший материал для сравнений, увеличения базы данных, корректировки сведений о способах производства серебра, клеймах, художественном рынке 19 столетия, что чрезвычайно важно как для музейных специалистов, так и для коллекционеров и собирателей, – считает Евгения Фурсикова, искусствовед, руководитель группы выставочного отдела ФГБУ «Государственный комплекс «Дворец конгрессов». – Кроме того, эта коллекция заполняет лакуну в нашем представлении о культуре дворянского быта, образовавшуюся из-за того, что многие вещи, не сочтенные высокохудожественными, переплавлялись или продавались в 1920 –30-е годы, и в результате оказались очень скудно представленными в российских музейных коллекциях».
 

 
 Источник: Интарсия