Саморегулируемая межрегиональная ассоциация оценщиков
Создавая лучшее, объединяем вместе!
Электронная
приемная
Вход в личный кабинет оценщика
Карта сайта
Кадастровая
карта

Сценарные условия функционирования экономики Российской Федерации, основные параметры прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2010 год и плановый период 2011 и 2012 годов.

24.08.2009

Проект сценарных условий и основных макроэкономических параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2010 год и плановый период 2011 и 2012 годов разработан с учетом оценки негативного влияния мирового кризиса, эффекта от реализации антикризисных мер, направленных на повышение устойчивости и оздоровление российской экономики, а также итогов развития в январе-мае 2009 года.

 
Основные тенденции социально-экономического развития в январе-мае и до конца 2009 года
 
Финансовый кризис продолжает негативно влиять на российскую экономику. За январь-май ВВП, по предварительной оценке, снизился на 10,2% к соответствующему периоду предыдущего года. В мае снижение продолжилось и составило около 11 процентов.
 
С точки зрения использования ВВП продолжение спада связано, прежде всего, с ускорением падения инвестиционной активности, а также резким сокращением запасов, обусловленным падением производства при сдержанных темпах сокращения конечного  потребления. Положительный вклад в динамику ВВП стал вносить чистый экспорт за счет быстрого сокращения объемов импорта.
 
Инвестиции в основной капитал сократились на 17,7% по сравнению с январем-маем прошлого года, в том числе в мае – на 23 процента. Общее снижение инвестиций в первом квартале 2009 года вызвано значительным сокращением капиталовложений в нефтедобычу (на 22,1%), в производство основных химических веществ (на 33,7%), в управление эксплуатацией жилого фонда (32,9 процента).
 
Объем работ по виду деятельности «Строительство» с начала года сократился на 19,2%, в том числе в мае наблюдалось замедление темпов роста ввода в действие жилых домов: их прирост составил 3,2% по отношению к маю предыдущего года против 10,9% – в апреле, а к апрелю 2009 года –  снижение на 9,3 процента.
 
Снижение реальных располагаемых денежных доходов населения и реальной заработной платы еще не столь заметно, за январь-май оно составило 0,4% и 2,0 процента. Однако это сказывается на динамике оборота розничной торговли – с начала года снижение составило 2,2%, а в мае – 5,6 процента.
 
Одной из причин интенсивного спада экономики остается сокращение внешнего спроса – экспорт с начала года, по оценке, составил 52,6% к соответствующему периоду прошлого года, прежде всего, в результате падения цен на нефть и сырьевые товары.
 
Импорт товаров составил 60,7% к январю-маю прошлого года.
 
Продолжается спад промышленного производства: за пять месяцев текущего года – на 15,4 процента. Наиболее сильный спад сохраняется в обрабатывающих производствах – на 22,4 процента. С исключением сезонности в мае отмечается рост в обрабатывающих производствах на 1,2%, в основном за счет экспортоориентированных отраслей, благодаря росту цен на нефть и цветные металлы.
 
В последнюю неделю мая текущего года, впервые с начала экономического кризиса, общая численность безработных снизилась на 600 тыс. человек по сравнению с последней неделей февраля и составила 6,5 млн. человек или 8,5% экономически активного населения. Начала снижаться и численность официально зарегистрированных безработных. В целом эти изменения объясняются сезонным фактором, а не сменой тенденций на рынке труда.
 
В последние месяцы отмечается тенденция замедления инфляции по отношению к соответствующему месяцу предыдущего года. Если в марте потребительские цены были на 14% выше, чем за год до этого, то в мае инфляция снизилась до 12,3%, а в июне до 11,9 процента. За январь-июнь 2009 года инфляция составила 7,4% против 8,7% за аналогичный период прошлого года.
 
Ослабление денежной и фискальной политики и восстановление потребительского спроса повысит инфляцию в конце года до 12-12,5%, что, однако, ниже уровня 2008 года (13,3 процента).
 
Основные показатели развития экономики (в % к соответствующему периоду предыдущего года)
 
 
2009 – оценка
1 полугодие
2 полугодие
год
ВВП
89,8
93,2
91,5
Индекс потребительских цен, за период
107,4
104,2
112
Индекс промышленного производства
85,1
90,2
87,5
Обрабатывающие производства
78,5
87,2
82,9
Индекс производства продукции сельского хозяйства
101,2
98,8
100,0
Инвестиции в основной капитал
81,6
75,6
78,6
Реальные располагаемые денежные доходы населения
99,5
92,3
95,9
Реальная заработная плата
97,8
93,0
95,4
Оборот розничной торговли
97,0
91,4
94,2
Экспорт товаров, млрд. долл.
125,5
148,7
274,2
Импорт товаров, млрд. долл.
82,2
107,8
190
Средняя цена за нефть Urals, долл. США/баррель
50,8
57,3
54,0
  
Экономическое развитие в предстоящие месяцы будет формироваться под влиянием ряда факторов. Прежде всего, это:
– постепенное замедление кризисных явлений в мировой экономике;
– дальнейшее ослабление фискальной и денежной политики во второй половине года;
– осуществление основных мер государственной антикризисной политики и эффективность ее реализации;
– окончание цикла снижения производственных запасов и их восстановление.
Эти факторы позволят приостановить падение ВВП во втором полугодии. В целом в 2009 году прогнозируется падение ВВП на 8-8,5 процентов. 
 
Изменение основных макроэкономических показателей с исключением сезонного фактора (темп роста к предыдущему кварталу) 
 
 
2009
1 кв.
2 кв.
3 кв.
4 кв.
ВВП
92,4
99,7
101,8
100,8
Промышленность
92,0
100,4
101
100,8
Инвестиции
81,2
98,7
97,5
98,0
Оборот розничной торговли
93,0
98,0
100,9
100,5
 
 
 
 
 
 
 
 
 
В производстве ВВП основным фактором роста во втором полугодии является ожидаемый рост промышленного производства (с исключением сезонности). По счету использования ВВП основным фактором выступает восстановление запасов и рост сальдо чистого экспорта, также возможно начало постепенного восстановления потребительского спроса.
 
Падение инвестиций в основной капитал оценивается в 2009 году около 21 процента. При этом во II полугодии продолжится тенденция снижения инвестиций. С исключением сезонности во II полугодии инвестиции будут на 4,5% ниже, чем в первом, а по отношению ко второй половине 2008 года инвестиции сократятся на 24,4 процента.
 
На снижение инвестиций существенное влияние окажет сокращение капитальных вложений в нефтяном секторе, уменьшение инвестиционных программ в компаниях электроэнергетики и Газпроме (на топливно-энергетический комплекс приходится около трети всех капитальных вложений), а также сокращение инвестиционной программы РЖД (падение инвестиций в железнодорожный транспорт общего пользования превысит 30 процентов). Общая неопределенность с динамикой конечного спроса, появившиеся у большинства производств незагруженные мощности, а также наличие существенной долговой нагрузки будут определять низкий спрос на инвестиции даже при улучшении доступа к кредиту.
Снижение оборота розничной торговли, напротив, уже к апрелю практически полностью было исчерпано. Во второй половине года ожидается, что динамика оборота розничной торговли стабилизируется, а к концу года начнет медленно восстанавливаться. За 2009 год розничные продажи сократятся в целом на 5,8%, при этом в IV квартале начнется рост (с исключением сезонности) по отношению к III кварталу.
  
Во II полугодии ожидается, что произойдет некоторое снижение цен на нефть и другие сырьевые ресурсы. Если в июне цена на нефть в среднем составила 68,3 долларов США за баррель, то во II полугодии в среднем нефть будет стоить 57,3 долларов за баррель. Такая динамика мировых цен на сырье затормозит восстановление стоимостных объемов экспорта, однако физические объемы экспорта начнут расти во второй половине 2009 года в результате очень низкой базы I полугодия (прежде всего на рынке газа) и оживления мирового спроса. В целом за год падение экспорта составит 7,1% по сравнению с падением в I квартале года на 14,3 процента.
  
Основным фактором, который должен привести к перелому тренда ВВП, является смена цикла изменения производственных запасов. Запасы последовательно снижались на протяжении IV квартала 2008 года и I квартала 2009 года. В I квартале снижение запасов было особенно интенсивным, что обеспечило более 80% от снижения ВВП. Прогнозируется, что во II квартале запасы снизятся до минимума и, начиная с                   III квартала, предприятия возобновят пополнение запасов, что начнет восстанавливать производство.     
 
Таким образом, производство ВВП уже в III квартале под влиянием внешнего спроса и роста спроса на запасы может быть выше, чем за квартал до этого. По отношению к прошлому году спад замедлится: если в I полугодии снижение ВВП составило 10,4%, то во II полугодии ВВП снизится на 6,8 процента.
 
В промышленности в 2009 году прогнозируется спад производства на уровне 11-13%, в том числе в обрабатывающих производствах – 15-17 процентов. Наиболее сильное снижение ожидается в металлургическом производстве, производстве строительных материалов, машиностроительных отраслях, в меньшей степени − в производстве пищевых продуктов и добыче топливно-энергетических ресурсов.
  
Основные изменения в оценке 2009 года
 
 
2009 – прогноз
май
июль
отклонение
Цены на нефть Urals (мировые), долларов / баррель
45
54
9,0
Валовой внутренний продукт,    темп роста  %
94
91,5
-2,5
Промышленность,  %
90,7
87,5
-3,2
Инвестиции в основной капитал,  %
76,3
78,6
2,3
Реальная заработная плата, %
92,5
95,4
2,9
Оборот розничной торговли, %
94,5
94,2
-0,3
Экспорт, всего
млрд. долл. США
253,6
274,2
20,6
Импорт, всего 
млрд. дол. США
202,9
190
-12,9
 
Быстрое повышение цен на нефть в последние месяцы привело к необходимости повышения оценки цены на нефть с 45 долларов за баррель, прогнозируемых в апреле, до 54 долларов за баррель в среднем за 2009 год. Это привело к росту дефлятора ВВП с -0,8% до 0,9 процента. Однако, несмотря на это, оценка стоимостного объема ВВП снизилась почти на 380 млрд. рублей до 38461 млрд. рублей в результате дальнейшего ухудшения оценок реального производства. Если в апреле прогнозировалось сокращение ВВП на 6%, то с учетом полученных данных за апрель и май оценка 2009 года понижена до 8,5 процента. Основным фактором этой коррекции стала динамика производственных запасов. Ожидалось, что восстановление запасов начнется уже во II квартале 2009 года, после снижения в IV квартале 2008 года и I квартале 2009 года, однако данные за апрель и май не показывают смену цикла в динамике запасов. Другим фактором, повлиявшим на переоценку ВВП, стал незначительный рост в апреле-мае физического объема экспорта. В целом за год динамика экспорта понижена с -5,7% до -7,1 процента. Таким образом, в целом сезонно выравненное производство ВВП во II квартале оказалось на 2% ниже, чем в первом, при этом по первоначальному прогнозу стабилизация динамики ВВП ожидалась во II квартале. 
 
Оценка инвестиционного спада была несколько уменьшена в результате ожидания более высокого уровня инвестиций инфраструктурных компаний (Газпрома. энергетических компаний и Транснефти). Если эти планы не будут реализованы, то спад инвестиций может достичь 24-26 процентов. С другой стороны, предполагается, что принимаемые меры по снижению рисков банковского кредитования дадут эффект, и стагнация банковского кредита во втором полугодии сменится его умеренным ростом.
 
Сокращение реальной заработной платы оказывается менее сильным, чем ожидалось, как и рост безработицы. Относительно более высокие доходы населения, а также сокращение нормы сбережений сдерживают спад в розничной торговле. Вместе с тем, в случае новой волны сокращения занятости и доходов населения ситуация в розничной торговле может ухудшиться.
 
Слабый внутренний спрос и более сильное, чем предполагалось, укрепление рубля привели к снижению прогноза индекса потребительских цен. Оценка инфляции за год понижена с 13% до 12-12,5 процентов.
 
Сценарии экономического развития
 
Консервативный сценарий (1a) – стагнация экономики вследствие продолжающегося сокращения инвестиционного спроса, включая государственные инвестиции, при слабом росте потребительского спроса и запасов. Рост ВВП составит 100,1% в 2010 году, 101,5% в 2011 году, 103,2% в 2012 году. В этом варианте в условиях сокращения дефицита бюджета до 5,5% в экономике происходит резкое сжатие государственного спроса и особенно государственных инвестиций.
 
Умеренно оптимистичный сценарий (2а) – оживление в экономике вследствие продолжения инвестиционных программ естественных монополий и поддержки государством внутреннего спроса. Рост ВВП составит 101% в 2010 году, 102,6% и 103,8% в последующие годы. Повышение государственного спроса и расширение банковского кредита будут способствовать росту частного инвестиционного и потребительского спроса.
 
Одновременно прорабатывался дополнительный нефтяной сценарий (1b) – оживление в экономике, ведомое ростом цен на нефть и более интенсивным оживлением в мировой экономике. Вариант 1b предполагает умеренно растущие цены на нефть, что в большей степени отражает прогноз мировых банков и профессиональных агентств. Нефть Urals будет стоить 60 долларов США за баррель в 2010 году, 70 – в 2011 году и 77 долларов США за баррель – в 2012 году.
Разработка сценарных условий и основных параметров прогноза на период 2010-2012 годов осуществлялась на основе базовых вариантов 1а и 2а, учитывающих консервативную оценку развития внешних условий и, прежде всего, умеренно низкую динамику цен на нефть Urals в 2010-2012 гг. на уровне 55 долларов США за баррель в 2010 году, 56 долларов США в 2011 году и 57 долларов США за баррель в 2012 году.
  
Варианты 1а и 2а различаются, прежде всего, гипотезами о масштабах государственной поддержки приоритетных направлений социально-экономического развития в 2010-2012 годах, выраженной, в конечном счете, в величине дефицита федерального бюджета, а также реакцией бизнеса на кризис. В варианте жесткой финансовой политики (вариант 1а) дефицит федерального бюджета в 2010 году ограничивается строго уровнем 5,5% ВВП с последующим снижением до 3% и 2% ВВП. В варианте 2а дефицит федерального бюджета ограничивается уровнем 6,5% ВВП с последующим снижением до 4% и 3% ВВП. В результате мультипликативного эффекта от использования дополнительных средств государственной поддержки (государственных капитальных вложений, государственных закупок, гарантий и др.) увеличение темпа роста ВВП в 2010-2011 годах может составить 1,0-1,2 процентных пункта.
 
Менее существенное сокращение государственных капитальных вложений в варианте 2а в первую очередь будет способствовать положительной динамике инвестиций в основной капитал видов деятельности с высокой долей бюджетного финансирования (транспорт, образование, здравоохранение). Дополнительный прирост капиталовложений данных видов деятельности может составить 4,4 и 2,6 п.п. в 2010 и 2011 годах соответственно, что будет способствовать увеличению темпа роста общего объема инвестиций в основной капитал в этот период на 1,6-3,2 п.п. против варианта 1а.
 
Вариант 2а предлагается в качестве основного для разработки параметров федерального бюджета на 2010-2012 годы.
 
Основные показатели прогноза социально-экономического развития российской федерации на 2009-2012 годы
 
 
2009
2010
2011
2012
Цены на нефть Urals (мировые), долл. / барр. 
54
 
55
56
57
1b
60
70
77
Валовой внутренний продукт, темп роста % 
91,5
100,1
101,5
103,2
101,0
102,6
103,8
1b
101,7
102,7
103,8
 Промышленность, в %
87,5
99,7
100,8
101,5
100,8
101,7
101,9
1b
100,8
102,3
102,9
Инвестиции в основной капитал, %  
78,6
97,2
104,1
107,8
100,4
105,7
109,0
1b
98,8
105,6
108,5
Реальная заработная плата, %
 
 
 
 
95,4
98,7
101,6
103,0
99,3
102,1
103,0
1b
100,2
102,3
103,6
Оборот розничной торговли, %
 
 
 
 
94,2
101,5
102,3
102,8
102,1
103,2
103,2
1b
102,6
102,7
103,2
Экспорт, всего млрд. долл. США
 
 
 
 
274,2
275,6
281,8
289,1
275,6
281,8
289,1
1b
294,3
338,1
374,6
Импорт, всего млрд. дол. США
 
 
 
 
190,0
191,4
198,8
210,8
194,8
205,1
219,3
1b
200,5
216,1
236,5
 
Внешние условия для формирования вариантов социально-экономического развития
Внешние условия прогноза социально-экономического развития
  
 
Варианты
2008
отчет
2009
оценка
2010
2011
2012
прогноз
Цена (мировая) на
нефть Urals, долларов США за баррель
1а,2а
1b
94,4
54
55
60
56
70
57
77
Экспорт нефти,
млн. т
1а,2а
1b
243,1
245,5
243
246
241
247
238
245
Экспорт газа,
млрд. куб. м
1а,2а
1b
195,4
160,8
170
172
181,5
187,5
188,5
199,5
Рост мировой экономики, %
1а,2а
1b
3,4
-2,7
0,6
2,7
2,6
3,8
2,8
4,0
 
Мировая экономика
 
Состояние и перспективы мировой экономики будут определяться успехами в преодолении глобальной рецессии. Начавшийся в ограниченном сегменте американских ипотечных кредитов кризис быстро распространился на весь кредитный рынок США и затем приобрел размеры международного финансового кризиса и глобальной экономической рецессии.
 
В результате, впервые в послевоенной истории объем мирового ВВП в 2009 году сократится на 2,7 процента.
 
Спад в экономике США в 2009 году составит 2,8%, экономике Еврозоны – 4,5%, в Японии глубина рецессии достигнет 6,8%, рост в Китае составит 6,5 процента.
 
Несмотря на появление признаков оздоровления в некоторых секторах экономики отдельных регионов мира, перспективы восстановления мировой финансово-экономической системы остаются достаточно неопределенными. Развивающиеся страны могут стать источником роста мировой экономики при условии, что возобновится рост внутренних инвестиций, включая приток кредитов с международных рынков, при поддержке ведущих международных экономических организаций.
 
Несмотря на сохраняющиеся риски дальнейшего развития негативных процессов в экономике США, по крайней мере, три фундаментальных фактора становятся основанием для ожидаемой стабилизации американской экономики во второй половине 2009 года.
 
Во-первых, рекордными темпами сокращаются товарные материальные запасы на фоне стабилизации розничных продаж и динамики заказов на товары длительного пользования.
 
Во-вторых, активно реализуемые меры налоговой политики способны дать быструю отдачу и поддержать рост спроса домашних хозяйств. Меры налоговой политики, по оценкам, смогут добавить 1,5-2% к росту валового внутреннего продукта в каждом из следующих пяти кварталов.
 
В-третьих, масштабные меры Федерального правительства по стабилизации финансовой системы и выкупу безнадежных долгов постепенно стабилизируют рынки капитала и способствуют восстановлению кредитования. Для стабилизации жилищного рынка потребовалось прямое вмешательство Федерального правительства – программа выкупа закладных на дома, которая показывает явные признаки успеха.
 
Восстановлению американской экономики может помешать непрекращающийся спад в промышленности и рекордный рост безработицы, которая сохранится выше 10% экономически активного населения. Не ясны перспективы стабилизации жилищного рынка, нормализации схем кредитования и снижения уровня кредитных рисков.
 
В позитивном сценарии ожидается, что экономика США пройдет свою нижнюю точку в третьем квартале 2009 года, после чего начнется постепенное восстановление экономического роста. В 2010 году возможен рост экономики США с темпом от 0,3 до 1,4%, а в последующие годы темпы восстановления экономики могут быть в пределах от 1 до 3 процентов.
 
В позитивном сценарии экономика Еврозоны, используя возможности расширения кредитования, поддерживаемого стабилизацией финансового сектора США, восстановления инвестиционного и потребительского спроса и роста высокотехнологичного экспорта, преодолеет траекторию снижения во втором квартале 2010 года с незначительным ростом по итогам года. Рост экономики Китая ускорится в 2010 году и составит от 7,5 до 8 процентов.
 
Мировая экономика, после падения на 2,7% в 2009 году, в следующем году возобновит рост с темпом от 0,6 до 2,7%, а в последующие годы за счет быстрого роста экономик развивающихся стран и посткризисного восстановления развитых экономик темп роста мировой экономики может составить до 4 процентов.
 
В то же время сохраняются риски, что восстановление мировой экономики займет намного больше времени. Сохраняется вероятность дальнейшего роста «плохих» долгов банковской системы, что может возобновить снижение фондовых индексов и ограничить кредитование, а также большая неопределенность в устойчивости возросших государственных долгов и возможном восстановлении рынков жилья.
 
Конъюнктура мировых рынков
 
После ценового шока, вызванного резким ростом, а затем беспрецедентным падением цен на нефть в конце 2008 года, рынок нефти вышел на сбалансированную с позиций объемов спроса и предложения траекторию постепенного роста цен, отражая растущую вероятность начала постепенного восстановления мировой экономики.
 
В мае цены по фьючерсам на сырую нефть увеличились на 10 долларов США за баррель, в июне возросли еще на 10 долларов США, достигнув в среднем 70 долларов США за баррель. Текущая тенденция к повышению цен, в основном, поддерживается за счет вливания дополнительной ликвидности в мировую экономику.
 
В последнее время цены поддерживались также за счет постепенного сокращения коммерческих запасов в Кушинге, Оклахоме (США) и Роттердаме и сокращения запасов в плавучих хранилищах. Рост цен позволил приостановить обвальное падение инвестиций в разработку нефтяных месторождений. Поддержку нефтяным ценам оказывает увеличение спроса на сырую нефть со стороны нефтеперерабатывающих заводов в связи с тенденцией замедления спада в промышленности США и Европы.  
 
 
2005
2006
2007
2008
2009
2010
Мировое предложение
84,57
84,54
84,42
85,48
83,5
84,5
Мировой спрос
84,02
84,99
85,9
85,44
83,68
84,42
Запасы
0,55
-0,45
-1,48
0,04
-0,18
0,08
Цена нефти мирового рынка WTI
56,49
66,02
72,32
99,57
58,7
67,42
Источник: Energy Information Administration (EIA)
 
Прогноз спроса на нефть в 2009 году, подготовленный Международной энергетической организацией (IEA), энергетической информационной администрацией (EIA), OPEC, Мировым банком и другими международными экономическими организациями, скорректирован в сторону повышения в среднем на 120 кб/д в связи с поступлением данных о более высоком спросе за первый квартал 2009 года в странах ОЭСР по сравнению с ожидаемым. Мировой спрос на нефть в 2009 году, по прогнозам, составит 83,3-83,7 мб/д, что на 2,9% или 2,5 мб/д ниже уровня 2008 года.
 
Производство нефти странами ОПЕК в 2009 году прогнозируется на уровне 28,5 млн. баррелей в день против 31,3 млн. баррелей в день в 2008 году, в 2010 году прогнозируется рост до 28,8 млн. баррелей в день. Однако производственные мощности ОПЕК к концу 2010 года будут превышать на 1,2 млн. баррелей в день уровень конца 2008 года, что должно снижать давление на рост цен на нефть.
 
Поставки из стран-экспортеров нефти, не входящих в ОПЕК, в 2009 году пересмотрены в сторону увеличения в среднем на 170 кб/д в связи со значительным ростом добычи на новых месторождениях, более высокими объемами добычи в Северном море, России и в Колумбии. Мировые поставки нефти в 2009 году составят 83,5-83,7 мб/день.
 
В целом большинство профессиональных аналитиков прогнозируют рост цен на нефть к 2010 году в среднем до уровня 60-65 долларов за баррель и сохранение тенденции роста до 70 долларов за баррель к 2011 году.
 
Прогноз цен мирового рынка на нефть марки “Urals”
 
Источник
2009
2010
2011
UBS
50
56
69
Nomisma Energia
50,8
48,5
51,5
Credit Suisse
53,7
56,5
66,5
International Monetary Fund
59
73
77
ING
48,5
58,5
63,5
World Bank
53,5
61
64
EIA US gov.
57
66
 
Barclays
58,5
82,5
83,5
Citigroup
46
53,5
58,5
Morgan Stanley
47,5
63,5
83,5
JP Morgan
54
64
 
UniCredit
58,5
73,5
 
Merrill Lynch
50,5
60,5
70,5
Landesbank
52,5
67,5
78,5
Fortis
62,5
76,5
 
FirstEnergy Capital Corp.
54
73
84,5
Консенсус-прогноз цены
на нефть марки Urals
53,6
63,8
69,8
 
Рынок металлов
 
Резкое сокращение спроса на рынке металлов в начале 2009 года привело к существенному росту товарных запасов. По данным World Bureau of Metal Statistics, превышение предложения над спросом в I квартале 2009 года по меди составило 187 тыс. т (против дефицита 95 тыс. т в I квартале 2008 г.), по алюминию – 679 тыс. т (рост в 6 раз по сравнению с январем-мартом 2008 г.), по никелю – 56,6 тыс. тонн. Во II квартале замедление спада промышленности, рост глобальной ликвидности и привлекательность рынка для финансовых инвестиций привели к резкому росту цен на металлы. Цена на алюминий, снизившись в первые месяцы 2009 года до 1300 долларов за тонну, к началу II полугодия возросла до 1600 долларов за тонну. Цена на медь после снижения в конце прошлого года до 3000 долларов за тонну, начиная с конца февраля возобновила активный рост, приблизившись к концу I полугодия к 5000 долларов за тонну. Цена на никель с начала года возросла более чем в полтора раза: с 9500 долларов до свыше 16000 долларов за тонну в начале июля.
 
Однако в ближайшие месяцы ожидается, что коррекция роста цены на нефть приведет также к некоторому снижению цен на большинство сырьевых товаров, в том числе и на металлы. В последующие годы рынок металлов будет определяться как динамикой мирового спроса и поведения финансовых инвесторов, в том числе Китая, так и динамикой цен на энергию, прежде всего цен на нефть. По мере восстановления мирового спроса цены на медь и цинк могут реагировать более эластично за счет значительных ограничений мощностей. Цены на медь и алюминий могут расти более умеренно за счет избыточных производственных мощностей и достаточного уровня накопленных запасов.
 
В соответствии с рассмотренными вариантами прогноза цена на медь после некоторого снижения во II полугодии 2009 года возобновит рост и к 2012 году достигнет уровня 5-7 тысяч долларов США за тонну. Цены на никель, после некоторого снижения во второй половине 2009 года, к 2012 году могут установиться на уровне 14 и 19 тысяч долларов США за тонну, соответственно, по вариантам а и b. Цены на алюминий, следуя за общим ценовым трендом коррекции на сырьевых рынках, могут снизиться во II полугодии 2009 года до 1300 долларов США за тонну и возобновят рост до 1500-2000 долларов США за тонну соответственно по вариантам а и b к 2012 году.
 
Динамика добычи и экспорта нефти, нефтепродуктов и газа
 
Объем добычи нефти, включая газовый конденсат (далее – нефть), в 2009 году с учетом итогов работы нефтяной отрасли за пять месяцев текущего года, ожидается на уровне около 488 млн. т,  или 100,1% к 2008 году.
 
Экспорт нефти ожидается на уровне 245,5 млн. т,  или 101% к 2008 году.
 
Прогноз добычи нефти в 2010-2012 годах разработан исходя из прогнозируемой динамики снижения уровня добычи на «старых» выработанных месторождениях, в основном, Западной Сибири, и ограниченных возможностей добычи на новых месторождениях Восточной Сибири и Тимано-Печорской провинции в условиях действующего законодательства в нефтяной отрасли.
 
Прогнозируется снижение добычи нефти до 485 млн. т в 2010 году, до 483 млн. т  в 2011 году и стабилизацией на этом уровне в 2012 году. Экспорт нефти с учетом низкой динамики экономического развития мировой экономики снижается до 243 млн. т в 2010 году, до 241 млн. т в 2011 году и до 238 млн. т  в 2012 году.
 
Объем добычи газа в 2009 году по итогам работы газовой отрасли за пять месяцев текущего года оценивается на уровне 580 млрд. куб. м (87,4% к 2008 году) и экспорта газа – 160,8 млрд. куб. м (82,3% к 2008 году) в связи с сокращением спроса на внешнем и внутреннем рынках в результате снижения темпов экономического развития в европейских странах и отечественного промышленного производства (металлургия, стройматериалы, химические удобрения и другие отрасли промышленности). При этом имеются риски дальнейшего уменьшения добычи и экспорта газа (до 150-156 млрд. куб. м) из-за возможного сохранения пониженного спроса потребителей российского газа в европейских странах, несмотря на восстановление нормативных объемов закачки газа в ПХГ Украины.
 
Прогноз добычи газа в 2010-2012 годах учитывает умеренный рост поставок газа на внутренний рынок, а также как экспорт традиционным потребителям – странам дальнего и ближнего зарубежья в рамках заключенных контрактов в условиях низкой динамики экономического развития Еврозоны, так и поставку сжиженного газа на новые рынки сбыта. В 2009 году осуществлен выход на газовые рынки стран АТР (экспорт газа в рамках проекта Сахалин-2 – ввод в эксплуатацию завода по производству сжиженного природного газа в объёме 9,6 млн. т в год).
 
Добыча газа в 2010 году возрастает по умеренно-оптимистичному сценарию до 596 млрд. куб. м, в 2011 году – до 610 млрд. куб. м и в 2012 году – до 621 млрд. куб. метров. При этом экспорт газа увеличивается в 2010 году до 170 млрд. куб. м, в 2011 году – до 181,5 млрд. куб. м и в 2012 году – до 188,5 млрд. куб. метров. При этом на объемы экспорта российского газа существенно влияют объемы экспорта в Европу среднеазиатского газа.
 
Производство нефтепродуктов. В 2009 году объем переработки нефти с учетом итогов работы нефтеперерабатывающей отрасли оценивается на уровне 234,5 млн. т,  экспорт нефтепродуктов – на уровне 117,3 млн. тонн.
В 2010 и 2011 годах намечается стабилизация переработки нефти на уровне 234 млн. т, а в 2012 году в связи с вводами новых мощностей переработка нефти возрастет до 237 млн. тонн. Экспорт нефтепродуктов при росте внутреннего спроса незначительно сократится до 115,4 млн. т в 2010 году и до 113,6 млн. т в 2011 году, а в 2012 году увеличится до 115,8 млн. тонн.
 
Внутренние условия для формирования вариантов социально-экономического развития
Демографические тенденции и рынок труда
 
После продолжительного периода сокращения численности постоянного населения Российской Федерации в 2009-2012 годах прогнозируется ее стабилизация на уровне 142 млн. человек. При успешной реализации демографических программ по стимулированию рождаемости и приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения ожидается замедление темпов естественной убыли населения за счет увеличения общего коэффициента рождаемости с 12,1 в 2008 году до 12,5 в 2012 году и снижения уровня смертности, в том числе в результате дорожно-транспортных происшествий и от сердечно-сосудистых заболеваний. Общий коэффициент смертности стабилизируется на уровне 14,6 с тенденцией к снижению. Углубление кризиса и ухудшение экономической ситуации в стране могут негативно отразиться на репродуктивном поведении населения. Следствием этого может стать сохранение коэффициента рождаемости на текущем уровне, либо его снижение.
 
Несмотря на стабилизацию численности постоянного населения, численность населения в трудоспособном возрасте в указанный период будет сокращаться (ежегодно почти на 1 млн. человек). Численность экономически активного населения, даже с учетом положительного сальдо миграции и сохранения высокого уровня коэффициента трудового участия, к 2012 году сократится на 0,5 млн. человек.
 
Мировой финансовый кризис положил начало негативному влиянию на рынок труда в стране. Общая численность безработных в 2009 году составит 7 млн. человек или 9,6% экономически активного населения. Численность занятых сократится при этом на 2,3 млн. человек и составит 66,2 млн. человек. В 2010-2012 годах численность занятых сохранится на уровне 2009 года. Столь умеренная динамика занятости населения во многом объясняется постепенным восстановлением экономики в целом. Кроме того, многие предприятия, оптимизировав численность персонала во время кризиса, не будут ее наращивать впоследствии. Растущий спрос будет обеспечиваться за счет загрузки имеющихся мощностей.

 

Цены и тарифы на продукцию (услуги) субъектов естественных монополий

 

Приоритетной задачей тарифной политики в 2010-2012 годах является ограничение темпов роста тарифов субъектов естественных монополий при сохранении текущей надежности и качества снабжения потребителей товарами и услугами субъектов естественных монополий.
 
Достижение этой цели должно осуществляться на основе следующих принципов:
– оптимизации операционных расходов субъектов естественных монополий;
– сокращения стоимости инвестиционных проектов и отказа от ряда проектов, реализация которых в текущих условиях нецелесообразна;
– повышения энергоэффективности экономики.
 
Инвестиционные программы субъектов естественных монополий на 2010-2012 годы и размеры их финансирования пересмотрены в сторону снижения по сравнению с первоначальными планами в связи с сокращением спроса основных потребителей, а также со снижением темпов роста инвестиционных затрат вследствие более низких дефляторов в капитальном строительстве и индексов цен на используемые в строительстве материальные ресурсы по сравнению с предусматриваемыми ранее. 
 
В условиях кризиса при общем падении совокупного спроса инвестиции естественных монополий будут благоприятно сказываться на экономике – поддерживать строительную индустрию и обслуживающие ее отрасли, сдерживать безработицу и снижение реальных доходов населения, что позитивно отразится как на доходах, так и на расходах бюджета. Сокращение инвестиций в инфраструктурные проекты, доля которых в общем объеме капитальных вложений составляет, по оценке, на 2009 год 27,2%, может негативно сказаться на экономической динамике российской экономики в период выхода из мирового кризиса.
  
Прогноз роста цен (тарифов) на продукцию (услуги) естественных монополий
в 2009-2012 гг. в среднем по Российской Федерации
(прирост цен, %)
 
 
 
2009
оценка
прогноз
2010
2011
2012
Электроэнергия
доля свободного рынка от текущего потребления
 
в среднем за год
 
30,5
 
53,2
 
76,0
 
76,2
Регулируемые тарифы и рыночные цены в среднем для всех категорий потребителей
в среднем за год к предыдущему году
121-122
111,5-113**
114-117**
107-109**
Регулируемые тарифы на розничном рынке для всех категорий потребителей*
 
119
106,2**
-
-
Регулируемые тарифы для населения, индексация с января
в среднем за год к предыдущему году
125
110***
110***
110***
Регулируемые тарифыдля остальных категорий потребителей*, индексация с января
в среднем за год к предыдущему году
 
105
-
-
Тепловая энергия
(регулируемые цены)
в среднем за год к предыдущему году/ период
118
110
112-114
109-111
Газ природный
 
 
 
 
 
Регулируемые цены,  в среднем для всех категорий потребителей
в среднем за год к предыдущему году
115,8
126,6
115,7
115,1
   реализуемый населению
 
в среднем за год к предыдущему году
116,0
127,4
120,8
116
декабрь к декабрю предыдущего года
127,7
120,8
120,8
115
 для остальных категорий потребителей*
 
в среднем за год к предыдущему году
116,0
126,5
115
115
декабрь к декабрю предыдущего года
127,7
115
115
115
Железнодорожные
перевозки грузов
 
в среднем за год к предыдущему году
112,4
112,3
109,2
107
декабрь к декабрю предыдущего года
111
109,4
109,2
107
Пассажирские перевозки железнодорожным транспортом, в регулируемом секторе 
в среднем за год к предыдущему году
122
110
110
110
декабрь к декабрю предыдущего года
112
110
110
110
Справочно:
 
 
 
 
 
Потребительская инфляция (ИПЦ) 
в среднем за год к предыдущему году
112,4
110,7
108,7
107,5
декабрь к декабрю предыдущего года
112
110
108
107
Индекс цен промышленных производителей (ИЦП) 
в среднем за год к предыдущему году
91,4
108
106,4
106,5
декабрь к декабрю предыдущего года
110,1
107,1
106,2
106,5
* без учета изменения структуры отпуска
** без учета роста регулируемых тарифов в неценовых зонах и изолированных энергосистемах
*** в рамках социальной нормы потребления населением
 
Базой для формирования прогноза предельного роста тарифов на товары (услуги) естественных монополий на 2010-2012 годы является оценка их деятельности в 2009 году.
 
Наибольшие проблемы у субъектов естественных монополий в 2009 году связаны с падением объема реализуемых товаров и услуг, ухудшением доступа к заемным ресурсам и ростом дебиторской задолженности. Эти факторы могут привести к необходимости поиска дополнительных источников для финансирования инвестиционных программ.
 
В то же время, субъекты естественных монополий в меньшей степени страдают от кризиса, чем остальные отрасли экономики в силу относительной стабильности спроса на реализуемые товары и услуги и снижения стоимости закупаемого топлива, строительных работ, материалов и оборудования по сравнению с их запланированной стоимостью. Субъекты естественных монополий, за исключением генерации электрической энергии, в отличие от других отраслей экономики, не испытали падения цен на производимую продукцию и оказываемые услуги. В результате финансовые результаты деятельности монополий оказались значительно лучше, чем в других секторах экономики.
 
Цены на природный газ
 
Параметры роста внутренних цен на газ в прогнозный период определялись, исходя из необходимости сокращения разрыва между доходностью поставок газа на внутренний и внешний рынок, а также покрытия экономически обоснованных издержек на добычу и транспортировку газа и минимально необходимого объема инвестиций.
 
Также учитывалась необходимость постепенного выравнивания образовавшихся перекосов между ценами на газ, уголь, мазут и улучшения структуры топливного баланса с целью стимулирования роста потребления угля и других видов топлива в условиях дефицита газа на внутреннем рынке.
 
Учитывая, что в вариантах прогноза доходы от экспорта (доля в выручке от реализации газа за вычетом экспортных пошлин в 2009 году, по оценке, составит 41%) будут различаться в зависимости от прогнозируемого уровня мировых цен на нефть, параметры роста внутренних цен определялись, исходя из более благоприятных условий сценария 1b. В сценариях 1а, 2а сохранится дефицит средств на реализацию инвестиционной программы.
 
Исходя из вышеуказанных факторов, рост регулируемых оптовых цен на газ на 2010-2012 годы предполагается в размере 15% в год (с января) для всех категорий потребителей, кроме населения. Для населения планируется проводить повышение цен два раза в год: на 5% с 1 января и на 15% с 1 апреля.
 
При этом, в связи с отсутствием контрактов на поставку газа новым потребителям по более высоким ценам, в соответствии с постановлением Российской Федерации № 333 от 28 мая 2007 г., доля газа, поставляемого по регулируемым ценам на внутреннем рынке в прогнозный период (2009-2012 гг.), повышается до 63-64% против 61% в 2008 году, а его доля в выручке от реализации газа в соответствии с условиями варианта 1b увеличивается до 34-35% против 24% в 2008 году. В связи с этим повышение цен на газ на внутреннем рынке в условиях текущей мировой конъюнктуры является крайне важным для обеспечения поставок газа на внешний и внутренний рынки и формирования доходов бюджета.
 
В отличие от 2009 года, повышение регулируемых цен для промышленных потребителей будет осуществляться один раз в год. В среднем за год к предыдущему году рост цен составит в 2010 году – 26,5%, а в 2011-2012 годах – 15 процентов. При этом внутренние цены на газ будут существенно ниже, чем цены поставки за пределы России. Так, в 2012 году оптовая цена на газ без учета НДС составит 82 и 85 долларов США по вариантам 1а и 1b, что соответственно в 2,5-3 раза ниже предусматриваемых контрактных цен поставки за рубеж. 
 
Для населения рост цен составит: в 2010 и 2011 годах – 20,8% за годовой период (5% с января и 15% с апреля), в 2012 году – 15% (в среднем за год – 27,4%, 20,8% и 16% соответственно). Опережение вызвано необходимостью сокращения размеров перекрестного субсидирования населения. Вместе с тем рост цен на газ, поставляемый для населения, не окажет существенного прямого влияния на рост тарифов на услуги ЖКХ и инфляцию в связи с низкой долей затрат в расходах населения (оплата газоснабжения составляет около 6% и 0,4-0,5% в корзине оплаты услуг ЖКХ и потребительской корзине в целом). Основное влияние роста цена на газ на рост тарифов на услуги ЖКХ будет происходить в связи с повышением цен на электрическую и тепловую энергию. Рост цен на газ в среднегодовом выражении приведет к следующему росту прямых затрат (не учитывая косвенных затрат, связанных с ростом цен на другие товары и услуги): 
                                                                                                                   ( процентов)
 
2009
2010
2011
2012
Электроэнергетика
2,6
4,6
3,1
3,4
Теплоэнергетика
6,3
10,7
7,2
7,4
                        
Также планируется продолжить работу по ликвидации перекрестного субсидирования в газораспределении и сбыте газа. При этом рост тарифов на транспортировку газа по газораспределительным сетям и размера платы за снабженческо-сбытовые услуги в 2010 году для населения будет синхронизирован с ростом оптовых цен на газ для населения по отношению к декабрю 2009 года, а для 4-7 групп потребителей – не должен превысить среднегодовой уровень роста оптовых цен на газ.
 
Кроме того, будет продолжено поэтапное изменением подходов к регулированию тарифов на услуги по транспортировке газа по магистральным газопроводам в части введения единой зависимости изменения стоимости газа, с учетом стоимости транспортировки, от расстояния транспортировки (расстояния от территории добычи газа до региона потребления газа). Это отразится на несколько более высоком относительно среднего уровня росте цен на газ для ряда регионов.
 
Тарифы в электроэнергетике
 
Основными факторами роста цен и тарифов на электроэнергию в 2010-2012 годах являются рост цен на топливо, либерализация рынка электрической энергии и учет выпадающих доходов энергоснабжающих организаций. Важным фактором роста конечных цен на электроэнергию для потребителей является увеличение доли свободного (нерегулируемого) рынка, цены на котором в среднем выше, чем в регулируемом секторе. Доля электроэнергии, отпускаемой по свободным (нерегулируемым) ценам, повысится с 30% от всей отпущенной электроэнергии в 2009 году до 53% в 2010 году и до 76% в 2011 и 2012 годах. Предполагается, что к 2011 году произойдет полная либерализация рынка электроэнергии, за исключением отпуска электроэнергии населению и в неценовых зонах и изолированных энергосистемах. Вследствие этих двух факторов в 2010 году рост средних конечных цен на электроэнергию будет происходить даже при ограничении регулируемых цен (тарифов) на электрическую энергию.
 
Наиболее важным для экономики представляется ограничение роста регулируемых тарифов на электроэнергиюв 2010 году.Рост стоимости электроэнергии оказывает наиболее значимое воздействие не только на издержки в экономике, но и на инфляцию (на 1% роста инфляция увеличивается на 0,08-0,09 п. пункта). Так, в 2009 году в связи с ожидаемым ростом стоимости электроэнергии на 21-22%, издержки в промышленности вырастут примерно на 0,9-1%, что в условиях падения спроса и невозможности переносить растущие издержки на цены приведет к ухудшению финансового состояния промышленных потребителей на 7 п. пунктов.
 
Вместе с тем необходимо создание финансовых ресурсов для продолжения обновления выбывающих основных фондов энергетики с целью обеспечения потребностей экономики в бесперебойном энергоснабжении, а также покрытия затрат энергетики на топливо (газ, уголь, мазут). Потребление электрической энергии на 2010 год в целом по Российской Федерации прогнозируется на уровне 2009 года, а в 2011-2012 годах с незначительным ростом.
 
Параметры ростарегулируемых тарифов субъектов электроэнергетики определены, исходя из оптимизации постоянных затрат в сторону снижения, сохранения уровня оплаты труда, снижением стоимости инвестиционных программ, а также с учетом инвестиционной составляющей, которая может быть получена за счет прибыли на свободном рынке и в регулируемом секторе. Потребление электрической энергии на 2010 год в целом по Российской Федерации прогнозируется на уровне 2009 года, а в 2011-2012 годах с незначительным ростом. Дополнительно учитываются потери, связанные с изменением правил технологического присоединения для малого бизнеса и населения.
 
Перечисленные принципы потребуют внесения уточнения отдельных действующих положений нормативно-правовой базы в области государственного регулирования тарифов. Исходя из этих условий, рост регулируемых тарифов на электроэнергию на 2010 год предполагается в размере 10% для населения и 5% для прочих потребителей. Более высокие темпы роста тарифов для населения вызваны необходимостью сокращения перекрестного субсидирования. 
 
Предлагаемый рост регулируемых тарифов не учитывает возможность регулирующего органа субъекта Российской Федерации самостоятельно принимать решение о превышении придельных уровней тарифов за счет инвестиционных программ, в соответствии с Федеральным закон от 04.11.2007 №250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по реформированию Единой энергетической системы России», а также субсидии на ликвидацию межтерриториального перекрестного субсидирования в энергетике. При этом по отдельным субъектам Российской Федерации секторам электроэнергетики рост тарифов будет различаться в связи с отличиями в объемах полезного отпуска электрической энергии, структуре производства электрической энергии, росте затрат и объемах инвестиционных программ, установленными в соответствии с решениями Правительства Российской Федерации (в т.ч. на строительство объектов, необходимых для проведения Олимпиады 2014 года в г. Сочи и саммита АТЭС 2012 года в г. Владивосток) в части финансирования за счет регулируемых тарифов и свободных цен. Рост регулируемых тарифов на территориях неценовых зон и изолированных энергосистем будет несколько выше, чем в ценовых зонах.
 
В сетевых компаниях необходимо продолжить переход к регулированию тарифов по методу доходности инвестированного капитала (RAB), в первую очередь, в крупнейших городах и регионах, страдающих от сетевых ограничений и наиболее остро нуждающихся в инвестициях, а также «ФСК ЕЭС».
 
При установлении тарифов на 2010-2012 годы следуют особое внимание уделить приоритетному развитию сетевого хозяйства, что может потребовать опережающего повышения тарифов по сравнению с другими видами деятельности в электроэнергетике. 
 
В целом, рост тарифов и свободных цен на электроэнергию на розничном рынке в среднем за 2010 год может составить 11,5-13% против 21-22%, ожидаемых в 2009 году. Рост свободных цен в отличие от 2007-2008 годов будет умеренным вследствие ограниченной платежеспособности и низкого спроса со стороны основных потребителей, прежде всего, черной металлургии, производителей цемента и других строительных материалов. Рост цен крупных потребителей, ориентированных на экспорт (цветная металлургия, основная химия), также будет ограничен в условиях низкой динамики мировой экономики. 
 
В 2011 году государственное регулирование тарифов на электрическую энергию (мощность) сохранится только:
1. В части поставки для населения на территории субъектов Российской Федерации (в ценовых зонах).
2. В неценовых зонах и изолированных энергосистемах в полном объеме.
3. В естественно-монопольном секторе (сетевая составляющая и сбыт), доля которых в ценах (тарифах) на электроэнергию на розничном рынке будет составлять примерно 42-43 процента.
 
Рост регулируемых тарифов для населения составит в 2011-2012 годах 10% ежегодно.
 
В либерализованном секторе энергетики (генерация) рост свободных цен будет определяться преимущественно факторами внутреннего спроса и ростом цен на котельно-печное топливо (газ, уголь и мазут).
 
В среднем на розничном рынке рост рыночных цен и тарифов составит по варианту 1b в 2010 году 11,5-13%, в 2011 году – 14-17% и в 2012 году – 7-9 процентов.
 
Рост регулируемых тарифов на тепловую энергию (производство, передача и распределение) в 2010году в среднем по России составит 10%, в 2011 году – 112-114% и в 2012 году – 109-111%. Прогнозируемый рост тарифов на тепловую энергию учитывает рост затрат на топливо (природный газ), рост цен на электрическую энергию в регулируемом секторе оптового рынка. Уровень затрат на оплату труда, а также затраты на капитальные вложения из прибыли планируется без роста на уровне 2009 года.
 
При этом прочие операционные затраты проектируются со снижением 10% к уровню 2009 года.
 
Сдержанная тарифная политика на энергоносители позволит снизить рост тарифов на услуги ЖКХ до 10-12% в год против 19-20% в 2009 году, что сокращает вклад их повышения в инфляцию на 0,6-0,7 п.п. ежегодно. Ограничение роста цен на тепловую энергию позволит также ограничить рост расходов граждан на оплату услуг ЖКХ, в которых доля тепловой энергии составляет более 50 процентов. Ограничение роста регулируемых тарифов также будет стимулировать субъекты естественных монополий сдерживать рост издержек.
 
Вместе с тем в условиях существенного ограничения цен на тепловую энергию вероятно снижение рентабельности теплоснабжающих организаций и возникновение выпадающих доходов. Для обеспечения требуемого уровня инвестиций в теплоснабжении будет осуществляться переход к установлению долгосрочных тарифов, что позволит стимулировать энергосбережение, повышение эффективности производства и передачи тепловой энергии, а также позволит увеличить объем частных инвестиций.
 
На железнодорожные перевозки рост тарифов в регулируемом секторе также ограничивается необходимостью покрытия эксплуатационных издержек и минимально необходимых средств на проведение ремонтных работ на поддержание инфраструктуры.
 
В 2009 году рост тарифов на грузовые перевозки составит 11% (декабрь к декабрю, тогда как в среднем к предыдущему году рост составит 12,4%), учитывающее дополнительное повышение тарифов с 1 июля 2009 года на 5,7 процента. В 2010-2012 годах индексация тарифов на грузовые железнодорожные перевозки не превысит в среднем: в 2010 году – 9,4 п.п., в 2011 и 2012 годах – 9,2 и 7 п.п., соответственно. При этом выполнение инвестиционной программы ОАО «РЖД» требует дополнительных источников финансирования в форме заемных, и возможно бюджетных средств.
 
При этом в целях повышения эффективности тарифной политики на железнодорожном транспорте целесообразно проведение дифференцированного изменения уровней тарифов на грузовые железнодорожные перевозки по видам сообщений, направлениям перевозок, номенклатуре перевозимых грузов, по типам и принадлежности подвижного состава. В 2010-2012 годах предельный среднегодовой рост тарифов на пассажирские железнодорожные перевозки в дальнем следовании в регулируемом секторе не превысит в среднем 10% ежегодно. Наряду с этим сохранится существующая практика дерегулирования тарифов на пассажирские перевозки в вагонах «СВ» и «купе» и скоростных поездах и дифференцированной индексации тарифов на пассажирские перевозки по календарным периодам года.
 
С учетом сложившейся экономической ситуации, прогнозируемого снижения объемов пассажирских перевозок, с целью обеспечения безубыточности пассажирского комплекса, завершения его реформирования, ликвидации перекрестного субсидирования, а также создания условий для выхода на рынок Федеральной пассажирской компании и иных независимых перевозчиков возможно потребуется уточнение размеров средств федерального бюджета на компенсацию потерь в доходах, связанных с осуществлением государственного регулирования тарифов на перевозку пассажиров в дальнем следовании в плацкартных и общих вагонах.
  
Тарифы на услуги связи
  
Прогноз изменения тарифов на услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи учитывает необходимость обеспечения доступности данных услуг в сложившихся экономических условиях, а также доведение указанных тарифов до уровня экономически обоснованных затрат с учетом нормативной прибыли, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 24.10.2005 г.              № 637 «О государственном регулировании тарифов на услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи». В прогнозный период на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов планируется прирост тарифов, который в среднем не превысит:
  • на услуги телеграфной связи – до 25% ежегодно. В настоящее время тариф компенсирует менее 50% экономически обоснованных затрат операторов связи на оказание этой услуги. При этом следует отметить, что резкое увеличение тарифов может привести к дальнейшему падению трафика;
  • на услуги «пересылки внутренней письменной корреспонденции»прирост в 2010 году – 12%, в 2011 году – 8,7%, в 2012 году – 7,6 процента. Данное увеличение тарифов позволит обеспечить безубыточность по регулируемой деятельности;
  • на услуги связи по распространению телерадиопрограмм общероссийских телерадиовещательных организаций, с учетом необходимости оптимизации прогнозируемых операционных затрат и сохранения уровня рентабельности, прирост в 2010 году – 11%, в 2011 году – 8% в 2012 году – 7,3 процента;
  • на услуги по предоставлению телефонных соединений:
 – «предоставление местных телефонных соединений с учетом абонентской линии», с учетом проведенных корректировок инвестиционной программы и принимаемых мер по снижению затрат по регулируемой деятельности, прирост в 2010 году – 11%, в 2011 году – 8,6%, в 2012 году – 7 процентов; 
 – «предоставление междугородных телефонных соединений» и «предоставление внутризоновых телефонных соединений» – в связи с обострением конкуренции на рынке предоставления услуг междугородней телефонной связи, а также продолжающимся перетоком внутризонового трафика в сети мобильной связи, тарифы не изменятся; 
 – «предоставление доступа к сети местной телефонной связи» – снижение тарифов до 10% ежегодно.
 
Параметры инфляции
 
В 2010 году инфляция по-прежнему будет находиться под воздействием спросовых ограничений, которые будут определяться, прежде всего, низкой мировой динамикой и консервативной денежной политикой. В связи с этим прогнозируется, что инфляция в 2010 году снизится до 10 процентов. К 2012 году предполагается снизить инфляцию до 5-7 процентов.
 
Налоговые условия
 
В сценарных условиях учтены принятые и введенные с 1 января 2009 г. налоговые ставки, а также изменения по порядку начисления, взимания и освобождения от обложения по основным статьям налогообложения: налога на добавленную стоимость, налога на прибыль, налога на добычу полезных ископаемых, единого социального налога и налога на доходы физических лиц. Дефицит бюджета в варианте 2а в 6,5% ВВП учитывает принятие дополнительного пакета мер по повышению налоговых ставок ( в т.ч. части акцизов) и уровня собираемости налогов.
 
Об основных макроэкономических параметрах экономического развития в 2010-2012 годах
 
Экономическое развитие в предстоящий период формируется под влиянием следующих факторов:
– скорости выхода мировой экономики из кризиса и динамики цен на основные сырьевые ресурсы;
– эффективности адаптации российских компаний и банков к кризису и потенциала повышения их конкурентоспособности, а также динамики инвестиционных программ инфраструктурных компаний;
– результативности воздействия на экономику мер государственной антикризисной политики, а также принятия дополнительных антикризисных мер на 2010-2011 годы.
 
Основные риски развития экономики в предстоящий период связаны с риском сохранения низкой динамики цен на основные сырьевые ресурсы и недостаточной эффективностью реализации основных мер государственной антикризисной программы.
 
Восстановление положительной динамики экономического роста возможно начиная с 2010 года, что во многом будет связано с проявлением эффекта принятых антикризисных мер. При сохранении умеренно низкой динамики цен на нефть в пределах 54-58 долларов США за баррель рост ВВП в 2010 году прогнозируется на уровне 0-1%, в 2011 году – 2-3%, в 2012 году – 3-4 процента. Достижение верхней границы возможно при усилении бюджетных мер антикризисной политики и повышения их эффективности.
 
По варианту 1а в 2010 году продолжится спад инвестиционной активности, вызванный, в том числе, дальнейшим сокращением государственных капитальных вложений. Снижение инвестиций в основной капитал составит 2,5-3%, что будет способствовать сохранению стагнации в инвестиционной сфере в 2011 году. Прирост инвестиций в 2011 году прогнозируется на уровне 4% преимущественно за счет низкой базы прошлых лет. Некоторое оживление инвестиционной активности предполагается с 2012 года за счет общего восстановления экономики. Прирост инвестиций в основной капитал может составить около 8%, в том числе за счет увеличения кредитных ресурсов и бюджетных средств в источниках финансирования капитальных вложений.
 
Реализация антикризисных мер и выделение дополнительных бюджетных средств на осуществление государственных капитальных вложений, предусмотренных в варианте 2а, будет одним из факторов приостановки тенденции спада в инвестиционной сфере в 2010 году. Прирост инвестиций в основной капитал прогнозируется около 0,5% преимущественно за счет роста капитальных вложений в видах деятельности с высокой долей бюджетного финансирования (транспорт, образование, здравоохранение, предоставление коммунальных услуг) и жилищном строительстве. Оживление инвестиционной активности предприятий всех видов деятельности прогнозируется с 2011 года с ускорением в 2012 году, в том числе за счет увеличения более чем в полтора раза кредитных ресурсов, направляемых на инвестиции. Прирост инвестиций в 2011 и 2012 годах по варианту 2а может составить около 6 и 9 процентов, соответственно.
 
В 2011-2012 годах прогнозируется постепенное восстановление положительной динамики промышленного производства до 1-2% в 2011 году и до 1,5-3% в 2012 году. Время и интенсивность поворота экономики от спада к оживлению и экономическому росту определяется в значительной степени результативностью и скоростью реализации основных мер государственной антикризисной политики, а также принятием дополнительных антикризисных мер на 2010-2011 годы.
 
Другим фактором повышения темпов роста экономики может послужить возрастающая динамика мировых цен на нефть. При выходе в 2010-2012 годах цен на нефть Urals на траекторию 60–70–77 долларов США за баррель темпы роста ВВП и доходов населения могут быть выше прогнозируемых по базовому варианту на 0,8-1,5 п.п., а темп роста инвестиций – на 1-1,7 п. пункта.
 
Рассмотренные варианты прогноза ориентируются на переход от спада к оживлению и росту российской экономики. Вместе с тем в экономическом развитии существуют риски, которые могут привести к стагнации российской экономики в 2010-2011 годах и даже к дальнейшему падению ВВП. Можно выделить следующие основные риски:
  • возможное снижение мировых нефтяных цен до 30-40 долларов за баррель с неизбежным в этом случае новым понижением курса рубля и усилением инфляции;
  • недостаточное бюджетное стимулирование экономики, чреватое сжатием государственного спроса и повышением неопределенности для бизнеса;
  • сокращение инвестиционных программ в инфраструктурных секторах из-за дефицита финансовых ресурсов или их неэффективного использования;
  • продолжение стагнации банковского кредита, нарастание «плохих долгов» и увеличение дисбаланса между ценой денег и падающей доходностью бизнеса;
  • отсутствие эффекта импортозамещения в условиях стабилизации курса рубля при дефиците инноваций и инвестиционных ресурсов. 
Динамика основных макроэкономических показателей
(темп роста к 2008г., уровень 2008 г. – 100%)
 
2008
2009
2012
1a
1b
2a
 ВВП
100
91,5
96,0
99,2
98,5
 Промышленность
100
87,5
89,3
93,0
91,5
 Инвестиции
100
78,6
85,7
89,0
90,9
Оборот розничной торговли
100
94,2
100,5
102,4
102,5
 Реальная заработная плата
100
95,4
98,5
101,4
99,6
 Экспорт*
100
92,9
93,9
96,4
93,9
 Импорт*
100
67,5
73,0
78,6
76,1
*индекс физического объема
 
Во всех рассмотренных вариантах экономика в прогнозный период до 2012 года не достигает своего максимального уровня 2008 года, даже в условиях вариантов с относительным ростом цен на нефть и менее жесткой денежной политикой. Основная разница в структуре спроса с 2008 годом связана с инвестициями, которые в зависимости от вариантов отстанут на 9-14%  от своего пика в 2008 году. Одним из важных факторов ограничивающих рост  инвестиций остаются более дорогие финансовые ресурсы. В то же время оборот розничной торговли, а также реальная заработная плата могут превысить уровень 2008 года.
 
Таким образом, все рассмотренные варианты прогноза носят достаточно консервативный характер и не обеспечивают в полной мере возврата в показателям инновационного развития.
 
Доходы населения
 
После значительного сокращения доходов населения в 2009 году, их восстановление будет идти умеренными темпами. За 2010-2012 годы реальная заработная плата вырастет на 4,4%, реальные располагаемые денежные доходы населения – на 7,3 процента.
 
Резкое снижение доходов населения во второй половине 2008 года не привело к адекватному снижению потребительских расходов. Динамика оборота розничной торговли оставалась на достаточно высоком уровне на фоне снижения большинства показателей, что отразилось на значительном ускорении снижения нормы сбережений домашних хозяйств. В 2009-2010 годах ожидается, что потребители скорректируют потребительские расходы под изменившиеся доходы, при этом норма сбережений может несколько возрасти, однако в дальнейшем восстановление потребительского кредита стабилизирует норму сбережений. Таким образом, динамика потребительских расходов будет приблизительно соответствовать рост реальных располагаемых доходов. За 2010-1012 годы розничный товарооборот вырастет на 8,7 процента.
 
 
2007
2008
2009
2010
2011
2012
Реальные располагаемые денежные доходы населения,
 % к предыдущему году
112,1
102,9
95,9
100,4
102,8
104,0
Оборот розничной торговли,
 % к предыдущему году
116,1
113,5
94,2
102,1
103,2
103,2
Норма сбережений домашних хозяйств, %
16,3
10,4
11,4
11,9
11,6
11,3
 
В варианте жесткой финансовой политики (вариант 1а) сдерживающими рост потребления факторами будут еще более низкие доходы населения, недостаток кредитных ресурсов. В результате оборот розничной торговли за 2010-2012 годы вырастет лишь на 6,7 процента.
 
Для поддержания покупательной способности заработной платы в бюджетных отраслях в прогнозный период предусматривается осуществлять ее индексацию в меру роста индекса потребительских цен.
Во всех вариантах прогноза предусматриваются одинаковые параметры пенсионного обеспечения.
 
Базовая часть трудовых пенсий в прогнозный период будет индексироваться темпами, которые позволят довести социальную пенсию в 2009 году до прожиточного минимума пенсионера и в дальнейшем поддерживать ее на этом уровне. В соответствии с принятыми решениями с 1 января 2010 года пенсионные права граждан, приобретенные до 2002 года, предполагается дополнительно проиндексировать на 10 процентов. Плюс 1% дополнительной индексации за каждый год стажа, заработанный до 1991 года. Таким образом, получит справедливую оценку трудовой вклад людей, работавших в советский период. В результате средний размер трудовых пенсий в 2010 году вырастет почти в 1,5 раза по сравнению с текущим периодом.
 
В целом за 2009-2012 годы средний размер трудовой пенсии увеличится более чем в 2 раза.
 
Реализация в 2010 году указанных выше мер позволит повысить уровень материальной обеспеченности пенсионеров. В результате коэффициент замещения (соотношение среднего размера пенсии и заработной платы) повысится почти до 40%, что соответствует принятым международным стандартам.
 
Прогнозные оценки среднемесячной заработной платы
и среднего размера трудовой пенсии (вариант 2а)
 
 
2008
отчет
2009
оценка
прогноз
2012
к 2008, %
2010
2011
2012
Номинальная среднемесячная заработная плата, рублей
17290
18536
20384
22618
25037
 
      % к предыдущему году
127,2
107,2
110,0
111,0
110,7
144,8
Средний размер трудовой пенсии (среднегодовой), рублей
4286
5311
7751
8683
9472
 
      % к предыдущему году
135,3
123,9
145,9
112,0
109,1
221,0
Соотношение среднего размера трудовой пенсии и номинальной среднемесячной заработной платы, %
24,8
28,6
38,0
38,4
37,8
 
 
Реализация мероприятий социальной политики по поддержке наименее обеспеченных категорий населения позволит не допустить значительного роста бедного населения вследствие падения доходов населения в 2009 году. Однако медленная динамика восстановления доходов населения будет препятствовать существенному сокращению бедного населения в прогнозный период. В результате, уровень бедности в 2012 году составит 13,6 процента.
 
Платежный баланс
 
Базовый вариант прогноза предполагает, что после значительных изменений в структуре платежного баланса в конце 2008 года и начале 2009 года, в целом большинство показателей платежного баланса до 2012 года будут находиться в относительном равновесии при незначительном восстановлении роста. Экспорт в прогнозный период будет оставаться приблизительно на уровне 2009 года в результате стабилизации мировых цен на сырье и физических объемов поставок. При этом невысокий внутренний спрос будет сдерживать спрос на импорт, и сальдо торгового баланса будет оставаться в 2009-2011 годах на уровне 70-80 млрд. долларов США.
 
Финансовый счет платежного баланса будет формироваться в значительно более жестких условиях, чем в докризисный период. Пересмотр отношения к финансовым рискам не позволит компаниям масштабно финансировать инвестиционные проекты за счет дешевых денег мирового рынка, а значительные платежи по внешним долгам в целом будут определять близкий к нулевому чистый приток капитала в российский частный сектор. С другой стороны, приток капитала может возобновиться со стороны государства при условии частичного финансирования дефицита бюджета за счет внешних займов.
 
Прогноз платежного баланса Российской Федерации
(вариант 2а)
 
 
2008
2009
2010
2011
2012
Счет текущих операций
102
38
31
25
6
Баланс товаров
180
84
81
76
70
Экспорт товаров
472
274
276
282
289
Импорт товаров
-292
-190
-195
-205
-219
Баланс услуг
-25
-17
-22
-28
-34
Баланс доходов и текущих трансфертов
-52
-29
-28
-23
-29
Счет операций с капиталом и финансовыми инструментами
-148
-37
20
5
12
Финансовый счет (кроме резервных активов)
-148
-37
20
5
12
Сектор государственного управления и органы денежно-кредитного регулирования
-16
-9
15
-5
-3
Чистый приток капитала в частный сектор .
-133
-28
5
10
15
Изменение валютных резервов ('+' –снижение, '-' –рост)
45
-1
-51
-30
-18
 
В результате сохранения положительных значений сальдо счета по текущим операциям и восстановления профицита финансового счета в ближайшие годы Центральный банк будет продолжать увеличивать свои валютные резервы, хотя и значительно меньшими темпами, чем в предкризисный период – на 100 млрд. долларов США за 2010-2012 годы. В условиях более высоких цен на нефть (вариант 1b) профицит торгового баланса значительно возрастет, достигнув 140 млрд. долларов США в 2012 году. Это будет требовать значительно более активного участия Банка России на валютном рынке. За три рассматриваемых года валютные резервы могут увеличиться на 250 млрд. долларов США
 
Денежно-кредитные показатели
 
Сжатие денежной массы в начальной фазе кризиса уже сменилось ее умеренным ростом. В целом в 2009 году  прогнозируется прирост денежной массы в национальном определении (денежного агрегата М2) на уровне 9-10%. Низкая динамика денежных агрегатов в текущем году обусловит снижение монетарного давления на динамику потребительских цен в среднесрочной перспективе. В 2010 году прирост денежной массы прогнозируется по варианту 1а на уровне 15-16 процентов. Это является следствием поступления денег по двум каналам: увеличения резервов Банка России на фоне продолжения значительного расходования средств, ранее абсорбированных в Резервном фонде, для финансирования дефицита федерального бюджета. В условиях варианта 2а прирост денежной массы в национальном определении прогнозируется в 2010 году на уровне 19-21%, в 2011-2012 годах в 20-22 процента.
 
Прогноз денежных показателей                                                                                                               (вариант 2а)
 
2008
Год
2009
год
оценка
Прогноз
2010 год
2011 год
2012 год
Индекс реального эффективного обменного курса рубля
105,1
91,8
101,5
99,3
99,3
Прирост валютных резервов, млрд. долл. США
-45
1,4
51
30,5
18
Темп прироста денежной массы (М2), в %
1,7
9-10
19-21
20-22
20-22
Прирост кредитов экономике, в %
35,9
1,9
12
15-17
22-24
в т.ч. населению
35,2
-4,7
3,5-4
8-9
15,5-16,5
         нефинансовым организациям
34,3
8,2
14-15
17-18
24-25
 
Увеличение банковского кредитования нефинансовых организаций и населения в 2009 году составит всего около 2 процентов. В условиях реализации варианта 1а прогнозируется увеличение кредитования нефинансовых организаций и населения в 2010 году на 9-10%, по варианту 2а – на 12 процентов. Таким образом, в реальном выражении (с учетом инфляции) по варианту 1а прогнозируется продолжение  кредитного сжатия, или стагнация, тогда как по варианту 2а – умеренный рост. В 2011 году кредитование нефинансовых организаций и населения в варианте 2а увеличится на 15-17%, в 2012 году – на 22-24 процента. Рост банковского кредитования будет зависеть не только от увеличения ресурсной базы банков (депозитов населения, дополнительной капитализации и внешних заимствований), но и от снижения рисков кредитования за счет предоставления государственных гарантий. Расширение активности банковского сектора и снижение процентных ставок является одним из важнейших факторов восстановления экономического роста в варианте 2а.
 
Министерство экономического развития Российской Федерации (Минэкономразвития России).